Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для родителей «Конструируем, играя»»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 49»
Мастер-класс для родителей
«Конструируем, играя»
( первая младшая группа)
Подготовил воспитатель:
Казакова Т.В.
Березники, 2018
Мастер-класс для родителей «Конструируем, играя»
Цель: установление социального партнёрства с родителями.
Задачи:
• Познакомить родителей с ролью конструирования в развитии ребенка.
• Упражнять родителей в правильном назывании деталей конструктора.
• Информировать родителей об основных видах конструирования; о последовательности конструирования построек.
• Упражнять родителей в конструировании различных построек по замыслу и рассказах о них.
• Предложить родителям памятки с методическими рекомендациями по организации игр со строительным материалом, которыми они смогут воспользоваться дома.
Материал и оборудование: набор мелкого строительного материала (кирпичики, кубики, призмы, цилиндры), игрушки для обыгрывания построек (кошка, 2 машины, мишка, гусь, собака, лягушка), овал из бумаги голубого цвета, круг из бумаги желтого цвета, соль, игрушечный грузовик, маленькие формочки для песка, презентация к мастер-классу, оборудование для ее показа.
Ход мастер-класса:
Добрый день, уважаемые родители! Я предлагаю вам принять участие в мастер- классе «Конструируем, играя», в ходе которого я раскрою вам значительную роль конструирования во всестороннем развитии ребенка, расскажу о том, как заинтересовать ребенка игрой из строительного материала, познакомлю с последовательностью конструирования некоторых построек, доступных для детей 2-3 летнего возраста.
В последнее время, попадая в магазин игрушек, вы оказываетесь перед очень сильным выбором: какую игрушку купить, чтобы она не просто порадовала и нравилась , но и развивала его.
Одно из любимых детских занятий - конструирование, т.е. создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов... Эта игра не только увлекательна, но и весьма полезна.
Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. 1.Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).
2.При конструировании по условиям образца нет - задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим).
3.Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких- либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности ребёнка
Перед тем, как научить ребенка конструировать, необходимо развить у него положительное эмоциональное отношение к новому виду деятельности.
«Увлекая малыша, увлекайтесь сами!» - вот лозунг, подходящий для знакомства с любой новой деятельностью. Ваши азарт, заинтересованность, увлеченность, без сомнения, передадутся ребенку. Если малыш будет видеть, что вы играете с ним с огромным интересом, что процесс постройки из кубиков захватывает вас, то и он сам проникнется радостным процессом созидания.
Заинтересовать малыша и включить его в процесс конструирования может небольшой рассказ, стихотворение или короткая сказка. Кто из детей не любит коротких сказок? А если вы рассказываете сказку и создаете при этом из конструктора и мелких сюжетных игрушек постройку, то у малыша загораются глаза, он увлекается и начинает старательно помогать героям сказки строить дороги, мосты, города.
Но главное - конструирование позволяет ребенку из любых подручных средств творить свой собственный неповторимый мир. Дети очень любят создавать игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, бумаги, а также разнообразного природного материала (веточек, камешков, шишек и т.п.). Широкие возможности предоставляют простые картонные коробки: из них можно сделать домик и для кукол, и для самого малыша. Для этой важной и чрезвычайно полезной детской деятельности существуют и специальные игрушки - конструкторы.
Предлагаю остановить свое внимание на хорошо вам известным из детства деревянном строительном наборе. Да, многие считают, что это устаревшие игрушки, но можно с полной уверенностью сказать, что этот, на первый взгляд простой игровой материал несет в себе огромный возможности и дает развитию вашего ребенка то , что не может дать ни одна другая игрушка.
К примеру, положите на стол, вырезанный из бумаги голубой овал. Это большая лужа. Покажите ребенку игрушечную кошку. Она жалобно мяукает. Пробует лапкой воду, но никак не может перебраться через лужу. Помогите малышу понять проблемность игровой ситуации и подскажите один из возможных путей ее решения: для того, чтобы помочь кошке, нужно построить узкую дорожку. (Заранее приготовьте 4 – 6 кирпичиков.) Покажите малышу, как приставлять кирпичики друг к другу и предложите ему продолжить строительство. Когда ваша постройка будет завершена, обязательно обыграйте ее, предложив малышу провести кошку по дорожке.
В следующий раз попросите малыша самого построить узкую дорожку для кошки. В случае затруднения напомните ему, как нужно прикладывать кирпичики узкой стороной друг к другу. Такие незатейливые игры познакомят малыша с геометрической формой предметов, первыми мыслительными практическими действиями – промериванием и прикладыванием, научат его действовать по вашему показу, а образ постройки - дорожка, станет для него узнаваемым.
Интерес к конструированию у малыша возрастет, если вы время от времени будете менять сюжет игры и усложнять задачу. Приготовьте для игры набор из разноцветных кирпичиков и 2-3 небольшие машины. Предложите малышу построить дорожку для каждой из машин, а потом покатать их. В этой игре важно, чтобы малыш начал строить дорожку по вашей просьбе, припоминая, как это он делал раньше, используя ваш показ или игровой образец. Если у него возникнут затруднения, помогите ему. Когда дорожки будут готовы, покатайте машины, сопровождая действия песенкой:
Машина, машина,
Ты нас покатай.
Машина, машина,
Быстрей поезжай!
Би-би-би!, би-би-би!
Поддерживайте интерес ребенка конструированию, быстро создавая на виду у него новые постройки. Например, возьмите два кирпичика и положите их крест- накрест – получится самолет. Посадите в самолет матрешку и покатайте ее, читая стихотворение.
Самолет летит,
Самолет гудит.
У-у-у-у!
Я лечу в Москву!
Теперь, когда малыш сделал первые шаги на пути освоения простейшего конструирования, он готов перейти к комбинированию двух знакомых (кубик и кирпичик) геометрических фигур, создавая машину, стол, стул.
Для строительства машины приготовьте 2 кубика, 2 кирпичика и 2 сюжетные игрушки: мишку и кошку. Покажите ребенку, как на край кирпичика поставить кубик, чтобы получилась машина. Затем посадите в нее игрушки и покатайте их.
У нас машины разные,
Би-би, би-би!
И желтые и красные,
Би-би, би-би!
Машины за машинами,
Би-би, би-би!
Шуршат своими шинами,
Би-би, би-би!
Следующую игру начните с сюрприза. Покажите малышу «волшебный мешочек» с игрушками (собачка, кошка, курочка, петушок, лягушка, птичка и др.) Попросите малыша отгадать, кто подает голос из мешочка? Когда малыш распознает всех животных, достаньте их из мешочка и скажите, что игрушки хотели бы посидеть на стуле за столом.
Достаньте кубики и постройте из них стул и стол. Для того, чтобы построить стул, нужно к кубику приставить кирпичик, а чтобы сделать стол, следует положить кирпичик на кубик. Далее, вместе с малышом постройте еще несколько стульчиков. Рассадите игрушки на стульчики, достаньте игрушечные чашки и угостите животных чаем или соком.
В ходе ежедневных самостоятельных игр малыш становится более уверенным, самостоятельным и активным. Вот он уже сам выкладывает кубики из коробки и пробует строить самостоятельно. Его поглощает неуемное желание пробовать, экспериментировать; на кубик он ставит кирпичик и еще один кубик, но все рассыпается. Малыш в недоумении… Помогите ему, подсказав. Как лучше сделать постройку. Ведь без вашей помощи и поддержки малыш может быстро перейти от практической деятельности к разбрасыванию кубиков.
Итак, в ходе игровых ситуаций малыш освоил строительство некоторых простых построек, теперь попробуем соединить их воедино, создав простую сюжетную композицию. В качестве примера приведем следующую игру. Скажите малышу, что сегодня вы будете строить дом с дорожкой. Сначала вместе с ребенком стройте дом, а потом - дорожку. Спрячьте за домик игрушечного гуся. Покажите малышу игрушку, спросите его, как кричит гусь? Расскажите малышу стихотворение:
Гусь с гусями живет
В доме на лужайке. (Спрячьте гуся за домик.)
Кто там голос подает?
Ну-ка, угадай-ка!
Га-га-га! га-га-га!
Пусть гусь «походит» по дорожке, «обойдет» домик и снова «спрячется» за ним.
Теперь покажите малышу постройки с новыми геометрическими формами - пластиной и цилиндром. Положите на кирпичик пластину – получатся качели. Обыграйте постройку.
Ой-да, ой-да, на качели сели.
Ой-да, ой-да, песенку запели.
А потом еще раз
Быстро раскачались.
Все у нас, все у нас
Весело смеялись.
Возьмите небольшие игрушки и покачайте их на качелях. Затем предложите малышу самому построить качели.
В ходе занятий знакомьте малыша с цветом предметов. Стройте разноцветные башни, дорожки, самолеты, машины, дома, качели. Однако, помните, малышу еще очень трудно ориентироваться в двух сенсорных признаках предметов: форме и цвете. Поэтому сначала вводите цвет в постройки, состоящие из одинаковых геометрических форм: дорожки, башни, самолеты, а потом – в более сложные конструкции, сочетающие в себе две формы: домики, машины., качели, стулья и столы.
Если малыш без труда создает постройки из двух геометрических форм, усложните задачу, покажите ему постройки из трех деталей. Например, можно сделать кукольную кровать, вертикально поставив два кирпичика к третьему, лежащему горизонтально. А может быть, вы вместе с малышом соорудите кресло для мишки или диванчик для подружек матрешек.
Возросшие способности ребенка позволяют постепенно перейти к сложным постройкам из множества деталей. Это могут быть домик из четырех кирпичиков и призмы, лесенка из кубиков или кирпичиков, горка со скатом из пластины и лесенкой из кубиков, песочница с грибком.
Для постройки песочницы нужны кирпичики, цилиндр и призма, а также небольшие игрушки, крупная поваренная соль и формочки для песка. Постройку удобнее располагать на большом пластмассовом подносе.
Вырежьте из бумаги круг и попросите малыша сделать песочницу, выкладывая по кругу кирпичики. Затем предложите ребенку в середине песочницы построить грибок из цилиндра и треугольной призмы. Вместо песка на игрушечном грузовике привезите крупную соль. Обыграйте постройку, предложив игрушкам насыпать «песок» в маленькие формочки. Для того, чтобы из соли можно было сделать маленькие куличики, ее необходимо сбрызнуть немного водой.
Фантазируйте, придумывая все новые и новые сюжеты для игры с ребенком, вводите в сюжетные композиции, ранее освоенные постройки.
Предложенные игры используйте как темы для импровизации. И помните, ни один вид деятельности не расширяет так границы познания малыша, как работа со строительным материалом.
Практическая часть (Предложить родителям построить постройки из разных видов конструктора по замыслу)
Уважаемые родители, давайте подведём итог. Я предлагаю вам рассказать, что вы построили, и какие детали конструктора использовали в постройке. (Родители представляют свои постройки и рассказывают о них).
Педагог задаёт вопрос:
Что развивают игры со строительным материалом? (ответы родителей: мелкую моторику; пространственную ориентацию – представление о расположении предметов в пространстве и относительно друг друга; воображение; творческие способности; слуховое внимание, память, логическое мышление; формируют терпение и упорство, стремление мастерить своими руками, доводить начатое дело до конца)
Уважаемые родители! Спасибо вам за ваше активное участие в мастер - классе, за чудесные постройки. Творческих всем успехов! (Педагог предлагает родителям методические рекомендации по организации игр дома).