Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Синквейн как средство активизации работы по развитию речи детей »»
МБДОУ № 26 Сказка
Мастер-класс
«Синквейн как средство активизации работы по развитию речи детей »
Гр № 3.
СИНКВЕЙН – это один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить .
Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Использование метода«Синквейн»позволяет решить сразу несколько важнейших задач:
придает лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала;
закрепляет знания о частях речи, о предложении;
значительно активизирует словарный запас;
совершенствует навык использования в речи синонимов;
активизирует мыслительную деятельность;
совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо;
стимулирует развитие творческого потенциала.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Слово «Синквейн» происходит от французского слова « cinq»- пять.
Это стихотворение, состоящее из пяти строк.
У него есть свои правила написания и нет рифмы.
Правила составления синквейна:
Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного.
Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему.
Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.
Четвёртая строка – фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.
Пятая строка – слово резюме, которое заключает в себе идею темы. Эта строка может содержать только одно слово – существительное, но допускается и большее количество слов.
Актуальность использования синквейна
Во-первы х, это сравнительно новый метод – открывающая творческие интеллектуальные и речевые возможности;
Во-вторых, он гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматической стороны речи, способствует обогащению и актуализации словаря.
В-третьих - является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
В-четвертых – носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления
В-пятых – использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность. Используется для закрепления изученной темы.
И в-шестых – имеет игровую направленность.
Но его самое главное достоинство – простота. Синквейн могут составить все.
Составление синквейна
по предметной картинке
Что это?
АПЕЛЬСИН
2. Подберите два слова-признака.
- Какой апельсин?
КРУГЛЫЙ, ОРАНЖЕВЫЙ.
3. Подберите три слова-действия.
- Что делает апельсин?
ВИСИТ. РАСТЕТ. ЗРЕЕТ.
4. Cоставьте предложение, где вы выразите личное отношение к предмету.
Я люблю апельсин.
5. Подберите слово-предмет, которое вы можете представить, когда произносят слово «апельсин».
ФРУКТ
Пример синквейна:
1. ЕЛЬ
2. ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ.
3. РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.
4. Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ.
5. ЗИМА, НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО.
Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки
Составление синквейна по сказке «Заюшкина избушка».
Зайчик.Лиса.
Слабый, трусливый.Хитрая, наглая.
Плачет, боится, просит (помощи). Выгнала, обманула, обхитрила.
Мне жалко зайчика.Лиса поступила плохо.
Сказочный герой.Сказочный герой.
Петух.
Смелый, отважный.
Спас, защитил, выгнал (лису).
Петух поступил смело.
Сказочный герой.
Составление синквейна по сказке «Кот, петух и лиса».
ЛИСА
Хитрая
Наглая
Обманула
Обхитрила
Выманила
Лиса поступила плохо.
Обманщица
ЖИЗНЬ
длинная
счастливая
течет
бежит
учит
Жизнь дана на добрые дела
дорога
Вывод о синквейне
Синквейнпомогает пополнить словарный запас,
Синквейн- учит краткому пересказу.
Синквейнучит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
Сочинениесинквейна- процесс творческий, это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинения собственных нерифмованных стихов.
Составитьсинквейнполучатся у всех.
Синквейнпомогает развивать речь и мышление, облегчает процесс усвоения памяти и их содержания.