kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Модель развивающей предметно-пространственной среды как средство развития сенсорных эталонов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правильно организованная развивающая среда - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребенка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимых для полноценного физического, познавательного, социального, эстетического развития младших дошкольников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Модель развивающей предметно-пространственной среды как средство развития сенсорных эталонов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 170 ГОРОДА ДОНЕЦКА»  МОДЕЛЬ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ  КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ   Подготовил: Старший воспитатель Василенко Елена Александровна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 170 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

МОДЕЛЬ

РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ

Подготовил: Старший воспитатель

Василенко Елена Александровна

«В развитии ребенка образование и среда  играют большую роль, чем наследственность.  Вопрос в том, какое образование и какая среда  лучше всего развивают потенциальные  способности ребенка»  Массару Ибука     Правильно организованная развивающая среда - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребенка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимых для полноценного физического, познавательного, социального, эстетического развития младших дошкольников.

«В развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность. Вопрос в том, какое образование и какая среда лучше всего развивают потенциальные способности ребенка» Массару Ибука 

Правильно организованная развивающая среда - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребенка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимых для полноценного физического, познавательного, социального, эстетического развития младших дошкольников.

Проблема организации развивающей среды в целом рассматривалась, многими исследователями в различные исторические периоды.  Особую роль предметной среды в становлении личности ребёнка подчёркивают в своих исследованиях Р.Б.Стеркина, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, Н.А.Рауцкая, В.С.Мухина.  Сенсорное воспитание предполагает, прежде всего, правильную организацию предметно-развивающей среды. Ветлугина Наталья Алексеевна Мухина Валерия Сергеевна Запорожец Александр Владимирович Усова Александра Платоновна Сакулина Венгер Нина Леонид Павловна Абрамович

Проблема организации развивающей среды в целом рассматривалась, многими исследователями в различные исторические периоды.

Особую роль предметной среды в становлении личности ребёнка подчёркивают в своих исследованиях Р.Б.Стеркина, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, Н.А.Рауцкая, В.С.Мухина.

Сенсорное воспитание предполагает, прежде всего, правильную организацию предметно-развивающей среды.

Ветлугина

Наталья

Алексеевна

Мухина

Валерия Сергеевна

Запорожец

Александр Владимирович

Усова Александра Платоновна

Сакулина

Венгер

Нина

Леонид

Павловна

Абрамович

Современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей – рассматриваются как необходимые составляющие предметно-развивающей среды.  Предметная среда создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических игр, материалов, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей и помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребёнка.

Современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей – рассматриваются как необходимые составляющие предметно-развивающей среды.

Предметная среда создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических игр, материалов, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей и помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребёнка.

Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой.  Предметы обстановки группы подбираются таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величину материалов, гармонию окружающего мира.  Много места, как правило, отводится естественному природному и различному бросовому материалу.  Для развития мелкой моторики рук необходимы специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, матрёшки, шнуровки.

Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой.

Предметы обстановки группы подбираются таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величину материалов, гармонию окружающего мира.

Много места, как правило, отводится естественному природному и различному бросовому материалу.

Для развития мелкой моторики рук необходимы специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, матрёшки, шнуровки.

ТРЕБОВАНИЯ К ИГРУШКАМ И ПРЕДМЕТАМ ЧИСТЫЕ ЦВЕТА РАЗНЫХ РАЗМЕРОВ РАЗНООБРАЗНЫЙ ХАРАКТЕР ПОВЕРХНОСТИ ВОЗМОЖНОСТЬ ЧУВСТВОВАТЬ АРОМАТ ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗВЛЕКАТЬ ЗВУК ЧЁТКАЯ НЕСЛОЖНАЯ ФОРМА РАЗНООБРАЗНЫЙ И БЕЗОПАСНЫЙ МАТЕРИАЛ

ТРЕБОВАНИЯ К ИГРУШКАМ И ПРЕДМЕТАМ

ЧИСТЫЕ ЦВЕТА

РАЗНЫХ РАЗМЕРОВ

РАЗНООБРАЗНЫЙ ХАРАКТЕР ПОВЕРХНОСТИ

ВОЗМОЖНОСТЬ ЧУВСТВОВАТЬ АРОМАТ

ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗВЛЕКАТЬ ЗВУК

ЧЁТКАЯ

НЕСЛОЖНАЯ

ФОРМА

РАЗНООБРАЗНЫЙ И БЕЗОПАСНЫЙ МАТЕРИАЛ

ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ

  • предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования ;
  • предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования ;
  • предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
  • предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;

Обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих вынести на первый план ту или иную функцию пространства

  • Позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников;
  • Позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников;

В Государственном образовательном стандарте выделены требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы), которые включают следующие принципы:

ИНФОРМАТИВНОСТИ

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ

ТРАНСФОРМИРУЕМОСТИ

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ  Можно выделить две основные причины плохой организации развивающей среды ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТАРЕВШЕГО ПОДХОДА ПОНИМАНИЕ СРЕДЫ КАК ФОНА  Нарушение целостности и отсутствие разнообразия так же снижает интерес воспитанников к среде, а также может увеличить утомляемость и доставить дискомфорт.  Это происходит, когда развивающая среда состоит из набора не связанных центров или жёстко зонируется, либо если по каким-то причинам, педагоги делают необоснованный упор на определённый вид деятельности, либо, когда пространство перенасыщено устаревшими или однообразными игрушками и другими материалами.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Можно выделить две основные причины плохой организации развивающей среды

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТАРЕВШЕГО ПОДХОДА

ПОНИМАНИЕ СРЕДЫ КАК ФОНА

Нарушение целостности и отсутствие разнообразия так же снижает интерес воспитанников к среде, а также может увеличить утомляемость и доставить дискомфорт.

Это происходит, когда развивающая среда состоит из набора не связанных центров или жёстко зонируется, либо если по каким-то причинам, педагоги делают необоснованный упор на определённый вид деятельности, либо, когда пространство перенасыщено устаревшими или однообразными игрушками и другими материалами.

Для развития сенсорных эталонов очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов: испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними. Все действия такого рода обогащают сенсорный опыт детей, развивают способность ориентировки в окружающем.  Среда должна быть обучающей. Прямое обучение не всегда ведёт к осознанию изучаемого содержания и возможности его использования. А детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности.

Для развития сенсорных эталонов очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов: испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними. Все действия такого рода обогащают сенсорный опыт детей, развивают способность ориентировки в окружающем.

Среда должна быть обучающей. Прямое обучение не всегда ведёт к осознанию изучаемого содержания и возможности его использования. А детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности.

В условиях предметно-развивающей среды ребёнок не только познаёт свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий. Так начинается процесс формирования элементарных навыков коммуникации, ведущая роль в котором отводится воспитателю. Он – образец для подражания, через него происходит передача общечеловеческих нравственных норм и правил.

В условиях предметно-развивающей среды ребёнок не только познаёт свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий.

Так начинается процесс формирования элементарных навыков коммуникации, ведущая роль в котором отводится воспитателю. Он – образец для подражания, через него происходит передача общечеловеческих нравственных норм и правил.

Предметно-развивающая среда должна комфортно сочетать современный дизайн, т.е. эстетичность и возрастную функциональность, радость, интерес, чувство удовольствия. Поэтому организация предметно-развивающей среды должна осуществляться на основе возрастных особенностей детей, психологической характеристики группы.  Предметно-развивающая среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая, меняющаяся, живая система, обогащающаяся новизной. Предметно-развивающая среда несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка, она воспитывает и развивает его.

Предметно-развивающая среда должна комфортно сочетать современный дизайн, т.е. эстетичность и возрастную функциональность, радость, интерес, чувство удовольствия. Поэтому организация предметно-развивающей среды должна осуществляться на основе возрастных особенностей детей, психологической характеристики группы.

Предметно-развивающая среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая, меняющаяся, живая система, обогащающаяся новизной. Предметно-развивающая среда несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка, она воспитывает и развивает его.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ 7

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ

7


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Василенко Елена Александровна

Дата: 02.12.2019

Номер свидетельства: 529815


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства