Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Лэпбук по финансовой грамотности"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №2МО Каневской район
«Использование технологии лэпбука в формировании предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель
Герасимова Екатерина Васильевна
2023г.
«Лэпбук» его использование в обучении дошкольников финансовой грамотности».
Цель:
Заложить основы финансовой грамотности у ребёнка – дошкольника.
Задачи:
• Формировать основы экономической культуры у детей-дошкольников.
• Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.
• Совершенствовать коммуникативные качества детей.
• Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
• Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.
• Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.)
Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все родители хотят для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы купить то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги. В раннем дошкольном возрасте финансовая сторона жизни затрагивается в детских сюжетно-ролевых играх: все дети играют в магазин, кафе, парикмахерскую то есть примеряют на себя роли продавца и покупателя .С миром экономики дети знакомятся в старшем дошкольном возрасте. На занятиях по познанию окружающего мира ребята получают элементарные понятия о потребностях, доходах и расходах семьи, товарах и услугах, узнают, что представляют собой деньги, реклама.
Задача педагогов — преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме. Для этой цели можно использовать технологию «лэпбук». Размер готового лэпбука стандартный — папка .Этот размер идеально подходит, чтобы ребенок мог самостоятельно работать с лэпбуком: держать его в руках, писать, рисовать и выполнять задания в нем. Лэпбук состоит из папки формата А3, в которую вклеиваются кармашки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме лэпбука: от интересных игр до большого количества информации.
Информационное наполнение лэпбука по экономике может включать в себя разнообразные блоки: представляю вашему вниманию
1.Пословицы и поговорки о деньгах.
Задачи- Позволяютпознакомить детей с пословицами и поговорками о деньгах, научить объяснять и понимать их смысл.
Пословицы и поговорки о деньгах показывают поведение людей, попавших под влияние денег. При этом люди меняются как в худшую, так и в лучшую сторону. Деньги разделяют людей на богатых и бедных, из пословиц мы узнаём отношение к деньгам тех и других.
Задачи: Познакомить детей с понятием доход семьи, с тем как можно этот доход экономить.
Здесь мы учимся понятия «хочу» и «надо»; дать представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров; дети знакомятся со следующими понятиями: «бюджет», «доходы», «расходы»; игровые круги дают детям представление о сущности расходов, показать их многообразие; дети знакомятся с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсией, зарплатой, стипендией.
3.Занимательные вопросы.
Задачи: В данном блоке мы с детьми закрепляем некоторые финансовые понятия, такие как доход, расход, зарплата и т.д.
развиваем умение поддерживать беседу; дети высказывать свою точку зрения; умеют более точно характеризовать профессии; учатся вести диалог с воспитателем, и со сверстниками.
4.Дидактическая игра. «Что можно купить за деньги, а что нельзя?»
Задачи: В данном блоке дается понятие детям, что можно купить за деньги, а что нельзя, что не все продается за деньги, что главные ценности в жизни за деньги не купишь. Детям очень нравится играть и познавать для себя что-то новое, например что небо не купишь или дождь.
5.Дидактическая игра «Собери Купюру».
Задачи: Детям очень нравиться данная игра, она позволяет закрепить знание о купюрах России, данная игра повышает уровнь логического и наглядно-образного мышления, а так же развивает память и внимание.
6.Дидактическая игра «Чьи покупки»
Задачи: Данная игра позволяет закреплять понятия детей о некоторых категориях товара, повышает уровень внимания и наблюдательности.Ход игры: перед детьми выкладывается изображение мальчика и девочки и карточки с сумками. Задача детей, подсвечивая картинки фонариком, определить чья в сумке находится покупка и соответственно положить эту покупку рядом с тем, кому она принадлежит. В эту игру можно играть как с родителями, так и со сверстниками.
7.Финансовые загадки. Задачи: Благодаря загадкам у детей расширяется словарный запас ,загадки закрепляют понятия приобретенные во время игр, прочтения сказок, дети знают что такое аванс, зарплата, копилка и так далее.
8.Дидактическая игра «Собери сказку»
Цель дидактической игры – научить детей визуально сравнивать, правильно соединять детали в единое целое. Эти игры не только развлекают и увлекают детей, но и развивают. Развивают мелкую моторику рук, пальцев, внимание, мышление. Эта игра учит ребёнка подбирать карточки, относящиеся к одной сказке, и составлять целое из частей, а так же тренирует усидчивость :Еще путем этой игры я стараюсь приобщить детей к истокам русского народного творчества через игру.(сказки-Буратино, муха-цокотуха ,кот в сапогах).
9.Раскрасски.
Задачи: Раскраски это конечно самое любимое занятие детей ,они позволяют предоставить финансовое понятия в максимально увлекательном формате.
Лэпбук можно использовать как элемент непосредственно образовательной деятельности, так и для самостоятельного пользования детьми в подгруппах и индивидуально. Лэпбук можно дальше дорабатывать и развивать на разные темы. «Лэпбук»:позволяет-
• активизирует у детей интерес к познавательной деятельности
• позволяет самостоятельно собирать нужную информацию (в старшем возрасте)
• развивает креативность, творческое мышление, мелкую моторику, речь
• помогает детям лучше понять и запомнить информацию
• позволяет сохранить собранный материал
• объединяет педагогов и детей
• способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми
Таким образом, лэпбук – это средство обучения. Он рассказывает о потребностях человека, о роли труда в жизни общества, о природных и трудовых ресурсах, профессиях. Пособие поможет ребенку ориентироваться в современном сложном мире, обогатить его представления, речь и словарный запас. В лэпбуке собран материал, который поможет лучше понять и запомнить материал по финансовой грамотности. От постоянного контакта с папкой ребенок усваивает материал очень хорошо и без всяких усилий.