Просмотр содержимого документа
«Мастер–класс для воспитателей по ранней профориентации дошкольников с использованием социо-игровых технологий «В мире профессий»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» № 2 «Золотой ключик» п. Энергетик Новоорского района Оренбургской области.
Мастер–класс
для воспитателей по ранней профориентации дошкольников
с использованием социо-игровых технологий
«В мире профессий»
Подготовила
старший воспитатель Новикова Н.В.
Цель мастер-класса: систематизировать знания педагогов ДОУ для работы с детьми по формированию предпосылок ранней профориентации.
Задачи мастер-класса:1.Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемые в социо-игровой технологии.
2.Способствовать формированию умений у педагогов в проведении игровых сеансов в работе по ознакомлению дошкольников с профессиями.
3. Активизировать мотивационную готовность участников к использованию игровых сеансов при ознакомлении дошкольников с профессиями.
Актуальность:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на мастер-классе «В мире профессий».
Эта тема выбрана мной неслучайно: т.к ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Наша задача педагогов подготовить детей к тому, чтобы они могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде, о профессиях занимают одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Больше всего дети дошкольного возраста любят играть. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе.
Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС ДО. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Для начала давайте вспомним, что такое труд? Труд – целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.
Что такое профессия? Профессия – род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки.
Профессиональная ориентация - система мер, направленных на оказание помощи молодёжи в выборе профессии.
«На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной». В старину профессий было мало, и все они вместе с царем вполне могли поместиться на одном крыльце. С тех давних времен сохранились письма и книги, в которых имеются данные о профессиях. Их насчитывалось всего 200».
1. Игра «Что зашифровано»
Ведущий предлагает угадать, что зашифровано в словах по первой букве слов.
1. Как называется профессия корреспондента, который выезжает на место событий, берет интервью, беседует с людьми, анализирует обстоятельства, выделяет самое существенное и дает по телевидению информацию?(Телерепортер)
2. Люди этой профессии наблюдают за птицами в природе, изучают маршруты их перелетов, образ жизни в различных климатических условиях, выводят новые породы птиц. (Орнитолог)
3. Кто готовит лекарства по рецептам врачей, обеспечивает хранение медикаментов, комплектует заказы на медикаменты?(Фармацевт)
4. Должностное лицо, которое удостоверяет сделки, оформляет наследные права граждан, договоры, свидетельствует копии документов, юридических актов. нотариус
3.Игра «Волшебная палочка»
Участники стоят в кругу, передавая с слева - направо, из рук в руки, глядя друг другу в глаза и при этом ведущий называет профессию, участники предмет, который относится к профессии.
Примеры:
Доктор – градусник
Учитель – доска, мел, учебник,
Строитель – кирпич
Музыкант – ноты……….
Шофер – машина, руль, рычаг
Продавец- касса
Банкир –
Швея – иголка, нитки……
Полицейский и т.д.
4.Игра «Что в ящике?»
В этом ящике находится орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача. (Ложка)
5. Игра «Головоломка»
Коллегам предложено разобраться в словах, в названии которых имеется (скрыта профессия)
РВАЧ = В- - - (медработник)
ТЁРКА = А - - - - (театральная и кинематографическая профессия)
Сейчас все профессии на одном крыльце не поместятся. Их уже сейчас в России более семи тысяч. И все время появляются новые.
9. Игра «Знаешь ли ты?»
Назовите, кем были по профессии эти известные писатели и поэты:
А. П. ЧЕХОВ – врач, М. М. ПРИШВИН – агроном, В. ШЕКСПИР - актер, А. С. ГРИН – разнорабочий в артели.
10. Игра «Продолжи пословицу»
1. Без труда …
2. Один в поле …
3. Семь раз отмерь …
4. Один пашет, семеро …
5. Терпенье и труд …
6. Дело мастера …
7. У ленивца обе руки …
8. К большому терпенью придет и …
11. Тренинг «Рука судьбы»
Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.
Для того, чтобы узнать, что лежит в сундучке, нужно сказать волшебные слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок».
На отдельных листочках написаны профессии. Каждый участник выбирает листочек, не глядя, и читает название профессии.
Итак, мы все видим, что случайный выбор профессии не так уж и нравится вам!
Поэтому давайте подумаем, что нужно для хорошего выбора?
Это очень важно, потому что нередко выбор профессии происходит науровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.
-Так какие же должны быть условия оптимального выбора
профессии?
Должны выполняться три условия:
Хочу ---мои желания.
Могу---способности и возможности.
Надо---востребованность профессии.
Константин Дмитриевич Ушинский писал:
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него
всю свою душу, то счастье само вас отыщет».
Физминутка
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо, поворот.
Наклониться, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили!
Выводы. Для успешной работы в данном направлении необходимо создать условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В группах организовать работу в интересной для детей и педагогов игровой форме.
Разработать перспективно-тематические планы по ознакомлению дошкольников с миром профессий. Обогатить предметно развивающую среду игровым материалом.
И, как результат, нам удастся не только познакомить ребёнка с миром профессий, но и показатьзначимость и необходимость в жизни человека.
Литература.
Образовательная программа ДОУ на основе примерной программы «Радуга» под редакцией Т.И. Гризик, Е.М. Соловьевой.
Т. И. Гризик «Познаю мир» (Книга для воспитателей, работающих по программе «Радуга»). Москва 1995.
Справочник старшего воспитателя / авт.-сост. Н.А. Кочетова и др.- Волгоград: Учитель, 2017