kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическое пособие по развитию вокальных навыков для детей дошкольного возраста " Голос всегда с тобой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь указаны основные целевые задачи для  обучения детей  дошкольного возраста пению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие по развитию вокальных навыков для детей дошкольного возраста " Голос всегда с тобой"»

Введение

Пение – это один из самых эмоциональных видов музыкальной деятельности. Песня обладает способностью воплощать в реальность душевные переживания человека, ,передать его настроение и чувства. Приобщая ребёнка к пению, мы открываем ему мир эмоций, чувств, развиваем его духовно.

Голос человека – это инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение всюду присутствует в жизни ребёнка: в игровой и творческой деятельности, в семье, в обществе. Как всякое детское творчество, песенное требует совместных действий – взрослого и ребёнка, особенно на первых этапах обучения. В пении, как и в других видах музыкальной деятельности ребёнок может активно и ярко проявить своё отношение к музыке. Постепенно включаясь в обучающий и творческий процесс ребёнок со временем приобретает певческие навыки, ,возникают способности воспринимать, осмысливать, воображать, чувствовать, возникают новые потребности, интересы.

Уже с 3-летнего возраста у детей проявляется склонность к песенному творчеству. Задача музыкального руководителя вовремя её выявить и успешно развивать. Практически все дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания, эмоции. Текст песни помогает понять образность и содержание произведения и упрощает изучение и усвоение мелодии. Я, как фанат песенного творчества, человек, который каждый день поёт, занимается вокалом с детьми ,со своим взрослым коллективом( по совместительству я работаю в нашем Доме Культуры руководителем народного ансамбля , а также являюсь солисткой этого заведения) , человек который с детства любил петь, то в своей работе певческой деятельности я уделяю особое внимание. Моя задача- поделиться своим опытом, своими умениями с детьми, научить их понимать, исполнять и любить песню. Пение – это конечно же приобщение детей к совместному творчеству, коллективной работе. Пение объединяет детей общими эмоциями и настроением. Дети учатся слушать и слышать друг друга, петь правильно интонируя, ритмично. В процессе певческой деятельности дети со временем уже могут оценивать результаты друг друга и дать друг другу нужный совет если это требуется.

Цель – развивать в ребёнке любовь к пению, песне, к музыке, чувствовать и понимать её, эстетически развивать детей, обязательно приобщать родителей и членов семьи к совместному песенному творчеству, сформировать у детей творческие и певческие навыки, задействовать пение в различных видах деятельности ребёнка. Прививать любовь к песне как детсадовской среде, так и в семье. Именно в дошкольном возрасте совместными усилиями мы строим в ребёнке стержень уверенной, творческой и всесторонне развитой личности. Дети хотят демонстрировать свои достижения и делиться с ними не только с воспитателями и музыкальным руководителем ,а в первую очередь с родителями, с семьёй. Пение – это один из главных видов музыкальной деятельности в детском саду, которое раскрывает ребёнка, физически и духовно.





Основная часть.

На музыкальных занятиях наша задача окружить детей добрыми, яркими, радостными эмоциями. В этом мне помогает любая музыкальная деятельность, но в особенности певческая. Чтобы певческая деятельность приносила хорошие результаты и развивала в дошкольниках вокальные и творческие навыки и умения, перед собой мы ставим ряд задач.

Задачи

1.Обязательны на муз. занятиях распевка, упражнения для звукообразования, дыхания, дикции.

2.Интересный песенный репертуар( не считая программного ,его можно дополнить новыми детскими песнями) с учётом возрастных особенностей ребёнка.

3. Исполнение песенного репертуара музыкальным руководителем.

4. Кабинет( зал) для занятий.

5.Атрибуты.

6. Аудиотехника.

7.Костюмы.

8.Совместная песенная деятельность детей и родителей.



1 .Распевки и упражнения в певческой деятельности

. Они помогают развивать у детей слух и голос, дети учатся петь правильно и чисто.

Хочу привести несколько примеров распевок и упражнений. Так как у нашего детского сада экологическое направление в свое работе я связываю музыку и природу.



 

 

Упражнение « Эхо»

Дети очень его любят. Вы поёте какое либо слово или фразу, а дети должны её повторить и пропеть за вами. имена детей, названия предметов, так как у нас экологический детсад мы и распеваемся и закрепляем знания о природе и окружающей среде пропевая названия природных явлений, деревьев , животных .В младшей группе дети повторяют за мной как поют животные( кошка- мяу, коровка- муу, мышка- пи-пи и т.д.)Слова поём в различных интервалах, ,как вверх так и вниз.

Упражнение « Нарисуй мелодию природы»

Рисуем воображаемой кисточкой мелодию. Нарисовать голосом ветер: ветер спокойный- дети поют на одном звуке ( у) и рисуют прямую горизонтальную линию, ветер кружится – дети поют звук(у) волнообразно( терция) и рисуют мелодию точно также, ветер злится- рисуем кистью некую пружину, показывая как завывает ветер, поем глиссандо(у) вверх и вниз.



Упражнения на дыхание.

«Цветок».

Ладонями формируем цветок( мизинцы и большие пальцы сомкнуты, остальные пальчики раскрыты).Выполняем глубокий вдох через нос( вдыхаем аромат цветка), на звук «а» выдыхаем.

«Мыльный пузырь».

По моей руке дети должны сделать быстрый вдох, задержку и продолжительно-активный выдох, пока не лопнут мыльные пузыри.


Очень нравятся так называемые сказки или рассказы на дикцию. Впервые я с ними столкнулась на курсах повышения квалификации. Мне очень понравилось и сейчас я также использую их на своих занятиях.

«Прогулка» (автор - О. Ю. Херувимов).

Педагог рассказывает историю, дети выполняют необходимые действия.
Данная игра способствует активизации речевого аппарата, развивает дикцию и дыхание.
Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так. (Дети быстро «щелкают» языком на полуулыбке (высоко).) Лошадка жила со своей мамой — доброй и красивой Лошадью. Ходила она так. ( Дети медленно «щелкают» языком, вытянув губы (низко).) И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки. (Поочередно высоко - низко, быстро - медленно «щелкать» языком). Но однажды подул сильный ветер. (Активный долгий выдох через рот 4 раза). Лошадка подошла к своей маме и спросила: «Можно мне погулять?» («Щелкать» высоко от нижнего звука «у» до верхнего «о» — «у — о»?). «Да куда же ты пойдешь? — ответила мама, — на улице сильный ветер». (От верхнего «о» к нижнему «у» «о – у».) Но Лошадка не послушалась и побежала («Щелкать» высоко). Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. «Ах, какая прелесть», — подумала Лошадка, подбежала к цветку и стала его нюхать. (Вдох через нос — легкий, бесшумный, выдох — через рот со звуком «а», медленно 4 раза). Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А лошадка поскакала дальше. («Щелкать» высоко). Вдруг Лошадка услыхала странный звук. (Долгий звук “ш-ш-ш”). “Подойду-ка я поближе”, — решила Лошадка (“Щелкать” высоко). Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку (Звук «ш» короткий по 4 раза). Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик (звук «ф» по 4 раза), застрекотал кузнечик (звук «ц» по 4 раза), пролетел жук (звук «ж» продолжительный), за ним — комар (звук «з» продолжительный). А ветер дул все сильнее и сильнее (продолжительный выдох). Лошадка замерзла (звук «брр» 4 раза) и побежала домой («щелкать» высоко). Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама («Щелкать» низко медленно), она стала согревать Лошадку (бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза).

«Обезьянки» (Автор неизвестен).

Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули, покорчили в зеркало рожицы, помахали друг другу. Решили почистить зубы. Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у обезьянки Чу-чу. Чи-чи стало весело (веселые губы), а Чу-чу стало грустно (грустные губы). Затем обезьянки стали щелкать орешки, спрятали их за щечку, потом за другую. Потом они увидели ёжика и стали дышать как он. Ёжик подарил им по цветку, и они захотели его понюхать. Тут подъехал крот на автомобиле и предложил им покататься. От радости обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик и все вокруг. Обезьянки стали пускать мыльные пузыри. Потом обезьянки стали качаться на качелях (голосом глиссандо) и раскачали старый баобаб (покряхтеть голосом).

2. Песенный репертуар.

Песенный репертуар – это неотъемлемая часть музыкальной деятельности. Нужно как следует подбирать материал и придерживаться всех возрастных особенностей ребёнка. Помимо программных песен я всегда включаю репертуар современных детских композиторов и детских вокальных коллективов.

Практически у каждого из нас как на работе, так и дома есть интернет и ПК или ноутбук. При помощи их на сегодняшний день мы можем свободно выбрать себе для песенной деятельности репертуар, который нам нравится и подходит для выступлений, развлечений, утренников. Песня должна быть доступна ребёнку по диапазону, текст песен должен быть прост и лёгок. Помимо мелодии , качество исполнения зависит от размера музыкальных фраз, ритмического рисунка, темпа и динамических оттенков. Кроме современных и программных песен, вместе с народным коллективом « Чебрецы» дети старшей группы неоднократно готовили совместные вокальные номера исполняя народную песню. Заодно прививаем любовь к родному языку и культуре, а также учим петь детей не только со своими сверстниками, но и со взрослыми. Также песенный репертуар должен быть, где поём с солистом, или для дуэта и трио. В таких случаях я выбираю детей, у которых певческие навыки и музыкальный слух более развиты, чем у других детей.

Репертуар для каждой возрастной группы подбирается индивидуально и в определённой последовательности. Песня должна нести в себе воспитательный характер и глубокий смысл .

Лично для меня дети – это помощники во всех видах музыкальной деятельности. Я стараюсь прислушиваться к их выбору и пожеланиям ,что касается песенного репертуара. Такое общение нам помогает петь с удовольствием, интересом и радостью. Ведь согласитесь, если детям нравится песня, они исполняют её с особой отдачей, с настроением, такие песни дети быстро запоминают. Задача педагога помочь ребёнку, прислушаться к нему и далее прививать интерес к песни и пению в целом. Также песни можно у нужно использовать в любых видах деятельности ребёнка. Живём по жизни с песней!

3. Исполнение песенного репертуара музыкальным руководителем.

. Музыкальный руководитель – это не только педагог и музыкант. В нашей профессии сочетаются все виды искусств.. Наша профессия многогранна. Задача музыкального руководителя – исполнить, преподнести песню детям эмоционально, передать её настроение, её образ и содержание. Музыкальный руководитель должен правильно пропевать мелодию, чисто интонировать. Дети во всём нам подражают и некачественное исполнение педагога приводит к потере интереса их к произведению и не желанию его изучать

На музыкальных занятиях, ,на первых этапах разучивания песни, мелодию лучше пропевать самому музыкальному руководителю, а уже затем продолжать разучивание песни с сопровождением фортепиано. Опыт показал, что дети лучше воспринимают мелодию песни ,если на первых этапах разучивания мы её исполняем сами, без сопровождения.

4. Кабинет ( зал).



Важную роль для обучения и осуществления музыкально-творческой деятельности играет помещение т.е. кабинет, зал. Кабинет должен быть оборудован удобно, комната должна быть светлой и проветриваться( после каждого занятия влажная уборка и проветривание, дети должны дышать чистым, свежим воздухом и заниматься в чистом помещении- это очень важно для голосовых связок ребёнка).В помещении обязательно должен присутствовать музыкальный инструмент – фортепиано или синтезатор( для певческой деятельности он необходим). Своё помещение мы обязательно должны украшать и обновлять (времена года- осень, зима, весна, лето). Комната должна вызывать у детей радость и комфорт, чтобы занятия проходили легко и интересно.

5. Атрибуты.

Атрибуты имеют важное значение как в певческой деятельности, так и в музыкальной в целом. Атрибуты – это музыкально – дидактические игры, карточки для музыкальных заданий, , детские музыкальные инструменты. Всё это помогает нам развивать в детях чувство ритма, различать низкие и высокие звуки , развивать музыкальные и творческие способности. В нашем детском саду детские музыкальные инструменты мы с ребятами и взрослыми изготовляем сами: из природного материала ( дощечек, крупы, песка), также из различного подручного материала( пластиковых бутылок, рыбацкие колокольчики, пробок, стаканчиков). Ребятам очень интересно самим изготовлять инструменты.





Стараемся с воспитателями задействовать и наших родителей. На новогодний утренник они вместе с детьми изготовили замечательные новогодние шумовые инструменты. Певческую деятельность я часто осуществляю с ДМИ.

6. Аудиотехника.

Мы должны идти в ногу со временем ,поэтому в нашей работе аудиотехника на данный момент необходима. Для певческой деятельности я использую её, если мы исполняем песню под фонограмму , или для пения со взрослыми на утренниках и мероприятиях. Я пользуюсь USB устройством и DVD с колонками, также микрофон, которым мы пользуемся на утренниках.

7. Костюмы.





Костюмы – это необходимый элемент для выступления детей на праздниках, мероприятиях, утренниках. Костюмы в певческой деятельности также важны: для дуэтов, трио, хорового исполнения.

8.Совместная песенная деятельность детей и родителей.

Приобщение детей к песенному творчеству можно успешно осуществлять вместе с их родителями. Важно с первых дней посещения ребёнком ДОУ наладить контакт с родителями, эффективно задействовать родителей в утренниках, различных театральных постановках, ярмарках, общественных мероприятиях города или села.

Также я провожу с родителями родительские собрания. Они у меня проходят в форме викторины: « Угадай мелодию», « Музыкальная шкатулка».

Совместная работа с родителями повышает уровень музыкальной и певческой деятельности у детей, улучшаются показатели музыкальных способностей, также в дальнейшем для ребёнка проявляется желание продолжить заниматься вокалом, музыкой, посещать кружки хореографии и театрального искусства.





Заключение

В своей работе я хотела поделиться с вами мои дорогие коллеги собственной любви к песне, стремлением раскрывать и прививать интерес к пению своим воспитанникам. Мы можем это сделать с помощью различных видов музыкальной деятельности, совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя и родителей. В своей работе мы всегда должны быть в активном творческом поиске. Задачи ,которые приведены в методическом пособии « Голос всегда с тобой» ставятся для того, чтобы наша музыкальная деятельность была правильно построена и организована. Благодаря этим задачам, мы сможем организовать детям интересный, познавательный, творческий и результативный процесс.

Мне хотелось пожелать всем коллегам побольше творческий идей и открытий. Прививайте любовь к песне, стремитесь научить детей правильно чувствовать её, понимать и исполнять. Песня раскрывает ребёнка как личность и даёт ему большой творческий потенциал в будущем. Вот поэтому наш детский сад по жизни с песней!

Содержание

1. Введение………………………………. 3

2. Основная часть………………………. 6

2.1.Распевки, упражнения в певческой деятельности…………………………… 7

2.2. Песенный репертуар……………... 13

2.3. Исполнение песенного репертуара музыкальным руководителем……….. 15

2.4. Кабинет(зал)……………………….. 16

2.5.Атрибуты…………………………… 17

2.6.Аудиотехника……………………… 19

2.7. Костюмы…………………………… 19

2.8. Совместная песенная деятельность детей и родителей………………………………. 20

3. Заключение…………………………... 21

4. Литература…………………………... 23





Литература



. Кацер О.В «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С-П -2005г

Тютюннкова Г.В. «Логопедическая ритмика». М., Владос, 2002.

. Тиличеева Е. «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 1978.

. Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь». Москва, 1998.

. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 1997.

. Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь». М.: Просвещение, 1985.



. Тютюнникова Т.Э. статья «Чтобы научиться петь, надо петь» //Музыкальная палитра, №5, 2004.

Автор:

Лыга Лилия Сергеевна – музыкальный руководитель Благодатновского ДОУ.

Рецензенты:

Мореквас Т. И. – главный специалист управления образования администрации райоа по дошкольному воспитанию.

Цорукова М. П. – заведующая Новоамвросиевским ДОУ « Золотой петушок».

Бочарова А. Л.- преподаватель высшей категории по классу фо-но ,скрипка,,преподаватель по вокалу.



5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Лыга Лилия Сергеевна

Дата: 16.01.2019

Номер свидетельства: 495687


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства