Методика «Говорящих стен» как система знаний в образовательной среде детей дошкольного возраста.
Методика «Говорящих стен» как система знаний в образовательной среде детей дошкольного возраста.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из основных требований является создание безопасного образовательного пространства в учреждении, которое способствует развитию самостоятельности детей и их познавательной активности. Для того чтобы эффективно реализовать данное требование, необходимо совершенствовать и модернизировать образовательное пространство. Одним из таких сред развития образовательного пространства является технология «Говорящая стена».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методика «Говорящих стен» как система знаний в образовательной среде детей дошкольного возраста.»
Методика «Говорящих стен» как система визуализации знаний и как процесс погружения в образовательную среду детей дошкольного возраста.
«Воспитывает всё: и люди, и книги, и понятия». А в дошкольных образовательных организациях могут воспитывать и стены.
Антона Семеновича Макаренко
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из основных требований является создание безопасного образовательного пространства в учреждении, которое способствует развитию самостоятельности детей и их познавательной активности. Для того чтобы эффективно реализовать данное требование, необходимо совершенствовать и модернизировать образовательное пространство. Современная система образования динамично развивается и меняется.
Каждое дошкольное учреждение старается отличиться своим направлением и особенностями.
Развивающая среда, в том числе пространство детского сада должны идти «в ногу со временем». Перед каждым педагогическим коллективом стоит задача создания комфортной эффективной и безопасной образовательной среды, которая позволит максимально развивать потенциальные возможности детей.
Одним из таких сред развития образовательного пространства является технология «Говорящая стена».
Откуда же пришла к нам технология «говорящих стен»?
Для ответа на этот вопрос обратимся к истории…
Впервые человек дал камню «голос» и функцию посредника при передаче информации, сделав первые наскальные рисунки в эпоху палеолита (где-то между 35000 и 150000 лет назад). Рисунки содержали правила и сцены охоты, изображения животных, которые обитали в той или иной местности. Таким образом, стены заговорили на самом раннем рассвете человечества (пещерная живопись, часто ее называют наскальной живописью).
С появлением печати, ростом вербальной коммуникации возникла необходимость не просто фиксировать всю новую и потенциальную полезную информацию, но осуществлять ее смысловую фильтрацию. Так появились объявления, вывески, мемориальные доски.
В конце XX и начало XXI века большое количество людей стали использовать виртуальные стены (соцсети) (связано это с активным использованием сети Интернет).
Таким образом, если раньше «Говорящие стены» служили преимущественно для визуально-текстовой поддержки, то теперь «Говорящие стены» взаимодействуют с окружающими их людьми. При этом они не только изменяются людьми, но и изменяют людей в процессе взаимодействия, выступая таким образом, в роли технологии образования, в том числе дошкольного образования. Суть образовательной технологии «говорящие стены» в условиях дошкольной образовательной организации заключается в том, что ребёнок имеет возможность планировать свою самостоятельную деятельность, используя предложенный иллюстративный и другой дидактический материал. Для этого на стенах групповых комнат и помещениях детского сада размещается дидактический материал: магнитные полоски, ковровое полотно, кармашки, прищепки, технические средства образования (ТСО), игры, игровые фишки и различные тематические картинки.
В основу технологии «Говорящая стена» легли теория социального конструктивизма и игровая технология Льва Семёновича Выгодского и Алексея Николаевича Леонтьева.
Цель игровой технологии: развивать познавательную активность у воспитанников. Разнообразить занятия и другие виды деятельности различными методами и приёмами. Увеличить двигательную активность детей.
Игра – это тот вид деятельности, где дети в полную меру учатся общаться друг с другом, дружить, уважать мнение сверстников. Поэтому этот вид деятельности вызывает наибольшее количество эмоций.
Говорящая стена может включать все образовательные области:
центр познавательного развития, игровой центр, центр развития речи, уголок творчества.
В условиях дошкольной образовательной организации заключается в том, что ребенок имеет возможность планировать свою самостоятельную деятельность, используя предложенный иллюстративный, дидактический материал: развивающие интерактивные стены, магнитная доска, бизиборд, сенсорное панно, ширмы.
В нашем детском саду основная идея методики «Говорящая стена» – это центр познавательного развития; социально-коммуникативный центр; центр художественно-эстетического развития.
Ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс.
«Говорящая стена» необычно преобразовывает предметно-пространственную среду каждого дошкольного учреждения и превращает в уникальный живой экран.
Cтена или экран - уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить предметно-развивающую среду дошкольного развивающего учреждения, своеобразный живой экран. Дает возможность взрослому и ребенку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. Экран, позволяющий взаимодействовать с материалом с помощью касаний или на расстоянии.
Переход образовательного пространства из горизонтали в вертикаль – наиболее эффективный способ модернизации предметно-пространственной среды ДОО в условиях малых групповых помещений.
Магнитная доска. Одним из главных достоинством магнитной доски является то, что дети учатся получать информацию с вертикальной поверхности, что крайне необходимо в современном мире высоких технологий. При работе с магнитной доской можно одновременно пользоваться магнитами, мелом и маркерами. Вместо магнитной доски элементом развивающей стены может стать обычная стена с нарисованным сюжетом и небольшими металлическими пластинами. На них легко крепятся фигурки на магнитах.
Бизиборд представляет собой деревянную панель из двух досок с закрепленными на ее поверхности предметами: кнопками, молниями, липучками, звонками, дверными молоточками и так далее. Чем больше различных элементов закреплено на доске, тем более интересна она будет ребенку. На ней размещены также деревянные счеты, тканевые кармашки, крутящиеся мебельные колесики, зеркало, велосипедный звонок, калькулятор и другие объекты с кнопками (выключатели, кусочки тканей и разные на ощупь материалы (шерсть, фланель, мебельные ткани, отделочные материалы). Самое ценное объекты бизиборда побуждают дошкольников задавать вопросы: «Почему крутится колесико?», «Что спрятано в кармашке?», «Почему шарик выкатился из трубы, а кубик – нет?». Такие плоскостные бизиборды можно разместить на стенах на уровне ребенка.
Сенсорная стена или панно. Слово сенсорный происходит от латинского «senstus» – «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». Это особая предметно-развивающая среда, которая представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир, развивать моторику пальцев, мышление и логику.
Ширма представляет собой вертикальную поверхность, которая может складываться и трансформироваться, несущая в себе познавательно-игровой материал различного содержания (ширмы для сюжетно-ролевых игр, театральной, познавательной деятельности). Это приспособление, которое дает возможность зонирования пространства в группе, она стимулирует на развитие поисково-познавательной деятельности детей.
Формы, методы и приемы работы.
Как работать с интеллектуальной «Говорящей стеной» выбор педагога. В каждой группе работа учитывает возрастные особенности детей. Занятия проходят обычно от 10 до 30 минут в подготовительной группе. «Говорящая стена» помогает педагогу ненавязчиво закреплять и расширять полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной. Работа с «Говорящей стеной» начинается с нового материала. Информация размещается на уровне глаз детей. На стене можно написать тему на магнитной поверхности и расположить наглядный материал, картинки, предметы для занятия. Работа проводится фронтально. Применяя наглядные, словесные, проблемно-поисковые методы изучается материал. Потом дети самостоятельно с помощью карточек, другого материала играют, исследуют, изучают и повторяют материал занятия. Дети ищут решение самостоятельно или с помощью педагога.
Работа со стеной может проводиться индивидуально и по группам.
Можно использовать «Говорящую стену как выставку детских работ, которые регулярно сменяются, что является показателем вариативности среды. Когда дети видят свои рисунки на стене, они их обсуждают, обмениваются впечатлениями – так создают условия для речевого и социально-коммуникативного развития.
Кроме того, осознание того, что твою работу разместят на выставке, дает ребенку дополнительную мотивацию. Чтобы его рисунок был достойным, он будет стараться делать работу аккуратно и красиво.
Главное преимущество «Говорящей стены» в том, что дети могут самостоятельно в свободное время пользоваться материалами. Самостоятельная деятельность детей не должна регламентироваться педагогом. Педагог должен не руководить ребенком, а уважать его интересы, наблюдать, а не вмешиваться. Не навязывать темп выполнения, не предлагать способов решения, не подталкивать к правильному решению, не предлагать его в случае затруднения.
Только тогда, интеллектуальная «Говорящая стена» выполнит функцию путеводителя по образовательным маршрутам, которые ребенок выбирает самостоятельно.