kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика развития речи разработанная Е.И.Тихеевой

Нажмите, чтобы узнать подробности

lНавык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по части упорядочения и развития речи ребенка, развития в нем литературных и художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада и школы в деле культуры родного языка.

l

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика развития речи разработанная Е.И.Тихеевой»

Изучение основных положений методики развития речи разработанных Е.И.Тихеевой    . Работу выполнила:  Лакеева В.Н.

Изучение основных положений методики развития речи разработанных Е.И.Тихеевой

.

Работу выполнила: Лакеева В.Н.

Методика выдвигает как основу развития речи детей в связи с развитием мира их представлений так называемые уроки наблюдения. Основной их принцип таков: каждое вновь усваиваемое представление должно непосредственно скрепиться с соответствующим словом, обогащающим его активный запас слов.  Слово и предоставление нечто неделимое: они никогда не должны разлучаться. Уроки наблюдения, понимаемые в смысле систематически проводимых приемов, клонящихся  к развитию наблюдательности и речи детей, должны иметь место уже в первые годы их жизни, когда их речь начинает формироваться. 
  • Методика выдвигает как основу развития речи детей в связи с развитием мира их представлений так называемые уроки наблюдения. Основной их принцип таков: каждое вновь усваиваемое представление должно непосредственно скрепиться с соответствующим словом, обогащающим его активный запас слов.  Слово и предоставление нечто неделимое: они никогда не должны разлучаться.
  • Уроки наблюдения, понимаемые в смысле систематически проводимых приемов, клонящихся  к развитию наблюдательности и речи детей, должны иметь место уже в первые годы их жизни, когда их речь начинает формироваться. 
Существует два способа методического использования содержания окружающей среды в интересах развития детей: предмет, включаемый в педагогическую работу как образовательный материал, приближается к детям, им преподносится. Но это не всегда возможно. Есть предметы и явления, которых приблизить к детям нельзя. В таком случае неизбежен второй путь — приближения детей к предмету, к явлению. Этот второй путь претворяется в метод, известный под названием экскурсий. 
  • Существует два способа методического использования содержания окружающей среды в интересах развития детей: предмет, включаемый в педагогическую работу как образовательный материал, приближается к детям, им преподносится. Но это не всегда возможно. Есть предметы и явления, которых приблизить к детям нельзя. В таком случае неизбежен второй путь — приближения детей к предмету, к явлению. Этот второй путь претворяется в метод, известный под названием экскурсий. 
Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.
  • Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.
  Педагогические мероприятия в организации свободной игры детей сводятся к следующему:

  Педагогические мероприятия в организации свободной игры детей сводятся к следующему:

  • 1.  Организовать место для   игры,   соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.
  • 2. Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.
  • 3. Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных   сторон   социальной, трудовой жизни.
  • 4. Содействовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих.   Очень   рекомендуем   включать   в   игру  малышей старших детей.
  • 5. Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.
Поддерживать и развивать в детях сосредоточенное внимание в интересах постижения предмета и развития их мышления и языка — вот главная цель таких игр и занятий.

Поддерживать и развивать в детях сосредоточенное внимание в интересах постижения предмета и развития их мышления и языка — вот главная цель таких игр и занятий.

  • Содержание и методы ведения игр
  • 1. Номенклатура (главным образом с маленькими детьми) — называние предметов, их качеств, действий, числовых и пространственных соотношений и т. п.
  • а) Называние предметов (что у нас в этой коробке?— Вот  курочка,  вот цыпленок,  еще  цыпленок  и т. п.);
  • б) их качеств (у девочки платье  красное,  а передник  белый.  Кошка большая,  а мышка  маленькая  и т. п.);
  • в) действий — с куклой (см. выше);
  • г) числовых соотношений (курочка   одна,    а   цыплят  много  и др.);
  • д) пространственных соотношений (девочка сидит на  стуле.  Кошечка — в корзине.  Чашка —  на столе  и др.).
  • Ведя игру, педагог комбинирует эти приемы, сопровождая словом и показом каждое явление, каждый предмет и его особенности.
Занятиям с детьми по картинкам принадлежит в методике развития речи детей первенствующее место. Свои переживания ребенок охотно претворяет в речь. Эта потребность является пособником в деле развития его языка. 
  • Занятиям с детьми по картинкам принадлежит в методике развития речи детей первенствующее место. Свои переживания ребенок охотно претворяет в речь. Эта потребность является пособником в деле развития его языка. 
При занятиях с маленькими детьми для расширения их лексикона нет другого пути, кроме опыта и наблюдения. Наглядным образом знакомится ребенок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности.  Важнейшим и совершеннейшим методом преподавания в первую пору детства является культура наблюдательности.
  • При занятиях с маленькими детьми для расширения их лексикона нет другого пути, кроме опыта и наблюдения. Наглядным образом знакомится ребенок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности. 
  • Важнейшим и совершеннейшим методом преподавания в первую пору детства является культура наблюдательности.
Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых – расширение лексикона и речевых навыков детей. 1. Подбор эпитетов к предмету.  2. Подбор к предмету действий (глаголов). 3. Подбор обстоятельств.  4. Нюансы смысла слова:  домик, дом, домище . 5. Вставление детьми пропущенных слов.  6. Распространение предложений.  7. Добавление придаточных предложений  (подведение к будущим упражнениям по грамматике). 8. Составные части целого. Называется предмет, определяются его составные части, например:  поезд  — паровоз, тендер, платформы, вагоны. 9. Упражнение   на   точность    номенклатуры.  10. Составление предложений с определенным словом.  12. Объяснение слов.  13. Отгадывание и составление загадок.  14. Классификация   предметов.  15. Заучивание и произношение скороговорок.
  • Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых – расширение лексикона и речевых навыков детей.
  • 1. Подбор эпитетов к предмету. 
  • 2. Подбор к предмету действий (глаголов).
  • 3. Подбор обстоятельств. 
  • 4. Нюансы смысла слова:  домик, дом, домище .
  • 5. Вставление детьми пропущенных слов. 
  • 6. Распространение предложений. 
  • 7. Добавление придаточных предложений  (подведение к будущим упражнениям по грамматике).
  • 8. Составные части целого. Называется предмет, определяются его составные части, например:  поезд  — паровоз, тендер, платформы, вагоны.
  • 9. Упражнение   на   точность    номенклатуры. 
  • 10. Составление предложений с определенным словом. 
  • 12. Объяснение слов. 
  • 13. Отгадывание и составление загадок. 
  • 14. Классификация   предметов. 
  • 15. Заучивание и произношение скороговорок.
Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще.
  • Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще.
Ступень, на которой предполагается, что ребенок овладел уже речью настолько, что может свободно высказывать свои мысли и понимать к нему обращенную речь, язык фигурирует уже без непосредственной связи с окружающим его, внешним миром, а опирается уже и на представления, ранее приобретённые.  На этой ступени, которая начинается приблизительно на третьем году жизни ребенка, выступает во всем значении и силе новый фактор духовного развития детей — живое слово.
  • Ступень, на которой предполагается, что ребенок овладел уже речью настолько, что может свободно высказывать свои мысли и понимать к нему обращенную речь, язык фигурирует уже без непосредственной связи с окружающим его, внешним миром, а опирается уже и на представления, ранее приобретённые.  На этой ступени, которая начинается приблизительно на третьем году жизни ребенка, выступает во всем значении и силе новый фактор духовного развития детей — живое слово.
Это такие занятия, которые не требуют иллюстративного материала, а черпают содержание из готовых запасов представлений детей. К ним мы относим: 1) разговор с детьми, 2) поручения и задания, 3) беседы, 4) рассказывание, 5) чтение, 6) письма, 7) заучивание стихотворений.
  • Это такие занятия, которые не требуют иллюстративного материала, а черпают содержание из готовых запасов представлений детей. К ним мы относим:
  • 1) разговор с детьми,
  • 2) поручения и задания,
  • 3) беседы,
  • 4) рассказывание,
  • 5) чтение,
  • 6) письма,
  • 7) заучивание стихотворений.
Музыкальное образование неразрывно связано с культурой слуха, а культура слуха — один из важнейших факторов в деле развития речи. Детям предоставляется возможность слушать пение и петь самим. Каждая песня связана с литературным текстом, который дети должны запомнить. К такому тексту должны быть предъявлены те же требования, что и к любому литературному произведению, с которым знакомят детей,— абсолютной грамотности, по возможности художественности. 
  • Музыкальное образование неразрывно связано с культурой слуха, а культура слуха — один из важнейших факторов в деле развития речи.
  • Детям предоставляется возможность слушать пение и петь самим. Каждая песня связана с литературным текстом, который дети должны запомнить. К такому тексту должны быть предъявлены те же требования, что и к любому литературному произведению, с которым знакомят детей,— абсолютной грамотности, по возможности художественности. 
Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по части упорядочения и развития речи ребенка, развития в нем литературных и художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада и школы в деле культуры родного языка.
  • Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по части упорядочения и развития речи ребенка, развития в нем литературных и художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада и школы в деле культуры родного языка.
Работая над ответственным делом развития речи детей мы не должны забывать главного: работа эта достигнет намечаемых нами целей только в том случае, если она будет протекать в необходимых для ее успеха условиях:

Работая над ответственным делом развития речи детей мы не должны забывать главного: работа эта достигнет намечаемых нами целей только в том случае, если она будет протекать в необходимых для ее успеха условиях:

  • 1. Заботиться о расширении круга представлений детей на базе педагогически организованной обстановки, связывать представление со словом.
  • 2. Развивать у детей зрительную и слуховую наблюдательность.
  • 3. Предлагать слуху детей лишь совершенные образцы речи.
  • 4. Продумывать обстановку, в которой живут дети, и заботиться о постепенном расширении их социальных связей. 
  • 5. Организовывать игру и труд детей, являющиеся в деле развития их языка факторами первенствующего значения.
  • 6. Возлагать ответственность за развитие речи детей на  всех, имеющих с ними  организованное общение, — всех сотрудников детского сада.
  • 7. Содействовать   овладению   педагогами   методами ведения работы по развитию речи детей.
Ко времени передачи детей в школу результаты работы по развитию речи могут быть такими:

Ко времени передачи детей в школу результаты работы по развитию речи могут быть такими:

  • Знание номенклатуры знакомых предметов. Описание знакомых предметов в их главнейших признаках (качества, состояния, действия).
  • Сравнение двух предметов.
  • Описание явлений природы на основании собственных наблюдений.
  • Умение передать словом соотношение предметов в пространстве.
  • Изложение условий игры, игровых процессов.
  • Беседы по картинам и детским рисункам: описание несложной картины во взаимном соотношении представленных на ней лиц и предметов.
  • Знание наизусть доступных прибауток, поговорок, загадок, стихотворений и скороговорок, считалок, песен.
  • Драматизация слышанного и виденного, связная передача собственных впечатлений и переживаний. Рассказывание сказок и слышанного.
  • Толковое участие в беседе: умение слушать других, отвечать, соблюдать очередь, не перебивать и т. д.
  • Чтение. Медленное, связное чтение доступных и понятных слов, коротких предложений и рассказов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методика развития речи разработанная Е.И.Тихеевой

Автор: Лакеева Валентина Николаевна

Дата: 15.10.2016

Номер свидетельства: 349517


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства