kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Модель развивающей предметно-пространственной среды как средство развития сенсорных эталонов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правильно организованная развивающая среда - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребенка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимых для полноценного физического, познавательного, социального, эстетического развития младших дошкольников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Модель развивающей предметно-пространственной среды как средство развития сенсорных эталонов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 170 ГОРОДА ДОНЕЦКА»  МОДЕЛЬ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ  КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ   Подготовил: Старший воспитатель Василенко Елена Александровна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 170 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

МОДЕЛЬ

РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ

Подготовил: Старший воспитатель

Василенко Елена Александровна

«В развитии ребенка образование и среда  играют большую роль, чем наследственность.  Вопрос в том, какое образование и какая среда  лучше всего развивают потенциальные  способности ребенка»  Массару Ибука     Правильно организованная развивающая среда - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребенка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимых для полноценного физического, познавательного, социального, эстетического развития младших дошкольников.

«В развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность. Вопрос в том, какое образование и какая среда лучше всего развивают потенциальные способности ребенка» Массару Ибука 

Правильно организованная развивающая среда - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребенка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимых для полноценного физического, познавательного, социального, эстетического развития младших дошкольников.

Проблема организации развивающей среды в целом рассматривалась, многими исследователями в различные исторические периоды.  Особую роль предметной среды в становлении личности ребёнка подчёркивают в своих исследованиях Р.Б.Стеркина, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, Н.А.Рауцкая, В.С.Мухина.  Сенсорное воспитание предполагает, прежде всего, правильную организацию предметно-развивающей среды. Ветлугина Наталья Алексеевна Мухина Валерия Сергеевна Запорожец Александр Владимирович Усова Александра Платоновна Сакулина Венгер Нина Леонид Павловна Абрамович

Проблема организации развивающей среды в целом рассматривалась, многими исследователями в различные исторические периоды.

Особую роль предметной среды в становлении личности ребёнка подчёркивают в своих исследованиях Р.Б.Стеркина, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, Н.А.Рауцкая, В.С.Мухина.

Сенсорное воспитание предполагает, прежде всего, правильную организацию предметно-развивающей среды.

Ветлугина

Наталья

Алексеевна

Мухина

Валерия Сергеевна

Запорожец

Александр Владимирович

Усова Александра Платоновна

Сакулина

Венгер

Нина

Леонид

Павловна

Абрамович

Современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей – рассматриваются как необходимые составляющие предметно-развивающей среды.  Предметная среда создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических игр, материалов, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей и помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребёнка.

Современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей – рассматриваются как необходимые составляющие предметно-развивающей среды.

Предметная среда создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических игр, материалов, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей и помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребёнка.

Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой.  Предметы обстановки группы подбираются таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величину материалов, гармонию окружающего мира.  Много места, как правило, отводится естественному природному и различному бросовому материалу.  Для развития мелкой моторики рук необходимы специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, матрёшки, шнуровки.

Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой.

Предметы обстановки группы подбираются таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величину материалов, гармонию окружающего мира.

Много места, как правило, отводится естественному природному и различному бросовому материалу.

Для развития мелкой моторики рук необходимы специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, матрёшки, шнуровки.

ТРЕБОВАНИЯ К ИГРУШКАМ И ПРЕДМЕТАМ ЧИСТЫЕ ЦВЕТА РАЗНЫХ РАЗМЕРОВ РАЗНООБРАЗНЫЙ ХАРАКТЕР ПОВЕРХНОСТИ ВОЗМОЖНОСТЬ ЧУВСТВОВАТЬ АРОМАТ ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗВЛЕКАТЬ ЗВУК ЧЁТКАЯ НЕСЛОЖНАЯ ФОРМА РАЗНООБРАЗНЫЙ И БЕЗОПАСНЫЙ МАТЕРИАЛ

ТРЕБОВАНИЯ К ИГРУШКАМ И ПРЕДМЕТАМ

ЧИСТЫЕ ЦВЕТА

РАЗНЫХ РАЗМЕРОВ

РАЗНООБРАЗНЫЙ ХАРАКТЕР ПОВЕРХНОСТИ

ВОЗМОЖНОСТЬ ЧУВСТВОВАТЬ АРОМАТ

ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗВЛЕКАТЬ ЗВУК

ЧЁТКАЯ

НЕСЛОЖНАЯ

ФОРМА

РАЗНООБРАЗНЫЙ И БЕЗОПАСНЫЙ МАТЕРИАЛ

ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ

  • предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования ;
  • предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования ;
  • предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
  • предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;

Обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих вынести на первый план ту или иную функцию пространства

  • Позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников;
  • Позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников;

В Государственном образовательном стандарте выделены требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы), которые включают следующие принципы:

ИНФОРМАТИВНОСТИ

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ

ТРАНСФОРМИРУЕМОСТИ

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ  Можно выделить две основные причины плохой организации развивающей среды ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТАРЕВШЕГО ПОДХОДА ПОНИМАНИЕ СРЕДЫ КАК ФОНА  Нарушение целостности и отсутствие разнообразия так же снижает интерес воспитанников к среде, а также может увеличить утомляемость и доставить дискомфорт.  Это происходит, когда развивающая среда состоит из набора не связанных центров или жёстко зонируется, либо если по каким-то причинам, педагоги делают необоснованный упор на определённый вид деятельности, либо, когда пространство перенасыщено устаревшими или однообразными игрушками и другими материалами.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Можно выделить две основные причины плохой организации развивающей среды

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТАРЕВШЕГО ПОДХОДА

ПОНИМАНИЕ СРЕДЫ КАК ФОНА

Нарушение целостности и отсутствие разнообразия так же снижает интерес воспитанников к среде, а также может увеличить утомляемость и доставить дискомфорт.

Это происходит, когда развивающая среда состоит из набора не связанных центров или жёстко зонируется, либо если по каким-то причинам, педагоги делают необоснованный упор на определённый вид деятельности, либо, когда пространство перенасыщено устаревшими или однообразными игрушками и другими материалами.

Для развития сенсорных эталонов очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов: испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними. Все действия такого рода обогащают сенсорный опыт детей, развивают способность ориентировки в окружающем.  Среда должна быть обучающей. Прямое обучение не всегда ведёт к осознанию изучаемого содержания и возможности его использования. А детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности.

Для развития сенсорных эталонов очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов: испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними. Все действия такого рода обогащают сенсорный опыт детей, развивают способность ориентировки в окружающем.

Среда должна быть обучающей. Прямое обучение не всегда ведёт к осознанию изучаемого содержания и возможности его использования. А детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности.

В условиях предметно-развивающей среды ребёнок не только познаёт свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий. Так начинается процесс формирования элементарных навыков коммуникации, ведущая роль в котором отводится воспитателю. Он – образец для подражания, через него происходит передача общечеловеческих нравственных норм и правил.

В условиях предметно-развивающей среды ребёнок не только познаёт свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий.

Так начинается процесс формирования элементарных навыков коммуникации, ведущая роль в котором отводится воспитателю. Он – образец для подражания, через него происходит передача общечеловеческих нравственных норм и правил.

Предметно-развивающая среда должна комфортно сочетать современный дизайн, т.е. эстетичность и возрастную функциональность, радость, интерес, чувство удовольствия. Поэтому организация предметно-развивающей среды должна осуществляться на основе возрастных особенностей детей, психологической характеристики группы.  Предметно-развивающая среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая, меняющаяся, живая система, обогащающаяся новизной. Предметно-развивающая среда несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка, она воспитывает и развивает его.

Предметно-развивающая среда должна комфортно сочетать современный дизайн, т.е. эстетичность и возрастную функциональность, радость, интерес, чувство удовольствия. Поэтому организация предметно-развивающей среды должна осуществляться на основе возрастных особенностей детей, психологической характеристики группы.

Предметно-развивающая среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая, меняющаяся, живая система, обогащающаяся новизной. Предметно-развивающая среда несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка, она воспитывает и развивает его.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ 7

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ

7


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Василенко Елена Александровна

Дата: 02.12.2019

Номер свидетельства: 529815


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1570 руб.
2240 руб.
1580 руб.
2260 руб.
1480 руб.
2110 руб.
1710 руб.
2440 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства