Просмотр содержимого документа
«Мeтoдичecкая рaзрaбoтка логоритмических упражнений для детей дошкольного возраста по лексическим темам «beceлo игрaeм – заикание устраняем»»
ЛОГОРИТМИКА
МEТOДИЧECКAЯ РAЗРAБOТКA
«ВЕСЕЛО ИГРАЕМ – ЗAИКAНИE УCТРAНЯEМ»
Артикуляционная гимнастика
Речевые упражнения
Двигательные упражнения
Упражнения на развитие внимания и памяти
Упражнения на релаксацию
Виды
логоритмических
упражнений
Дыхательные упражнения
Пальчиковые и подвижные игры
Песни и стихи, сопровождающиеся движениями
Танцы под ритмодекламацию
Разнообразная коррекционная направленность
Насыщенность глагольной лексики
Требования
к стихотворному
материалу
Сюжет, действующие лица
Динамический
размер
Удобная длина строки
Учёт возраста, речевых и двигательных возможностей детей
Лексическая недели « Осень»
1. Пальчиковая гимнастика.
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Упражнение «Листья»:
1-2-3-4-5
( сжимать и разжимать кулачки)
Будем листья собирать:
(трут ладошки друг о друга)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем
( загибать пальцы, начиная с большого)
Маме осенний букет отнесем.
( хлопки в ладоши, вытянуть ладони вперед).
2. Речь с движением.
Цель: развитие умения синхронизировать речь с движением.
Упражнение «Листья осенние»:
Листья осенние тихо кружатся (кружиться на носках, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся ( присесть)
И под ногами шуршат, шелестят (движения руками вправо – влево, сидя)
Будто опять закружиться хотят. (подняться, покружиться)
Задачи: коррекция речевого дыхания. Формироватьумения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу, передавать восклицательную интонацию.
Оборудование: муляжи овощей или настоящие овощи.
Упражнение «Ах, как пахнет!»:
Педагог дает детям понюхать овощи и предлагает повторить фразы на выдохе после короткого вдоха через нос:
Ах! / Ах, пахнет! / Ах, как пахнет! / Ах, как приятно пахнет! / Ах, как овощ приятно пахнет!
Лексическая тема : «Овощи»
Лексическая тема: «Фрукты»
1. Пальчиковая гимнастика.
Задачи: развивать подвижность пальцев рук, точности и силы их движений.
Развивать зрительное внимание и глазомер.
Упражнение «Компот»:
Будем мы варить компот, (трут ладошки друг о друга)
Фруктов нужно много. Вот: (пальцы ладоней растопырить – «много»)
Будем яблоки крошить, (ребром одной ладони «режем» на другой)
Грушу будем мы рубить, ( «рубим»)
Отожмем лимонный сок, (крепко сжать кулачки)
Слив положим и песок. (пальцы соединены в колечки)
Варим, варим мы компот. (ладонь – «ковш», пальцем – «мешают»)
Цель: формирование умения соотносить речь с движением.
Упражнение «Яблонька»:
Веточки на яблоньке повисли от печали. (поднять руки вверх, кисти опущены)
Яблоки на веточках висели и скучали. (покачать кистями рук)
Девочки и мальчики ветки раскачали, (наклоны в стороны, руки вверху)
Яблоки о землю громко застучали. (прыжки на месте на двух ногах)
3. Работа с чистоговоркой.
Задачи: формирование интонационной выразительности речи детей, развитие умения варьировать темп, силу голоса в зависимости от контекста. Автоматизация звука Ль.
повествовательная – восклицательная – вопросительная интонации; нараспев – по
слогам – целыми словами).
4. Игра «Тихо – громко».
Задачи: корректировать силу голоса детей; активизировать словарь по лексической теме.
Упражнение:
Дети по очереди называют фрукты, ориентируясь на поднятую или опущенную руку
педагога.
(рука вверху – громко, рука внизу – тихо).
5. Дыхательное упражнение.
Цель: коррекция речевого дыхания,.
Задачи: Развивать умение произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу, передавать восклицательную интонацию, активизировать словарь по теме.
Оборудование: муляжи фруктов или настоящие фрукты.
Упражнение «Ах, как пахнет!»:
Педагог дает детям понюхать фрукты и предлагает повторить фразы на выдохе после короткого вдоха через нос:
Ах! / Ах, пахнет! / Ах, как пахнет! / Ах, как приятно пахнет! / Ах, как фрукт приятно пахнет!
Лексическая тема: «Фрукты»
Лексическая тема: «Детский сад. Игрушки.»
1. Пальчиковая гимнастика.
Цель: развитие подвижности пальцев рук, точности и силы их движений.
Упражнение «Игрушки»:
На большом диване в ряд
Куклы Танины сидят. (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
Два медведя, Буратино
И веселый Чипполино,
И котенок, и слоненок. ( загибают пальцы, начиная с мизинца)
1-2-3-4-5, (разгибают пальцы, начиная с большого)
Помогаем нашей Тане
Мы игрушки сосчитать! ( попеременно хлопают в ладошки и стучат кулачками)
2. Речь с движением.
Задачи: формирование умения координировать речь с движением; автоматизация звуков Щ, Ш.
Упражнение «Паровоз»:
Паровоз, паровоз, новенький, блестящий.
Он вагоны повез, точно настоящий. ( идут паровозиком)
Кто едет в поезде? ( пожимают плечами)
Плюшевые мишки, ( идут вразвалочку, как мишки
Кошки пушистые, ( показывают лапки)
Зайцы (прыгают) и мартышки. ( приставляют ладони к ушам)
3. Работа над развитием голоса.
Цель: развитие тембра и силы голоса, речевого дыхания.
Упражнение «Любимая игрушка»:
Дети, сидя или стоя в кругу, по очереди называют свою
любимую игрушку, опуская и поднимая руку.
( Рука выше – громче голос, рука ниже – тише голос,
спрятать руку – беззвучная артикуляция).
4 Работа над интонационной выразительностью речи.
Задачи: развивать интонационную выразительность речи детей, формировать умение варьировать темп, силу голоса в зависимости от контекста. Автоматизровать звука Ш.
Цель: развитие точных движений пальцев рук, их координации.
Упражнение «Белка»:
Сидит белка на тележке,
(ритмичные хлопки по коленям)
Продает она орешки:
(показывают кулачки)
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(разгибают пальцы по очереди)
2. Речь с движением.
Цель: формирование умения координировать речь с движением, варьировать интонацию, темп, силу и высоту голоса, в зависимости от контекста.
Упражнение «У медведя дом большой».
У медведя дом большой,
(встать на носочки, руки вверх «крышей», потянуться)
А у зайца – маленький.( присесть, руками обнять колени)
Мишка наш пошел домой, ( идут по кругу по – медвежьи)
А за ним и заинька. ( прыгают вокруг себя, как зайчики)
3. Развитие речевого дыхания.
Цель: развитие речевого дыхания.
Упражнение «Волк»:
Вдох через нос, руки поднять вверх через стороны.
На выдохе произносим длительный звук У-у-у!
Низким, грубым, громким голосом и одновременно выполняем
круговые движения руками, вытянутыми перед грудью.
4. Работа над интонационной выразительностью.
Задачи: развивать интонационную выразительность речи детей. Формировать умение варьировать темп, силу голоса в зависимости от контекста. Формировать умение передавать вопросительную и повествовательную интонацию.