Просмотр содержимого документа
«Методика шести шляп.docx»
ТЕМА: МЕТОД ШЕСТИ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ Э. БОНО
Тип: сообщение и усвоение новых знаний
Форма: практическое занятие
Оборудование: 6 шляп, кубик, таблицы, ключевые слова, рекомендации по творческому развитию ребенка
Цель:
Познакомить с методом развития творческого мышления – методом «Шести Шляп Мышления» Эдварда де Боно
Задачи:
Показать участникам возможности использования резервов группового мышления
Воспитывать культуру обмена мнениями
Способствовать дальнейшему развитию эффективного творческого мышления студентов
Продолжить работу над формированием компетенций: познавательной, информационной, коммуникативной, общекультурной, компетенцией личностного совершенствования
1. Актуализация знаний
Мы продолжаем изучение раздела «Психология творческой одаренности». Прежде чем приступить к новой теме, ответьте на вопросы:
Почему развитие творческой одаренности у детей является одной из актуальных проблем современного образования?
Что в психологии понимается под творческой одаренностью?
Каким образом проявляется творческая одаренность?
2. Сообщение тему занятия, постановка учебных задач
Одним из особенностей проявлений творческой одаренности является умение видеть проблемы. Поиск проблемы – дело непростое. Неслучайно мы говорим о способности творчески одаренного человека видеть проблемы как об особом даре. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности, и все же для его развития можно подобрать специальные упражнения и методики. Сегодня мы рассмотрим интересную методику известного психолога Эдварда де Боно «Шесть Шляп Мышления», «Шесть думательных Шляп» (SixThinkingHats). В ходе занятия вы самостоятельно ведете записи, затем в конце мы определим самый удачный конспект, одним из критериев которого будет оригинальность.
3. Общее знакомство с методом Э. Боно
Автор считает, что творческое начало не является природным качеством ума. Творчеству можно и нужно учить. В основе «Шести Шляп» лежит идея параллельного мышления (латеральное). При традиционном мышлении мы полемизируем, дискутируем, чаще всего выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии.
- Что мы понимаем под параллельным мышлением? (боковое; латеральное; конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют).
- С какими трудностями мы сталкиваемся при решении какой-либо задачи, проблемы, ситуации?
1. Эмоции (часто мы склонны опираться на чутье, эмоции и предрассудки).
2. Беспомощность (я не знаю, что делать, с чего начать).
3. Путаница (мы пытаемся удержать в уме все сразу).
Метод Шести Шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.
В цветной печати основные цвета наносятся на бумагу по отдельности. Но, в конце концов, все они смешиваются и дают цветную картинку. Данный метод предлагает сделать то же самое в отношении нашего мышления. Вместо того, чтобы думать обо всем одновременно, мы можем научиться оперировать различными аспектами нашего мышления по очереди. В конце работы все эти аспекты будут собраны вместе, и мы получим «полноцветное мышление».
Почему используется головной убор - шляпа?
Шляпа - это предмет туалета, которую легко надеть и снять. Головной убор указывает, какую социальную роль играет в данный момент человек (бейсбольная кепка, солдатская пилотка и т.д.), а в соответствии с этим предлагает новую модель поведения, новый взгляд на окружающее.
3. Описание Метода Шести Шляп
Шесть метафорических Шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления.
БЕЛАЯ ШЛЯПА:
- С чем связан белый цвет? (бумага, документальность, факты, цифры и информация).
Белый цвет наводит на мысль о бумаге. Белая Шляпа связана с информацией, используется для привлечения прямого внимания к имеющейся в распоряжении информации или пропущенной информации (люди чаще передают мнение о информации, а не саму информацию). В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.
- Какими будут вопросы, если мы надеваем Белую Шляпу?
- Какая информация у нас есть? Какая информация нам нужна? Какой информации нам не хватает? Как получить недостающую информацию? Какие вопросы мы должны задать? Как мы собираемся получить новую информацию? На какие вопросы мы должны получить ответы?
КРАСНАЯ ШЛЯПА: свет, огонь, тепло, эмоции, чувства, интуиция и предчувствия.
Красный наводит на мысль об огне и тепле. Красная Шляпа связана с чувствами, интуицией и эмоциями. Вы можете не осознавать, почему вам что-то нравится, или почему не нравится. Когда используется красная шляпа, у нас появляется возможность описать свои чувства и интуицию без каких бы то ни было объяснений. Ваши чувства существуют, и Красная Шляпа дает возможность их изложить. Это право на собственное мнение. В режиме Красной Шляпы появляется возможность высказать свои чувства, догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.
- Вопросы какого характера возникнут под Красной Шляпой?
Черный цвет напоминает о мантии судьи, означает осторожность. Неслучайно основная функция – предостережение. Черная Шляпа позволяет дать волю критическим оценкам, опасениям, защищая нас от безрассудных и непродуманных действий. Она говорит, почему что-то может не получиться. Без Черной Шляпы мы постоянно попадали бы в беду. Указывает на возможные риски и подводные камни. Черная Шляпа позволяет сосредоточить свое внимание на обнаружении слабых мест в обсуждаемой проблеме. Это, возможно, самая полезная Шляпа (чаще всего используемая). Однако Черной Шляпой нельзя злоупотреблять, так как злоупотребление опасно само по себе.
- Назовите характерные для Черной Шляпы вопросы.
- Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? Стоит ли это делать? Какие слабые места?
ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА: растение, рост, развитие, энергия. Исследования, предложения, новые идеи, возможности альтернативы, креативность, творческое вдохновение.
Находясь под Зеленой Шляпой, мы придумываем новые идеи, подходы, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет. Зеленая Шляпа позволяет думать о новых возможностях, о внесении предложений, альтернатив, говорить о вариациях существующих идей. Когда используется Зеленая Шляпа, каждый прикладывает творческие усилия.
- Какие вопросы чаще всего будут звучать под Зеленой Шляпой?
- Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?
СИНЯЯ ШЛЯПА: размышления, управление процессом. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага. Выдвижение программы мышления в данной ситуации.
Синяя Шляпа предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. Эта Шляпа предлагает посмотреть на сам процесс мышления. В частности, ее используют в начале любого процесса обсуждения для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели. Синяя Шляпа упорядочивает последовательность применяемых шляп, суммирует достигнутое.
- Какими будут вопросы у человека в синей шляпе?
- Чего мы хотим достичь в конце наших размышлений? Что можно делать дальше? Чего мы хотим добиться?Чего мы достигли на текущий момент?
С Желтой Шляпой мы пытаемся найти ценное и выгодное. Желтая Шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи, предложения и их логическое обоснование. Даже если не нравится идея, Шляпа предлагает искать выгодные моменты, хорошие стороны.
- Что в этом хорошего? Каковы преимущества? Кому это выгодно? Откуда появятся преимущества? Каковы различные ценности? Зачем это делать? Каковыми будут результаты? Есть ли в этом выгодные стороны? При каких условиях это будет выгодно?
- Какие вопросы задаст человек под Желтой Шляпой?
- Что, по вашему мнению, относится к преимуществам данного метода?
(обсуждение проблемы любой сложности, легко запоминается метафора – шляпа, возможность использовать только один тип мышления в определенный промежуток времени, подход с новых сторон, экономия времени, переключение мышления и т.д.).
- Определите для каждой Шляпы ключевое слово.
4. Выдвижение ситуаций, проблем
Принцип работы в режиме «Шляпы Мышления» состоит в том, что каждый в процессе обсуждения проблемы одевает на себя определенную «Мыслешляпу» и работает определенный промежуток времени «под полями выбранной шляпы» в соответствии с правилами, определенными для каждой «шляпы».
- Попробуйте определить типы использования шляпы.
1. Надеть Шляпу (использование шляпы конкретного цвета). 2. Снять Шляпу (уйти от мышления). 3. Сменить Шляпу (переключить мышление). 4. Обозначить свое Мышление (намерение использовать определенный тип мышления).
Для того, чтобы эта методика заработала, обозначим проблему, которая в действительности в данное время волнует нас.
«Портрет современного одаренного ребенка».
Начнем обсуждать ее последовательно, «снимая и надевая» разные Шляпы.
5. Работа под Шляпой Мышления (составление «Портрета современного одаренного ребенка»):
Красная: выразите свое позитивное или негативное эмоциональное отношение к этой проблеме
Белая: обобщение изученного материала, сбор информации, выделение информации, которая может понадобиться для решения задачи
Зеленая: новые идеи, дополнения
Желтая: преимущества новых идей (хорошие стороны)
Черная: найти нерациональные, опасные, трудоемкие моменты
Белая: самый оптимальный, соответствующий портрет заданным критериям
Красная: эмоциональное отношение к процессу работы, к полученным результатам (что понравилось больше, в чем изменились).
Под Шляпой какого цвета Вы не работали? Почему?
Можете ли Вы дополнить свой ответ по преимуществам этого метода после того, как успели поработать под Шляпой?
Критерии ответа:
1. Полнота раскрытия вопроса под Шляпой
2. Оригинальность предложенных решений
3. Соответствие ответа режиму «Мыслешляпы»
6. Подведение итогов урока:
- Докажите, что данный метод способствует развитию творческого мышления.
Выделить ключевые слова по теме урока (латеральное мышление, Мыслешляпа, информация, осторожность, эмоции, новые идеи, организация мышления, преимущества).
Есть ли какие-то особенности в последовательности использования Шляп?
В каких ситуациях может применить этот метод учитель начальных классов?
В какой последовательности должны быть использованы Шляпы для оценки идеи?
Шляпы какого цвета вы бы использовали для улучшения замысла идеи?
Как по-другому можно организовать работу под Шляпой?
7. Д/з: составить рекомендации для родителей, учителей, психологов от имени одаренного ребенка.
Например, можно использовать данную технологию на уроке, когда изучается базовый алгоритм "Упорядочивание массива элементов по возрастанию или убыванию". Учитель предлагает организовать несколько творческих групп и предлагает сначала поработать под полями красной шляпы, чтобы ребята могли выразить свое позитивное или негативное эмоциональное отношение к обозначенной проблеме. Затем учащиеся переодевают шляпу и оказываются под полями белой шляпы. Наступает момент обобщения изученного материала, сбора информации, выделения тех "инструментов" программирования, которые могут понадобиться для решения поставленной задачи. Следующая шляпа - зеленая. Работа в зеленой шляпе требует от учащихся идей по реализации алгоритма упорядочивания, причем каждая творческая группа создает свой авторский алгоритм. После того, как работа по созданию алгоритма и написанию программы завершена, наступает очередь желтой шляпы, когда в созданных группами творческих продуктах- программах выделяются самые интересные алгоритмические и программные находки. А под полями черной шляпы выделяются нерациональные или трудоемкие моменты. Но этот этап не является последним. Следует попросить учащихся "надеть белую шляпу" и определить, какой же из предложенных алгоритмов можно считать наиболее оптимальным в соответствии с выбранными критериями. Завершает работу красная шляпа, под полями которой ребята выражают свое эмоциональное отношение к процессу работы, к полученным результатам.
Креативность – уровень творческой одаренности, способность к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.
«Компетентность — это специфическая способность, позволяющая эффективно решать типичные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях повседневной жизни. Специальные формы компетентности предполагают умение решать очерченный круг задач в профессиональном виде деятельности
У человека должны быть определенные знания.включая узкоспециальные, особые способы мышления и навыки Высшие уровни компетентности предполагают инициативу, организаторские способности, способности оценивать последствия своих действий. Природа компетентности такова, что оптимальные результаты в решении проблем достижимы лишь при условии глубокой личной заинтересованности человека.
Развитие компетентности приводит к тому, что человек может моделировать и оценивать последствия своих действий заранее и на длительную перспективу Это позволяет ему осуществить переход от внешней оценки к выработке «внутренних стандартов» оценки себя, своих планов, жизненных ситуаций и других людей.
Шесть думательных шляп — это методика, предлагающая выполнять по одному мыслительному действию за раз. Не пытаясь сделать все сразу, мы надеваем по одной шляпе. Всего имеется шесть разноцветных шляп, каждая из которых символизирует определенный тип мышления.
БЕЛАЯ ШЛЯПА. Факты, цифры и информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима?
КРАСНАЯ ШЛЯПА. Эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую по поводу данной проблемы?
ЧЕРНАЯ ШЛЯПА. Осторожность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам. Соответствует ли это действительности? Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?
ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА. Преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?
ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА. Исследования, предложения, новые идеи. Возможные альтернативы. Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?
СИНЯЯ ШЛЯПА. Размышления о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага. Выдвижение программы мышления в данной ситуации.
Каждая шляпа будет подробно рассмотрена далее.
Упражнение «Возьми салфеток»
Необходимые материалы: бумажные салфетки.
Время: 5-10 минут.
Описание: Участники тренинга сидят в общем кругу. Тренер передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».
После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.
Обсуждение: не требуется.
пражнение «Передача»
Необходимые материалы: не требуются.
Время: 5 минут.
Описание: участники образуют тесный круг. Затем ведущий предлагает всем положить руки на плечи друг другу и закрыть глаза. Нужно мысленно передать друг другу все возможные положительные эмоции, чувства, пожелания.
Обсуждение: обмен мнениями.
Пример. "Туалетная бумага". Пока участники рассаживались по местам, ведущая ЛусиндаПудриер-Аронсон (CampusLife, HumanResources, Ithaca, NY) пустила по кругу рулон туалетной бумаги, сказав что-то вроде «возьмите по кусочку на всякий случай...». Участники с недоумением передавали рулон друг другу, отрывая кусочки — кто поменьше, кто побольше. Когда рулон обошел всех, ведущая попросила, чтобы каждый сосчитал, сколько перфорированных квадратиков оказалось в его кусочке бумаги. После этого участники должны были рассказать соответствующее число фактов о себе и своей работе. После такого начала скованности как не бывало.
Рефлексия по методике «Шесть думательных шляп»
Шесть думательных шляп — это методика, предлагающая выполнять по одному мыслительному действию за раз. Не пытаясь сделать все сразу, мы надеваем по одной шляпе. Всего имеется шесть разноцветных шляп, каждая из которых символизирует определенный тип мышления.
Участникам секции будет предложено передавать шляпы под музыку. Когда музыка остановится на вопросы отвечают те, у кого в руках оказались шляпы.
БЕЛАЯ ШЛЯПА. Факты, цифры и информация.Нужную ли информацию получили? Узнали ли вы что – то новое?
КРАСНАЯ ШЛЯПА Эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую по поводу данной проблемы?
ЧЕРНАЯ ШЛЯПАосторожность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам. Соответствует ли это действительности? Осуществима ли эта идея?Стоит ли это делать? Какие слабые места?
ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА Преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?
ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА Исследования, предложения, новые идеи. Возможные альтернативы. Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?
СИНЯЯ ШЛЯПА Размышления о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага. Выдвижение программы мышления в данной ситуации.Что можно делать дальше? Чего мы хотим добиться?