Методические рекомендации по организации экспериментирования с детьми I младших групп «Обучая, не навреди!»
Методические рекомендации по организации экспериментирования с детьми I младших групп «Обучая, не навреди!»
Как неоднократно подчеркивалось выше, дошкольники в силу возрастных особенностей не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают обо всем, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации экспериментирования с детьми I младших групп «Обучая, не навреди!»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 170 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Методические рекомендации
по организации экспериментирования
с детьми I младших групп и групп раннего возраста
«Обучая, не навреди!»
Подготовил:
Старший воспитатель
Василенко Е.А.
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»
Ральф Уолдо Эмерсон
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».
В познавательно-исследовательской деятельности ребёнок получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через самостоятельную исследовательскую деятельность.
Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ
Отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования
Ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним
Отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого
Запрещать без объяснения
Запрещать без объяснения
Критиковать и ругать ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему
ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ
Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»
Оказывать необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию
Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами
Учить ребенка наблюдать и делать предположения, выводы
Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива
Создавать ситуацию успешности
Поощрять ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию
В целях безопасности осуществлять некоторые запреты на действия детей, объяснять, почему этого нельзя делать
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЫТОВ НЕОБХОДИМО
Цель и задачи эксперимента должны быть ясны детям
Обеспечить детям безопасные условия для проведения опыта
Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения или трудовой деятельности.
Применять полученные знания в продуктивной деятельности детей
Подводить детей в процессе опыта к самостоятельным выводам
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1.Как неоднократно подчеркивалось, дошкольники в силу возрастных особенностей не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают обо всём, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.
2.Для того чтобы дети ставили опыты с пользой для себя и испытывали удовольствие от этого вида деятельности, их надо обучать. Чем чаще применяется данный метод, тем более прочными становятся навыки
экспериментирования, тем ниже вероятность чрезвычайных происшествий.
Экспериментирование от случая к случаю гораздо опаснее, чем систематическое проведение опытов.
3. Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному». Педагог должен в каждый конкретный момент отдавать себе отчет об уровне сформированности у детей необходимых навыков и не превышать их реальных возможностей при выполнении экспериментальных действий.
4.Все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:а) действие показывает педагог;
б) действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;в) действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;г) действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.
5. Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации. Заранее предвидя нежелательные реакции, он должен стараться избегать условий, способствующих их возникновению.
6. Одним из факторов, провоцирующих дисциплинарные нарушения, является гиперопека со стороны взрослого и чрезмерные требования по соблюдению тишины и порядка. Поэтому, предъявляя определенные требования к поведению детей во время экспериментирования, не следует переходить некоторых разумных пределов. Работа должна строиться на принципах личностно- ориентированной педагогики, что гасит неадекватные реакции детей.
7.Чтобы иметь возможность быстро пресекать нежелательные действия детей, имеет смысл выработать у них условный рефлекс на какую-либо короткую команду, например на слова «Стоп!», «Стой!», «Замри!». Выработка рефлекса осуществляется вне экспериментаторской деятельности и обычно проводится в форме игры. По данной команде все дети на 2—3 секунды
прекращают свои занятия и замирают. Чтобы рефлекс не угасал, педагог периодически отдает такие команды в самое неожиданное для детей время. Выработав рефлекс, надо помнить, что он существует именно для экстремальных ситуаций. Если педагог будет использовать его как обычное дисциплинарное воздействие, рефлекс угаснет и в критический момент окажется бесполезным.
8.Для успешного руководства экспериментаторской деятельностью детей от педагога требуется умение видеть весь коллектив и распределять внимание между отдельными ребятами; такое возможно лишь в том случае, если педагог свободно владеет фактическим материалом и не задумывается над методикой проведения каждого опыта.
9. На занятиях должна быть спокойная обстановка. Если дети нервничают и боятся совершить ошибку, вероятность возникновения непредвиденных ситуаций возрастает. В этом случае педагог руководствуется принципом: лучше исправлять ошибки эксперимента, чем последствия нарушения правил безопасности.
Безусловно, приведенный перечень не исчерпывает всех правил безопасности. Они во многом определяются особенностями изучаемых явлений и методикой экспериментирования. Чтобы свести к минимуму вероятность возникновения несчастных случаев, у педагога должна быть постоянная психологическая готовность к быстрому анализу возникшей ситуации и выбору оптимального варианта нормализации обстановки.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал»