Закаливание - один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма к резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям. Для закаливания используются факторы внешней среды – воздух, вода, солнце.
В процессе работы с детьми старшей группы «Колобок» я провожу традиционные комплексы закаливающих мероприятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Традиционные виды закаливания детей старшей группы «Колобок».
- утренний прием на свежем воздухе, гимнастика
- оздоровительная прогулка
- сон с доступом свежего воздуха
- умывание в течение дня прохладной водой
- полоскание рта прохладной водой
- хождение босиком до и после дневного сна
- хождение босиком по «дорожке здоровья»
- массаж пальцев рук
- дыхательная гимнастика
- облегченная одежда в помещении
- соблюдение температурного режима в группе путем проветривания
Примерная схема закаливания детей группы «Колобок»
Температуру воздуха в помещении группы поддерживаем от + 18 до + 20градусов.В групповом помещении находится график сквозного проветривания с указанием времени. Для поддержания t° воздуха в группе мы используем постоянное одностороннее и сквозное проветривание.
В зависимости от погодных условий организуем утренний прием детей на свежем воздухе.Ежедневно в спортивном зале проводим утреннюю гимнастику в облегченной одежде.
Организуем прогулку два раза в день при температуре до -15 градусов продолжительностью от 1—1,5 часа до 2 часов с подвижными играми.
Проводим с детьми умывание водой комнатной температуры. Дети моют лицо, шею, руки до локтя и выше,полоскают рот,горло кипяченой водой комнатной температуры
По утрам и вечерам
Открываю в ванной кран.
Я воды не пожалею,
Уши вымою и шею.
Пусть течет водица –
Я хочу умыться.
Дневной сон летом организуем с доступом свежего воздуха, зимой—в хорошо проветренной комнате при температуре + 15 +16 градусов.
Практикуем сон без маечек.
После сна проводим гимнастику пробуждения.По нашей возрастной группе составлена картотека комплексов «пробудок».
Колокольчик золотой,
Он всегда, везде со мной.
«Просыпайтесь!» - говорит.
«Закаляйтесь!» - всем велит.
Комплекс гимнастики пробуждения завершает хождение босиком по «дорожкам здоровья».
Зашагали ножки, топ-топ-топ!
Прямо по дорожке, топ-топ-топ!
Ну-ка, веселее, топ-топ-топ!
Вот как мы умеем, топ-топ-топ!
Топают ножки, топ-топ-топ!
Прямо по дорожке, топ-топ-топ
Снижает риск заболевания ОРВИ и ОРЗ использование фитонцидов.
2-3 раза в день проводим адаптированный вариант дыхательной гимнастики.Суть его заключаетя в выполнении игровых дыхательных упражнений.
— Подходи ко мне дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
— Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
— Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
— Вот так носик-баловник!
Он шалить у нас привык.
— Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
— Хорошо гулять в саду
И поет нос: «Ба-бо-бу».
— Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
— Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.Для этого мы проводим игровой массаж рук.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю»,
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора.