kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по организации экспериментирования с детьми I младших групп «Обучая, не навреди!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как неоднократно подчеркивалось выше, дошкольники в силу возрастных особенностей не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают обо всем, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации экспериментирования с детьми I младших групп «Обучая, не навреди!»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 170 ГОРОДА ДОНЕЦКА» Методические рекомендации по организации экспериментирования  с детьми I младших групп и групп раннего возраста  «Обучая, не навреди!» Подготовил: Старший воспитатель Василенко Е.А.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 170 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

Методические рекомендации

по организации экспериментирования

с детьми I младших групп и групп раннего возраста

«Обучая, не навреди!»

Подготовил:

Старший воспитатель

Василенко Е.А.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»

Ральф Уолдо Эмерсон

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».

В познавательно-исследовательской деятельности ребёнок получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через самостоятельную исследовательскую деятельность.

Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ Отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования Ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним Отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого Запрещать без объяснения Запрещать без объяснения Критиковать и ругать ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему

Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ

Отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования

Ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним

Отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого

Запрещать без объяснения

Запрещать без объяснения

Критиковать и ругать ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?» Оказывать необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами Учить ребенка наблюдать и делать предположения, выводы Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива Создавать ситуацию успешности Поощрять ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию В целях безопасности осуществлять некоторые запреты на действия детей, объяснять, почему этого нельзя делать

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»

Оказывать необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию

Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами

Учить ребенка наблюдать и делать предположения, выводы

Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива

Создавать ситуацию успешности

Поощрять ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию

В целях безопасности осуществлять некоторые запреты на действия детей, объяснять, почему этого нельзя делать

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЫТОВ НЕОБХОДИМО Цель и задачи эксперимента должны быть ясны детям Обеспечить детям безопасные условия для проведения опыта Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения или трудовой деятельности. Применять полученные знания в продуктивной деятельности детей Подводить детей в процессе опыта к самостоятельным выводам

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЫТОВ НЕОБХОДИМО

Цель и задачи эксперимента должны быть ясны детям

Обеспечить детям безопасные условия для проведения опыта

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения или трудовой деятельности.

Применять полученные знания в продуктивной деятельности детей

Подводить детей в процессе опыта к самостоятельным выводам

РАБОТА С ДЕТЬМИ  1. Как неоднократно подчеркивалось, дошкольники в силу возрастных особенностей не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают обо всём, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.   2. Для того чтобы дети ставили опыты с пользой для себя и испытывали удовольствие от этого вида деятельности, их надо обучать. Чем чаще применяется данный метод, тем более прочными становятся навыки экспериментирования, тем ниже вероятность чрезвычайных происшествий.  Экспериментирование от случая к случаю гораздо опаснее, чем систематическое проведение опытов.

РАБОТА С ДЕТЬМИ

1. Как неоднократно подчеркивалось, дошкольники в силу возрастных особенностей не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают обо всём, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.

2. Для того чтобы дети ставили опыты с пользой для себя и испытывали удовольствие от этого вида деятельности, их надо обучать. Чем чаще применяется данный метод, тем более прочными становятся навыки

экспериментирования, тем ниже вероятность чрезвычайных происшествий.

Экспериментирование от случая к случаю гораздо опаснее, чем систематическое проведение опытов.

3.   Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному». Педагог должен в каждый конкретный момент отдавать себе отчет об уровне сформированности у детей необходимых навыков и не превышать их реальных возможностей при выполнении экспериментальных действий.    4. Все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:  а)  действие показывает педагог; б)  действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;  в)  действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;  г) действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.    5.   Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации. Заранее предвидя нежелательные реакции, он должен стараться избегать условий, способствующих их возникновению.

3.   Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному». Педагог должен в каждый конкретный момент отдавать себе отчет об уровне сформированности у детей необходимых навыков и не превышать их реальных возможностей при выполнении экспериментальных действий.

4. Все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности: а)  действие показывает педагог;

б)  действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки; в)  действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка; г) действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.

5.   Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации. Заранее предвидя нежелательные реакции, он должен стараться избегать условий, способствующих их возникновению.

6.   Одним из факторов, провоцирующих дисциплинарные нарушения, является гиперопека со стороны взрослого и чрезмерные требования по соблюдению тишины и порядка. Поэтому, предъявляя определенные требования к поведению детей во время экспериментирования, не следует переходить некоторых разумных пределов. Работа должна строиться на принципах личностно- ориентированной педагогики, что гасит неадекватные реакции детей.

7. Чтобы иметь возможность быстро пресекать нежелательные действия детей, имеет смысл выработать у них условный рефлекс на какую-либо короткую команду, например на слова «Стоп!», «Стой!», «Замри!». Выработка рефлекса осуществляется вне экспериментаторской деятельности и обычно проводится в форме игры. По данной команде все дети на 2—3 секунды

прекращают свои занятия и замирают. Чтобы рефлекс не угасал, педагог периодически отдает такие команды в самое неожиданное для детей время. Выработав рефлекс, надо помнить, что он существует именно для экстремальных ситуаций. Если педагог будет использовать его как обычное дисциплинарное воздействие, рефлекс угаснет и в критический момент окажется бесполезным.

8. Для успешного руководства экспериментаторской деятельностью детей от педагога требуется умение видеть весь коллектив и распределять внимание между отдельными ребятами; такое возможно лишь в том случае, если педагог свободно владеет фактическим материалом и не задумывается над методикой проведения каждого опыта.   9.   На занятиях должна быть спокойная обстановка. Если дети нервничают и боятся совершить ошибку, вероятность возникновения непредвиденных ситуаций возрастает. В этом случае педагог руководствуется принципом: лучше исправлять ошибки эксперимента, чем последствия нарушения правил безопасности.

8. Для успешного руководства экспериментаторской деятельностью детей от педагога требуется умение видеть весь коллектив и распределять внимание между отдельными ребятами; такое возможно лишь в том случае, если педагог свободно владеет фактическим материалом и не задумывается над методикой проведения каждого опыта.

9.   На занятиях должна быть спокойная обстановка. Если дети нервничают и боятся совершить ошибку, вероятность возникновения непредвиденных ситуаций возрастает. В этом случае педагог руководствуется принципом: лучше исправлять ошибки эксперимента, чем последствия нарушения правил безопасности.

Безусловно, приведенный перечень не исчерпывает всех правил безопасности. Они во многом определяются особенностями изучаемых явлений и методикой экспериментирования. Чтобы свести к минимуму вероятность возникновения несчастных случаев, у педагога должна быть постоянная психологическая готовность к быстрому анализу возникшей ситуации и выбору оптимального варианта нормализации обстановки.  «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал» Василий Александрович Сухомлинский

Безусловно, приведенный перечень не исчерпывает всех правил безопасности. Они во многом определяются особенностями изучаемых явлений и методикой экспериментирования. Чтобы свести к минимуму вероятность возникновения несчастных случаев, у педагога должна быть постоянная психологическая готовность к быстрому анализу возникшей ситуации и выбору оптимального варианта нормализации обстановки.

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал»

Василий Александрович Сухомлинский

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Василенко Елена Александровна

Дата: 09.01.2020

Номер свидетельства: 534982


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства