kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Моделирование воспитательно-образовательного процесса в ДОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексно-тематическая модель организации образовательных содержаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Моделирование воспитательно-образовательного процесса в ДОО»

Моделирование воспитательно-образовательного процесса в ДОО   Домашева Светлана Александровна, старший воспитатель, ГБДОУ детского сада №45 Невского района Санкт-Петербурга

Моделирование воспитательно-образовательного процесса в ДОО

Домашева Светлана Александровна,

старший воспитатель,

ГБДОУ детского сада №45

Невского района Санкт-Петербурга

Основные позиции обновления организации образовательного процесса:

Основные позиции обновления организации образовательного процесса:

  • Комплексно - тематическая модель организации образовательных содержаний. Тема выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме; реализуется в разных видах детской деятельности (тематический день, неделя, месяц)
  • Предметная среда гибко меняется в соответствии с содержанием – темой.
Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это: Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:

Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:

Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:

  • Образовательная деятельность в режимных моментах;
  • Организованная образовательная деятельность;
  • Самостоятельная деятельность детей.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе

  • Это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;
  • Включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Занятием должна стать интересная для детей Специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, Накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

Занятием должна стать интересная для детей

  • Специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение,
  • Накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.

Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

Самостоятельная деятельность детей

Самостоятельная деятельность детей

  • По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.
  • Но это не значит, что ребенок должен быть предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду и присмотр и уход за каждым ребенком.
Совместная деятельности взрослого и детей в процессе ОД и режимных моментов

Совместная деятельности взрослого и детей в процессе ОД и режимных моментов

  • включать воспитателя в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения):
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
  • открытый временной конец деятельности (каждый работает в своём темпе);
  • основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра.
Образовательная деятельность это

Образовательная деятельность это

  • деятельность по реализации образовательных программ
  • складывающаяся совокупность действий людей, направленная на культурное оформление и социализацию собственных склонностей, способностей и интересов за пределами урочных занятий.
Образовательная деятельность детей в режиме дня

Образовательная деятельность детей в режиме дня

  • Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должны быть запланирована и образовательная деятельность в режиме дня:
  • В утренние и вечерние часы
  • На прогулке
  • При проведении режимных моментов.
Цели образовательной деятельности в режиме дня:

Цели образовательной деятельности в режиме дня:

  • Охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья.
  • Формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
  • Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений.
  • Формирование у детей положительного отношения к труду.
Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:

Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:

  • Подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;
  • Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;
  • Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;
  • Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные;
Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:

Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:

  • Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориетированных проектов), коллекционирование, моделирование, игры- драматизации,
  • Беседы, речевые ситуации, составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;
  • Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации,
  • Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.
Основой образовательного процесса является планирование.

Основой образовательного процесса является планирование.

  • План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса.
  • Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.
Изменения в структуре планирования

Изменения в структуре планирования

  • Учебный блок заменяется на блоки образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей;
  • Увеличивается объем совместной деятельности взрослого и детей, в которую входит образовательная деятельность, осуществляемая как в ходе режимных моментов, так и при организации разных видов детской деятельности;
  • Изменяется содержание понятий «совместная деятельность взрослого и детей» и «образовательная деятельность».
  • В ФГОСе содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста. В первую очередь, назовем игру как ведущую деятельность детей дошкольников, а также коммуникативную, двигательную, продуктивную, познавательно-исследовательскую, трудовую, музыкально-художественную, чтение (восприятие) художественной литературы.
Изменения в структуре планирования (продолжение)

Изменения в структуре планирования (продолжение)

  • Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становиться самостоятельной деятельностью ребенка-дошкольника;
  • Совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия. Сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции и партнерской формы организации;
  • С учетом вышеназванных сущностных признаков организация совместной деятельности взрослых и детей должна распространяться как на проведение режимных моментов, так и на всю общеобразовательную деятельность.
План воспитательно-образовательной работы с детьми должен отвечать определенным требованиям:

План воспитательно-образовательной работы с детьми должен отвечать определенным требованиям:

  • Основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
  • На комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • На принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
  • Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • Планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.
При организации жизни детей педагогами учитываются:

При организации жизни детей педагогами учитываются:

  • задачи развития и воспитания;
  • возраст детей;
  • интересы, потребности и возможности самих детей;
  • установки и пожелания родителей.
Алгоритм планирования и отслеживания результатов Шаг первый - выбор основы для построения тематического календаря.

Алгоритм планирования и отслеживания результатов

Шаг первый - выбор основы для построения тематического календаря.

  • Это может быть планирование в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год ("Времена года", 'Труд взрослых", "Безопасность на дорогах", "Новый год", "Москва", "Дом и семья" и т. д.).
  • Или планирование на основе празднично-событийного цикла, основу которого составляют важные события в жизни детско-взрослого коллектива (День знаний, День рождения города, Осенняя ярмарка, Праздник фонариков, Новый год, День рождения группы, Мы путешествуем и т. д.).
Алгоритм планирования и отслеживания результатов Шаг второй - распределение тематики на учебный год с указанием временных интервалов.

Алгоритм планирования и отслеживания результатов

Шаг второй - распределение тематики на учебный год с указанием временных интервалов.

  • Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям.
  • Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем.
  • Обязательным условием при этом являются учёт особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников,
  • Разнообразие форм работы и видов деятельности, которые предусмотрены для реализации ООП дошкольной образовательной организации (ДОО)
Алгоритм планирования и отслеживания результатов

Алгоритм планирования и отслеживания результатов

  • третий шаг: составление календарного плана на основе перспективного
Календарный план содержит Взаимосвязь основных направлений работы, видов деятельности детей, образовательных областей, Форм образовательной деятельности с учётом части программы, формируемой участниками образовательных отношений, включая время для: – ООД (не связанной с одновременным проведением РМ), осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, изобразительной и др.); – Образовательной деятельности, осуществляемой в ходе РМ (во время утреннего приёма детей в ДОУ, прогулки, подготовки к приёмам пищи, дневному сну и т.п.); – Самостоятельной деятельности детей; – Взаимодействия с семьями детей по реализации ООП ДО.

Календарный план содержит

  • Взаимосвязь основных направлений работы, видов деятельности детей, образовательных областей,
  • Форм образовательной деятельности с учётом части программы, формируемой участниками образовательных отношений, включая время для:

– ООД (не связанной с одновременным проведением РМ), осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, изобразительной и др.);

– Образовательной деятельности, осуществляемой в ходе РМ (во время утреннего приёма детей в ДОУ, прогулки, подготовки к приёмам пищи, дневному сну и т.п.);

– Самостоятельной деятельности детей;

– Взаимодействия с семьями детей по реализации ООП ДО.

Пример написания конспекта 1. Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе 2. Разработан в соответствии с тематической неделей «какой?» 3. Тема: (указать тему занятия) 4. Задачи ООД (задачи перечисляются, задача может проходить через несколько областей) : обучающие развивающие воспитательные  5. Предполагаемый результат:

Пример написания конспекта

1. Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе

2. Разработан в соответствии с тематической неделей «какой?»

3. Тема: (указать тему занятия)

4. Задачи ООД (задачи перечисляются, задача может проходить через несколько областей) :

  • обучающие
  • развивающие
  • воспитательные

5. Предполагаемый результат:

Пример написания конспекта 6. Виды деятельности: (перечислить те, которые будут использованы в ООД: продуктивная, коммуникативная и т. д.) 7. Формы организации совместной деятельности.  (прописываются те формы, которые соответствуют указанным видам деятельности и применяются в ОД) 8. Индивидуальная работа: 9. Предварительная работа: (если необходимо) 10. Оборудование к ООД: (перечислить: деманстрационный материал, раздаточный материал) 11. Участие родителей в проведение ООД: (если это необходимо) 12. Ход ООД:

Пример написания конспекта

6. Виды деятельности: (перечислить те, которые будут использованы в ООД: продуктивная, коммуникативная и т. д.)

7. Формы организации совместной деятельности.

(прописываются те формы, которые соответствуют указанным видам деятельности и применяются в ОД)

8. Индивидуальная работа:

9. Предварительная работа: (если необходимо)

10. Оборудование к ООД: (перечислить: деманстрационный материал, раздаточный материал)

11. Участие родителей в проведение ООД: (если это необходимо)

12. Ход ООД:

Формы и методы проведения интегрированных ООД

Формы и методы проведения интегрированных ООД

Социально-коммуникативное развитие направлено на

Социально-коммуникативное развитие направлено на

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
ОО «Социально-коммуникативное развитие» - форма проведения

ОО «Социально-коммуникативное развитие» - форма проведения

  • экскурсии,
  • ролевые игры по литературным сюжетам,
  • инсценирование,
  • драматизация,
  • выразительное чтение стихотворений (конкурс чтецов)
  • рисование,
  • создание собственных рассказов и сказок, стихов, загадок;
  • тематические путешествия
Речевое развитие включает

Речевое развитие включает

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
ОО «Речевое развитие» - форма проведения

ОО «Речевое развитие» - форма проведения

  • литературная гостиная,
  • экскурсия в виртуальную библиотеку (например: читальный зал),
  • ролевые игры по литературным сюжетам,
  • инсценирование,
  • драматизация,
  • выразительное чтение стихотворений (конкурс чтецов),
  • рисование,
  • создание собственных рассказов и сказок, стихов, загадок;
  • тематические путешествия (в виртуальный зоопарк – если тема «Дикие животные», на ферму/в деревню - если «Домашние животные»и т. д,
  • прессконференции для старших дошкольников,
  • просмотр мультфильма и обсуждение.
Познавательное развитие предполагает

Познавательное развитие предполагает

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
ОО «Познавательное развитие» - формы организации

ОО «Познавательное развитие» - формы организации

  • познавательные игры,
  • исследовательская деятельность,
  • детское экспериментирование,
  • проблемно-поисковые ситуации,
  • экскурсии (на «стройку», если тема «профессии»)
  • просмотр кукольных спектаклей с последующей беседой по ним,
  • КВН.
Художественно-эстетическое развитие предполагает

Художественно-эстетическое развитие предполагает

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
ОО «Художественно-эстетическое развитие» - формы организации

ОО «Художественно-эстетическое развитие» - формы организации

  • беседа,
  • виртуальные экскурсии в филармонию,
  • викторина «Угадай мелодию»,
  • посещение тематического праздника,
  • театральные этюды;
  • игры-драматизации,
  • репетиции и разыгрывание разнообразных сказок,
  • инсценировки,
  • творческие мастерские,
  • ролевые игры по литературным сюжетам,
  • драматизация и т. д.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

  • двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
  • способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
  • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
  • становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
ОД для ОО «Физическое развитие» - форма проведения

ОД для ОО «Физическое развитие» - форма проведения

  • упражнения, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
  • образовательная деятельность по формированию начальных представлений о некоторых видах спорта,
  • овладение подвижными играми с правилами;
  • закаливание и др.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит

  • от возрастных и индивидуальных особенностей детей,
  • определяется целями и задачами Программы
  • может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):
Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:

Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:

  • с одним ребенком;
  • с подгруппой детей;
  • с целой группой детей.
Выбор количества детей зависит от: возрастных и индивидуальных особенностей детей; вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная); их интереса к данной деятельности; сложности материала; Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

Выбор количества детей зависит от:

  • возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная);
  • их интереса к данной деятельности;
  • сложности материала;

Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

выводы:   1. ООД способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной. 2. У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность. 3. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс.

выводы:

1. ООД способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной.

2. У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность.

3. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс.

выводы:   4. ООД объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. 5. ООД способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество. 6. Интеграция помогает сократить количество ОД, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.

выводы:

4. ООД объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

5. ООД способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.

6. Интеграция помогает сократить количество ОД, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Моделирование воспитательно-образовательного процесса в ДОО

Автор: Домашева Светлана Александровна

Дата: 08.05.2022

Номер свидетельства: 606342


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства