Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие по развитию вокальных навыков для детей дошкольного возраста " Голос всегда с тобой"»
Введение
Пение – это один из самых эмоциональных видов музыкальной деятельности. Песня обладает способностью воплощать в реальность душевные переживания человека, ,передать его настроение и чувства. Приобщая ребёнка к пению, мы открываем ему мир эмоций, чувств, развиваем его духовно.
Голос человека – это инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение всюду присутствует в жизни ребёнка: в игровой и творческой деятельности, в семье, в обществе. Как всякое детское творчество, песенное требует совместных действий – взрослого и ребёнка, особенно на первых этапах обучения. В пении, как и в других видах музыкальной деятельности ребёнок может активно и ярко проявить своё отношение к музыке. Постепенно включаясь в обучающий и творческий процесс ребёнок со временем приобретает певческие навыки, ,возникают способности воспринимать, осмысливать, воображать, чувствовать, возникают новые потребности, интересы.
Уже с 3-летнего возраста у детей проявляется склонность к песенному творчеству. Задача музыкального руководителя вовремя её выявить и успешно развивать. Практически все дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания, эмоции. Текст песни помогает понять образность и содержание произведения и упрощает изучение и усвоение мелодии. Я, как фанат песенного творчества, человек, который каждый день поёт, занимается вокалом с детьми ,со своим взрослым коллективом( по совместительству я работаю в нашем Доме Культуры руководителем народного ансамбля , а также являюсь солисткой этого заведения) , человек который с детства любил петь, то в своей работе певческой деятельности я уделяю особое внимание. Моя задача- поделиться своим опытом, своими умениями с детьми, научить их понимать, исполнять и любить песню. Пение – это конечно же приобщение детей к совместному творчеству, коллективной работе. Пение объединяет детей общими эмоциями и настроением. Дети учатся слушать и слышать друг друга, петь правильно интонируя, ритмично. В процессе певческой деятельности дети со временем уже могут оценивать результаты друг друга и дать друг другу нужный совет если это требуется.
Цель – развивать в ребёнке любовь к пению, песне, к музыке, чувствовать и понимать её, эстетически развивать детей, обязательно приобщать родителей и членов семьи к совместному песенному творчеству, сформировать у детей творческие и певческие навыки, задействовать пение в различных видах деятельности ребёнка. Прививать любовь к песне как детсадовской среде, так и в семье. Именно в дошкольном возрасте совместными усилиями мы строим в ребёнке стержень уверенной, творческой и всесторонне развитой личности. Дети хотят демонстрировать свои достижения и делиться с ними не только с воспитателями и музыкальным руководителем ,а в первую очередь с родителями, с семьёй. Пение – это один из главных видов музыкальной деятельности в детском саду, которое раскрывает ребёнка, физически и духовно.
Основная часть.
На музыкальных занятиях наша задача окружить детей добрыми, яркими, радостными эмоциями. В этом мне помогает любая музыкальная деятельность, но в особенности певческая. Чтобы певческая деятельность приносила хорошие результаты и развивала в дошкольниках вокальные и творческие навыки и умения, перед собой мы ставим ряд задач.
Задачи
1.Обязательны на муз. занятиях распевка, упражнения для звукообразования, дыхания, дикции.
2.Интересный песенный репертуар( не считая программного ,его можно дополнить новыми детскими песнями) с учётом возрастных особенностей ребёнка.
3. Исполнение песенного репертуара музыкальным руководителем.
4. Кабинет( зал) для занятий.
5.Атрибуты.
6. Аудиотехника.
7.Костюмы.
8.Совместная песенная деятельность детей и родителей.
1 .Распевки и упражнения в певческой деятельности
. Они помогают развивать у детей слух и голос, дети учатся петь правильно и чисто.
Хочу привести несколько примеров распевок и упражнений. Так как у нашего детского сада экологическое направление в свое работе я связываю музыку и природу.
Упражнение « Эхо»
Дети очень его любят. Вы поёте какое либо слово или фразу, а дети должны её повторить и пропеть за вами. имена детей, названия предметов, так как у нас экологический детсад мы и распеваемся и закрепляем знания о природе и окружающей среде пропевая названия природных явлений, деревьев , животных .В младшей группе дети повторяют за мной как поют животные( кошка- мяу, коровка- муу, мышка- пи-пи и т.д.)Слова поём в различных интервалах, ,как вверх так и вниз.
Упражнение « Нарисуй мелодию природы»
Рисуем воображаемой кисточкой мелодию. Нарисовать голосом ветер: ветер спокойный- дети поют на одном звуке ( у) и рисуют прямую горизонтальную линию, ветер кружится – дети поют звук(у) волнообразно( терция) и рисуют мелодию точно также, ветер злится- рисуем кистью некую пружину, показывая как завывает ветер, поем глиссандо(у) вверх и вниз.
Упражнения на дыхание.
«Цветок».
Ладонями формируем цветок( мизинцы и большие пальцы сомкнуты, остальные пальчики раскрыты).Выполняем глубокий вдох через нос( вдыхаем аромат цветка), на звук «а» выдыхаем.
«Мыльный пузырь».
По моей руке дети должны сделать быстрый вдох, задержку и продолжительно-активный выдох, пока не лопнут мыльные пузыри.
Очень нравятся так называемые сказки или рассказы на дикцию. Впервые я с ними столкнулась на курсах повышения квалификации. Мне очень понравилось и сейчас я также использую их на своих занятиях.
«Прогулка» (автор - О. Ю. Херувимов).
Педагог рассказывает историю, дети выполняют необходимые действия. Данная игра способствует активизации речевого аппарата, развивает дикцию и дыхание. Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так. (Дети быстро «щелкают» языком на полуулыбке (высоко).) Лошадка жила со своей мамой — доброй и красивой Лошадью. Ходила она так. ( Дети медленно «щелкают» языком, вытянув губы (низко).) И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки. (Поочередно высоко - низко, быстро - медленно «щелкать» языком). Но однажды подул сильный ветер. (Активный долгий выдох через рот 4 раза). Лошадка подошла к своей маме и спросила: «Можно мне погулять?» («Щелкать» высоко от нижнего звука «у» до верхнего «о» — «у — о»?). «Да куда же ты пойдешь? — ответила мама, — на улице сильный ветер». (От верхнего «о» к нижнему «у» «о – у».) Но Лошадка не послушалась и побежала («Щелкать» высоко). Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. «Ах, какая прелесть», — подумала Лошадка, подбежала к цветку и стала его нюхать. (Вдох через нос — легкий, бесшумный, выдох — через рот со звуком «а», медленно 4 раза). Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А лошадка поскакала дальше. («Щелкать» высоко). Вдруг Лошадка услыхала странный звук. (Долгий звук “ш-ш-ш”). “Подойду-ка я поближе”, — решила Лошадка (“Щелкать” высоко). Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку (Звук «ш» короткий по 4 раза). Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик (звук «ф» по 4 раза), застрекотал кузнечик (звук «ц» по 4 раза), пролетел жук (звук «ж» продолжительный), за ним — комар (звук «з» продолжительный). А ветер дул все сильнее и сильнее (продолжительный выдох). Лошадка замерзла (звук «брр» 4 раза) и побежала домой («щелкать» высоко). Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама («Щелкать» низко медленно), она стала согревать Лошадку (бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза).
«Обезьянки» (Автор неизвестен).
Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули, покорчили в зеркало рожицы, помахали друг другу. Решили почистить зубы. Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у обезьянки Чу-чу. Чи-чи стало весело (веселые губы), а Чу-чу стало грустно (грустные губы). Затем обезьянки стали щелкать орешки, спрятали их за щечку, потом за другую. Потом они увидели ёжика и стали дышать как он. Ёжик подарил им по цветку, и они захотели его понюхать. Тут подъехал крот на автомобиле и предложил им покататься. От радости обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик и все вокруг. Обезьянки стали пускать мыльные пузыри. Потом обезьянки стали качаться на качелях (голосом глиссандо) и раскачали старый баобаб (покряхтеть голосом).
2. Песенный репертуар.
Песенный репертуар – это неотъемлемая часть музыкальной деятельности. Нужно как следует подбирать материал и придерживаться всех возрастных особенностей ребёнка. Помимо программных песен я всегда включаю репертуар современных детских композиторов и детских вокальных коллективов.
Практически у каждого из нас как на работе, так и дома есть интернет и ПК или ноутбук. При помощи их на сегодняшний день мы можем свободно выбрать себе для песенной деятельности репертуар, который нам нравится и подходит для выступлений, развлечений, утренников. Песня должна быть доступна ребёнку по диапазону, текст песен должен быть прост и лёгок. Помимо мелодии , качество исполнения зависит от размера музыкальных фраз, ритмического рисунка, темпа и динамических оттенков. Кроме современных и программных песен, вместе с народным коллективом « Чебрецы» дети старшей группы неоднократно готовили совместные вокальные номера исполняя народную песню. Заодно прививаем любовь к родному языку и культуре, а также учим петь детей не только со своими сверстниками, но и со взрослыми. Также песенный репертуар должен быть, где поём с солистом, или для дуэта и трио. В таких случаях я выбираю детей, у которых певческие навыки и музыкальный слух более развиты, чем у других детей.
Репертуар для каждой возрастной группы подбирается индивидуально и в определённой последовательности. Песня должна нести в себе воспитательный характер и глубокий смысл .
Лично для меня дети – это помощники во всех видах музыкальной деятельности. Я стараюсь прислушиваться к их выбору и пожеланиям ,что касается песенного репертуара. Такое общение нам помогает петь с удовольствием, интересом и радостью. Ведь согласитесь, если детям нравится песня, они исполняют её с особой отдачей, с настроением, такие песни дети быстро запоминают. Задача педагога помочь ребёнку, прислушаться к нему и далее прививать интерес к песни и пению в целом. Также песни можно у нужно использовать в любых видах деятельности ребёнка. Живём по жизни с песней!
3. Исполнение песенного репертуара музыкальным руководителем.
. Музыкальный руководитель – это не только педагог и музыкант. В нашей профессии сочетаются все виды искусств.. Наша профессия многогранна. Задача музыкального руководителя – исполнить, преподнести песню детям эмоционально, передать её настроение, её образ и содержание. Музыкальный руководитель должен правильно пропевать мелодию, чисто интонировать. Дети во всём нам подражают и некачественное исполнение педагога приводит к потере интереса их к произведению и не желанию его изучать
На музыкальных занятиях, ,на первых этапах разучивания песни, мелодию лучше пропевать самому музыкальному руководителю, а уже затем продолжать разучивание песни с сопровождением фортепиано. Опыт показал, что дети лучше воспринимают мелодию песни ,если на первых этапах разучивания мы её исполняем сами, без сопровождения.
4. Кабинет ( зал).
Важную роль для обучения и осуществления музыкально-творческой деятельности играет помещение т.е. кабинет, зал. Кабинет должен быть оборудован удобно, комната должна быть светлой и проветриваться( после каждого занятия влажная уборка и проветривание, дети должны дышать чистым, свежим воздухом и заниматься в чистом помещении- это очень важно для голосовых связок ребёнка).В помещении обязательно должен присутствовать музыкальный инструмент – фортепиано или синтезатор( для певческой деятельности он необходим). Своё помещение мы обязательно должны украшать и обновлять (времена года- осень, зима, весна, лето). Комната должна вызывать у детей радость и комфорт, чтобы занятия проходили легко и интересно.
5. Атрибуты.
Атрибуты имеют важное значение как в певческой деятельности, так и в музыкальной в целом. Атрибуты – это музыкально – дидактические игры, карточки для музыкальных заданий, , детские музыкальные инструменты. Всё это помогает нам развивать в детях чувство ритма, различать низкие и высокие звуки , развивать музыкальные и творческие способности. В нашем детском саду детские музыкальные инструменты мы с ребятами и взрослыми изготовляем сами: из природного материала ( дощечек, крупы, песка), также из различного подручного материала( пластиковых бутылок, рыбацкие колокольчики, пробок, стаканчиков). Ребятам очень интересно самим изготовлять инструменты.
Стараемся с воспитателями задействовать и наших родителей. На новогодний утренник они вместе с детьми изготовили замечательные новогодние шумовые инструменты. Певческую деятельность я часто осуществляю с ДМИ.
6. Аудиотехника.
Мы должны идти в ногу со временем ,поэтому в нашей работе аудиотехника на данный момент необходима. Для певческой деятельности я использую её, если мы исполняем песню под фонограмму , или для пения со взрослыми на утренниках и мероприятиях. Я пользуюсь USB устройством и DVD с колонками, также микрофон, которым мы пользуемся на утренниках.
7. Костюмы.
Костюмы – это необходимый элемент для выступления детей на праздниках, мероприятиях, утренниках. Костюмы в певческой деятельности также важны: для дуэтов, трио, хорового исполнения.
8.Совместная песенная деятельность детей и родителей.
Приобщение детей к песенному творчеству можно успешно осуществлять вместе с их родителями. Важно с первых дней посещения ребёнком ДОУ наладить контакт с родителями, эффективно задействовать родителей в утренниках, различных театральных постановках, ярмарках, общественных мероприятиях города или села.
Также я провожу с родителями родительские собрания. Они у меня проходят в форме викторины: « Угадай мелодию», « Музыкальная шкатулка».
Совместная работа с родителями повышает уровень музыкальной и певческой деятельности у детей, улучшаются показатели музыкальных способностей, также в дальнейшем для ребёнка проявляется желание продолжить заниматься вокалом, музыкой, посещать кружки хореографии и театрального искусства.
Заключение
В своей работе я хотела поделиться с вами мои дорогие коллеги собственной любви к песне, стремлением раскрывать и прививать интерес к пению своим воспитанникам. Мы можем это сделать с помощью различных видов музыкальной деятельности, совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя и родителей. В своей работе мы всегда должны быть в активном творческом поиске. Задачи ,которые приведены в методическом пособии « Голос всегда с тобой» ставятся для того, чтобы наша музыкальная деятельность была правильно построена и организована. Благодаря этим задачам, мы сможем организовать детям интересный, познавательный, творческий и результативный процесс.
Мне хотелось пожелать всем коллегам побольше творческий идей и открытий. Прививайте любовь к песне, стремитесь научить детей правильно чувствовать её, понимать и исполнять. Песня раскрывает ребёнка как личность и даёт ему большой творческий потенциал в будущем. Вот поэтому наш детский сад по жизни с песней!
Содержание
1. Введение………………………………. 3
2. Основная часть………………………. 6
2.1.Распевки, упражнения в певческой деятельности…………………………… 7
2.2. Песенный репертуар……………... 13
2.3. Исполнение песенного репертуара музыкальным руководителем……….. 15
2.4. Кабинет(зал)……………………….. 16
2.5.Атрибуты…………………………… 17
2.6.Аудиотехника……………………… 19
2.7. Костюмы…………………………… 19
2.8. Совместная песенная деятельность детей и родителей………………………………. 20