Модель развивающей предметно-пространственной среды как средство развития сенсорных эталонов
Модель развивающей предметно-пространственной среды как средство развития сенсорных эталонов
Правильно организованная развивающая среда - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребенка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимых для полноценного физического, познавательного, социального, эстетического развития младших дошкольников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Модель развивающей предметно-пространственной среды как средство развития сенсорных эталонов»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 170 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
МОДЕЛЬ
РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ
Подготовил: Старший воспитатель
Василенко Елена Александровна
«В развитии ребенка образование и средаиграют большую роль, чем наследственность.Вопрос в том, какое образование и какая средалучше всего развивают потенциальныеспособности ребенка»Массару Ибука
Правильно организованная развивающая среда - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребенка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимых для полноценного физического, познавательного, социального, эстетического развития младших дошкольников.
Проблема организации развивающей среды в целом рассматривалась, многими исследователями в различные исторические периоды.
Особую роль предметной среды в становлении личности ребёнка подчёркивают в своих исследованиях Р.Б.Стеркина, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, Н.А.Рауцкая, В.С.Мухина.
Сенсорное воспитание предполагает, прежде всего, правильную организацию предметно-развивающей среды.
Ветлугина
Наталья
Алексеевна
Мухина
Валерия Сергеевна
Запорожец
Александр Владимирович
Усова Александра Платоновна
Сакулина
Венгер
Нина
Леонид
Павловна
Абрамович
Современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей – рассматриваются как необходимые составляющие предметно-развивающей среды.
Предметная среда создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических игр, материалов, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей и помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребёнка.
Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой.
Предметы обстановки группы подбираются таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величину материалов, гармонию окружающего мира.
Много места, как правило, отводится естественному природному и различному бросовому материалу.
Для развития мелкой моторики рук необходимы специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, матрёшки, шнуровки.
ТРЕБОВАНИЯ К ИГРУШКАМ И ПРЕДМЕТАМ
ЧИСТЫЕ ЦВЕТА
РАЗНЫХ РАЗМЕРОВ
РАЗНООБРАЗНЫЙ ХАРАКТЕР ПОВЕРХНОСТИ
ВОЗМОЖНОСТЬ ЧУВСТВОВАТЬ АРОМАТ
ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗВЛЕКАТЬ ЗВУК
ЧЁТКАЯ
НЕСЛОЖНАЯ
ФОРМА
РАЗНООБРАЗНЫЙ И БЕЗОПАСНЫЙ МАТЕРИАЛ
ТРЕБОВАНИЯК ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ
предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования ;
предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования ;
предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
Обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих вынести на первый план ту или иную функцию пространства
Позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников;
Позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников;
В Государственном образовательном стандарте выделены требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы), которые включают следующие принципы:
ИНФОРМАТИВНОСТИ
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ
ТРАНСФОРМИРУЕМОСТИ
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Можно выделить две основные причины плохой организации развивающей среды
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТАРЕВШЕГО ПОДХОДА
ПОНИМАНИЕ СРЕДЫ КАК ФОНА
Нарушение целостности и отсутствие разнообразия так же снижает интерес воспитанников к среде, а также может увеличить утомляемость и доставить дискомфорт.
Это происходит, когда развивающая среда состоит из набора не связанных центров или жёстко зонируется, либо если по каким-то причинам, педагоги делают необоснованный упор на определённый вид деятельности, либо, когда пространство перенасыщено устаревшими или однообразными игрушками и другими материалами.
Для развития сенсорных эталонов очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов: испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними. Все действия такого рода обогащают сенсорный опыт детей, развивают способность ориентировки в окружающем.
Среда должна быть обучающей. Прямое обучение не всегда ведёт к осознанию изучаемого содержания и возможности его использования. А детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности.
В условиях предметно-развивающей среды ребёнок не только познаёт свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий.
Так начинается процесс формирования элементарных навыков коммуникации, ведущая роль в котором отводится воспитателю. Он – образец для подражания, через него происходит передача общечеловеческих нравственных норм и правил.
Предметно-развивающая среда должна комфортно сочетать современный дизайн, т.е. эстетичность и возрастную функциональность, радость, интерес, чувство удовольствия. Поэтому организация предметно-развивающей среды должна осуществляться на основе возрастных особенностей детей, психологической характеристики группы.
Предметно-развивающая среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая, меняющаяся, живая система, обогащающаяся новизной. Предметно-развивающая среда несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка, она воспитывает и развивает его.