Методические рекомендации по организации здоровьесберегающего пространства доу средствами искусства
Методические рекомендации по организации здоровьесберегающего пространства доу средствами искусства
Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать совокупность медицинских, педагогических, психологических установок, определяющих специальный набор и компоновку зоровьесберегающих форм, методов, средств, приемов обучения, необходимых для оптимального и рационального составления программы педагогического процесса.
Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой развивается ребенок, зависят от взрослых, отвечающих за его счастье и здоровье. Сегодня на первый план выдвигаются задачи укрепления здоровья дошкольников и формирования у них ориентации на здоровый образ жизни. При этом в центре внимания оказываются вопросы готовности семьи к взаимодействию с педагогами, создания и эффективного использования здоровьесберегающей среды в ДОУ как одного из условий полноценного развития ребенка. Укрепление здоровья подрастающего поколения – не столько медицинская, сколько психолого-педагогическая задача. Очевидно, что в первую очередь у детей необходимо формировать потребность в сохранении и укреплении здоровья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации здоровьесберегающего пространства доу средствами искусства»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА
Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать совокупность медицинских, педагогических, психологических установок, определяющих специальный набор и компоновку зоровьесберегающих форм, методов, средств, приемов обучения, необходимых для оптимального и рационального составления программы педагогического процесса.
Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой развивается ребенок, зависят от взрослых, отвечающих за его счастье и здоровье. Сегодня на первый план выдвигаются задачи укрепления здоровья дошкольников и формирования у них ориентации на здоровый образ жизни. При этом в центре внимания оказываются вопросы готовности семьи к взаимодействию с педагогами, создания и эффективного использования здоровьесберегающей среды в ДОУ как одного из условий полноценного развития ребенка. Укрепление здоровья подрастающего поколения – не столько медицинская, сколько психолого-педагогическая задача. Очевидно, что в первую очередь у детей необходимо формировать потребность в сохранении и укреплении здоровья.
Главная цель в воспитании и образовании дошкольников - это сохранение здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению. Здоровье сберегающего пространства является систематизация оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении с вовлечением в неё всех участников образовательного процесса для сохранения здоровья воспитанников. В соответствии с этим можно выделить три группы задач:
Оздоровительная – подразумевает решение вопросов развития и укрепления костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов дошкольников, развитие движений;
Образовательная – формирование у детей навыков выполнения основных движений, правильной осанке
Воспитательная – формирование нравственно-физических навыков;
Важнейшей характеристикой педагогической технологии является её воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей! Немаловажную роль играют методы и приемы, используемые музыкальным руководителем на музыкальных занятиях. Их можно использовать как отдельные приемы, так и в комплексе.
Вокалотерапия.
Волшебный мир музыки окружает нас повсюду, и целительная роль пения стала общепризнанным фактом. С помощью вокала можно воздействовать на внутренние органы – ведь во время пения у детей происходит мягкий массаж горла, в легких возникает вибрация, в свою очередь влияющие на кровообращение. Голос – это своеобразный индикатор здоровья. Самое главное на занятиях это бережное отношение к голосу ребенка. Ребенок учится петь свободно и легко, голос его развивается и укрепляется, особенно полезны для детей протяжные песни, которые развивают дыхание. Это очень полезно сказывается для детей с заболеваниями дыхательных путей.
Музыкотерапия.
Гармоничная музыка – лучший психотерапевт. В лечебных целях музыку применяют с давних времен. Музыка несет в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения. В целях музыкальной терапии на музыкальных занятиях мы используем классическую музыку. Для того, чтобы музыка подействовала на детей наилучшим образом, их необходимо настроить. Настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе и сосредоточиться на звуках музыки. Активные формы слушания музыки с просмотром репродукций и стихотворной формой положительно влияют на психоэмоциональное состояние:
Музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей.
Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими детьми.
Улучшается речевая и сенсомоторная функция.
Танцетерапия.
Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогая добиться эмоциональной разрядки, снять умственную нагрузку и переутомление. Музыкально-ритмические упражнения формируют красивую осанку, укрепляют мускулатуру, развивают мелкую моторику, воспитывают выносливость. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Движения и танец, помимо того, что снимает нервно-психическое напряжение, помогают детям быстро устанавливать дружеские связи друг с другом, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.
Улыбкотерапия.
Здоровье детей станет крепче и от улыбки воспитателей, потому что в улыбающемся человеке дети видят друга и процесс обучения проходит плодотворней. А ещё у ребенка появляется ответная улыбка, которая поднимает настроение. Если ребенок поет веселую песню и улыбается, то звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ребенок уже с ней смотрит на мир и на людей.
Игротерапия.
Творчество требует от детей координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на их психику, а значит на их психическое здоровье, то есть творческий процесс исцеляет. Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребенку эмоциональных переживаний. Для этого мы предлагаем детям сочинить собственную мелодию, спеть своё имя, пофантазировать под музыку, исполнить пластическую импровизацию или исполнить партию на детском музыкальном инструменте.
Сказкотерапия.
Сказка – любимый жанр детей. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей. Сказка открывает ребенку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты.
Праздникотерапия.
На праздниках важно настроить детей эмоционально, увлечь за собой в мир музыки и сказки. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор – единственное средство развить ум ребенка, обучить его и сохранить детство.
Максимально допустимая нагрузка, проветривание, освещение, удобная обувь, смена деятельности – все это укрепляет здоровье детей. Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях имеет оздоровительный эффект не только для детей, но и для взрослых, которые испытывают на себе положительное влияние.
РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ ДЕТСКОГО САДА
От взаимодействия музыкального руководителя и специалистов ДОУ зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Использование музыки в быту детского сада, на занятиях по развитию речи, изобразительному искусству имеют большое значение для удовлетворения потребностей детей в музыке и музыкальном развитии. Педагогическое взаимодействие необходимо рассматривать как субъект-субъектные отношения, характеризующиеся единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка как главного объекта педагогических отношений. Педагогическое взаимодействие музыкального руководителя, воспитателя и других специалистов основывается на следующих принципах:
Принцип диалогизации.
Связан с преобразованием «суперпозиции» музыкального руководителя и «субпозиции» воспитателя в вопросах музыкального развития дошкольников в личностно-равноправную позицию сотрудничающих субъектов.
Принцип индивидуализации.
В его основе лежит использование каждым участником взаимодействия существенных преимуществ в выполнении определенных видов деятельности. Для реализации этого вида принципа каждый участник взаимодействия должен иметь прочные навыки музыкальной деятельности. Музыкальный руководитель – это специалист, который имеет музыкальное образование, предполагающее наличие профессиональных и творческих умений. Воспитатель должен уметь исполнять несложные детские песни, выполнять музыкально-ритмические движения, играть на детских музыкальных инструментах, организовывать музыкально-дидактические игры. Музыкальный руководитель и воспитатель, дополняя усилия друг друга, создают тот эффект, который возникает при кооперации труда.
Принцип проблематизации.
Имеющий специальное образование музыкант не учит воспитателя – он актуализирует, стимулирует его музыкальные возможности. Чтобы реализовать принцип взаимодействия «воспитатель-музыкальный руководитель», необходимо понимание обеими сторонами такой важной функции педагогической деятельности, как обеспечение целостности воспитательно-образовательного процесса. Основанием для этого должна служить готовность воспитателя к музыкальному развитию дошкольников, воспринимая им как важный элемент его профессиональной готовности к воспитанию детей.
Во взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя необходим обмен между ними инициативами, направленными на сопоставление их представлений и формирование общего смысла деятельности, что выражается в совместном планировании работы по музыкальному развитию детей. Воспитатель, пребывая с детьми в постоянном контакте, учитывая мнения психолога, может дать психолого-педагогическую характеристику каждому ребенку и группе в целом, выдвинуть общеразвивающие цели и задачи. Музыкальный руководитель как носитель специализированных знаний и способностей ставит специализированные цели. Так, например, задача формирования этических представлений на примерах музыкальной литературы должна быть в программе нравственного воспитания дошкольников. Задача развития певческих, музыкально-ритмических навыков может быть включена в программу не только художественно-эстетического, но и физического воспитания, поскольку пение, по мнению врачей, лучшая дыхательная гимнастика, а выполнение музыкально-ритмических движений подразумевает воспитание физических качеств, выработку правильной осанки. Задачи развития внимания, восприятия, памяти, воображения, а также умения сравнивать, анализировать, обобщать в процессе музыкальной деятельности, безучловно должны вписываться в программу умственного воспитания детей. Развитие творческих способностей в музыкально-художественной деятельности, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства – основа программы художественно-эстетического воспитания. В результате осознания тесной взаимосвязи задач музыкального и общего развития ребенка появляется понимание взаимосвязи деятельности воспитателя и музыкального руководителя.
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА с РОДИТЕЛЯМИ
Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена педагоги работали с семьей своего воспитанника, ища поддержку и понимание проблем ребенка для всестороннего развития гармонически развитой и здоровой личности. Однако, родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развития ребенка, которое должны поддерживать и детский сад и семья.
Чтобы выстроить эффективное общение педагогов и родителей важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нужд семьи, быть в курсе последних достижений науки.
Общение будет успешно, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторонах темах, если каждая их них в процессе общения обогащает свой информационный багаж. Важным условием …..является создание моделей «воспитатель - родитель», воспитатель -психолог - родитель». Особая форма общения в этих моделях доверительно-деловой контакт.
На этапе первичного знакомства родители знакомятся принципами работы ДОУ и семьи: открытость, сотрудничество, создание активной развивающей среды, принцип индивидуального подхода к каждой семье.
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» мы проводим в нетрадиционной форме. К нему следует очень тщательно готовиться, ведь от первичного восприятия педагога и семьи зависит их дальнейшее сотрудничество.
В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи используются разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы; тренинги; родительские гостиные; почта Доверия, анкетирование. Красочные наглядные стенды в приемных знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными особенностями детей. В уголках специалистов размещена информация практической направленности, приводятся интересные факты, даются рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога, руководителя изостудии, физкультурного и музыкального руководителей.
В результате повышается уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствует развитию их творческой инициативы. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых, и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей.
Основные задачи здоровьесберегающей среды: 1. Создание условий для эффективного участия всех заинтересованных субъектов в управлении качеством образования и здоровьесбережения детей. 2. Организация деятельности по повышению технологической культуры педагогов. 3. Создать условия для благополучия детей во взаимодействиях всех субъектов воспитания: ребенок-педагог, ребенок-ребенок, ребенок-родитель, педагог-родитель. 4. Организовать систему мероприятий по педагогическому, психологическому просвещению семьи. Реализация поставленных задач должна способствовать: - снижению детской заболеваемости, повышению сопротивляемости организма инфекциям; - повышению технологической культуры молодых педагогов; - внедрению новых технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста; - совершенствованию форм семейного воспитания детей; - качество сформированных ключевых компетенций будет способствовать успешному обучению ребенка в условиях начальной школы; - построению современной развивающей среды дошкольного образовательного учреждения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ
В ВОЗРАСТЕ 4-5 ЛЕТ
Раздел «Пение»
Пение – многофункциональное средство воспитания гармоничной личности ребенка. Певческий и речевой голос ребенка обладают сходными признаками: высотой, громкостью, тембром, диапазоном, но в процессе пения наиболее активизируется работа различных мышц гортани, глотки, рта, грудной клетки, диафрагмы. В связи с этим мы рассматриваем процесс обучения дошкольников пению как предмет воспитания детского голоса, при этом выделяя роль вокальных упражнений. На первостепенное значение этого певческого средства указывал немецкий ученый Г.Гуцман: «Благодаря своему воздействию на функции легких, деятельность сердца и обмен веществ, вокальные упражнения оказывают такое полезное влияние на человека, с каким не может сравниться ни один вид гимнастики»
В этом возрасте дети обладают певческим диапазоном «ре» - «си» 1 октавы, дыхание выдерживает 2 такта в среднем темпе, лучше произносят слова.
Певческие упражнения строятся на тексте, посильном для ребят в произношении и их смысловом значении. Они помогают формированию дикции, артикуляции, певческого дыхания, ансамбля.
Также для развития координации слуха и голоса, певческого дыхания важно выбирать песни, имеющие не только равномерные, но и протяжные звуки.
Чистоту интонирования в пении помогают получить приёмы:
Моделирование (показ движения звуков рукой);
Исполнение песни педагогом;
Исполнение мелодии на фортепиано, разучивание мелодии по частям;
Транспонирование мелодии в удобную для детей тональность.
Огромное значение в пении - работа на певческим дыханием, которое является главным звеном единого певческого процесса. В певческом дыхании можно выделить 3 основных направления.
Вдох;
Сохранение вдоха на протяжении всей музыкальной фразы;
Выдох с резонированием звука и поддержкой снизу столба дыхания.
От правильного дыхания в значительной степени зависит здоровье детей. На музыкальных занятиях музыкальный руководитель учит правильно дышать, следить за осанкой. Для дыхательных упражнений используются воображаемые предметы (понюхать цветок, попыхтеть, как паровоз) и раздаточный материал (перышки, снежинки, бабочки и т.д.). Правильное дыхание приводит к резкому повышению всех резервных возможностей человека. С помощью глубокого и спокойного дыхания можно предупредить перепады настроения. Увеличение продолжительности вдоха способствует успокоению и полной релаксации. Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику. Использование дыхательной гимнастики приносят ощутимый результат в понижении заболеваний детей.
Раздел «Ритмика»
Потребность в двигательной активности у детей в возрасте 4-5 лет очень велика, поэтому врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности».
Именно занятия ритмикой во всех её проявлениях помогают творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулировать память, внимание, мышление и воображение ребенка.
Высокая пластичность нервной системы в данном возрасте способствует лучшему и быстрому освоению новых упражнений, иногда даже сложных.
Развитие опорно-двигательной системы еще не закончено, она продолжает меняться по размеру, форме и строению, гибка, податлива и чувствительна к деформирующим воздействиям. При отборе упражнений нельзя забывать об этом.
Особое внимание следует обратить на движения, укрепляющие скелетную мускулатуру: укрепление и формирование стопы и её свода; развитие крупных мышц тела и конечностей; уделять особое внимание мелкой мышечной мускулатуре (особенно кисти рук), что является мощным стимулирующим фактором развития и совершенствование речи в дошкольном возрасте.
При правильной организации двигательной активности наблюдается повышение сохранения устойчивого равновесия, улучшение координации движений, увеличение вентиляции легких.
В этом возрасте дети обладают достаточно высоким уровнем психического развития. У них ярко выражены эмоциональность и непосредственность. Внимание относительно устойчиво, поэтому дети быстро теряют темп и ритм на занятиях, это следует учитывать, занятие не должно быть монотонным, необходимо разнообразить задания, нельзя долго задерживать внимание детей на одном упражнении.
Хорошо развивается память, особенно двигательная и эмоциональная. Дети легко повторяют показ взрослого, особенно если их это заинтересовало. Обучение движению начинается с наименования, показа и лаконичного и понятного объяснения техники, что создает зрительный образ и осмысление движения.
Дети в состоянии уже осваивать право- и леворукость, могут ориентироваться в направлении движений: вниз, вверх, влево, вправо.
При правильной физической нагрузке дети этого возраста в состоянии без особого напряжения заниматься в течение 20-25 минут.
Конечно, надо обращать внимание на музыкальность ребенка, его способность пластически отражать особенность музыки – ритмические, темповые, эмоциональные.
Успех работы решается не количеством проделанных упражнений, а умением детей сопереживать их содержанию. Всё это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.
Благодаря вышеперечисленным видам музыкальной деятельности методы и приёмы здоровьесберегающих технологий отвечают всем требованиям в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании ребенка. Это обогащает эмоциональный мир детей, развивает музыкальные способности, воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма. И, что самое главное, музыкальное воспитание способствует физическому совершенствованию организма ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
И.В Чупаха, Е.З.Пужаева Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитмтельном процессе. М.: Изд-во «ИЛЕКСА», 2001.
Журн. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №3, 2011.