Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для педагогов "Русский народный хоровод"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида№ 134»
Мастер – класс для педагогов : «Русский народный хоровод»
(в рамках проектной деятельности «Народную культуру изучаем и традиции не забываем»
Воспитатели: Шеставина Н.В.
Томинова Л.П.
Что такое хоровод?
Все знакома песенка, которую поют, когда у кого-нибудь день рождения или именины:
Как на Машины именины
Испекли мы каравай:
Вот такой вышины,
Вот такой ширины!
Каравай, каравай,
Кого хочешь – выбирай!
Хоровод имеет древнюю историю, и в самих хороводах отобразилась история Древней Руси.
Эта песенка почти никогда не поется сама по себе, под нее всегда танцуют и играют. Такие танцы и игры называются хороводы. А песни, под которые водят хоровод, называются хороводные.А подвижные игрыхороводными играми
Хороводные игры - это целый комплекс игровых упражнений, включающих в себя музыку, пение, свободные движения, декламацию стихов, пантомиму. Хороводные игры в детском саду просто необходимы. Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно переоценить.
Значение хороводов для детей дошкольного возраста
Развивают чувство ритма и музыкального слуха.
Развивать координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи;
Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега), выразительности движений.
Развивают воображение, фантазию.
Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.
Учат детей действовать вместе, сотрудничать.
Знакомят детей с русскими народными традициями и обычаями.
Методика разучивания хоровода
Для начала детей нужно научить держать круг. Круг символизирует солнце. Можно сшить такую подушечку-солнышко с множеством лучиков из атласных лент , как символ хоровода и как атрибут для проведения многих хороводных игр.
Взявшись за руки нужно двигаться хороводным шагом вправо. Для отработки этих действий с детьми нужно изучить хоровод «Ровным кругом друг за другом».
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:
«Ровным кругом Друг за другом
Мы идем за шагом шаг, Стой на месте!
Дружно вместе, Сделаем вот так! »
С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть и т. д.
Алгоритм знакомства с хороводной игрой:
построение фигуры
распределение ролей
знакомство и заучивание текста
знакомство с движениями
отработка элементов
репетиция
непосредственно игра.
Руки в хороводе можно держать
по- разному :
не держась за руки (плечо к плечу,
друг за другом)
взявшись за руки внизу (плетень)
взявшись за руки вверху
взявшись за спиной у пояса
положив ладони на плечи друг
другу.
взявшись за руки у пояса.
Хороводная игра «Медведь».
Как под горкой снег, снег,
И на горке снег, снег,
И под елкой снег, снег,
И на елке снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише,
А теперь мы предлагаем вам народные хороводные игры, чтобы вы могли применить их в своих группах.
Не шуметь!
Дети стоят по кругу. Выбирается медведь. Он садится на стульчик в середине круга и «засыпает». На 1-ю и 3-ю строки дети идут к середине круга (4 шага), на 2-ю 4-ю строки идут назад, от центра (4 шага), на 5-ю строку осторожно приближаются к спящему медведю. Две последние строки произносит кто-либо из детей, назначенных педагогом. Медведь должен по голосу узнать этого ребенка. Игра повторяется с новым ребенком.
Младший возраст:
Хороводная игра «Зайка шел».Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:
Зайка шел, шел, шел,Морковку нашел,Сел, поел и дальше пошел.Зайка шел, шел, шел,Капустку нашел,Сел, поел и дальше пошел.Зайка шел, шел, шел,Картошку нашел,Сел, поел и дальше пошел. На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.
Хороводная игра «Ровным кругом»
Хороводная игра «Матрешки»
Ходим, ходим хороводомПеред всем честным народом.Сели,
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:
Встали, Себя показали.
Ровным кругом
Попрыгали, Потопали В ладошки мы похлопали.
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг,
Стой на месте!
Дружно вместе
Сделаем вот так!
С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например повернуться, наклониться, присесть
Старший возраст:
Хороводная игра «Игра «Воевода»
Катилось яблоко
В круг хоровода.
Кто его поднял
Тот воевода.
-Воевода, воевода
Выбегай из хоровода!
Раз, два, не воронь
Беги, как огонь!
Играющие дети стоят по кругу. На первые 4 строки перекатывают мяч от одного к другому. Получивший мяч со словами «воевода» выбегает из круга, на строки 5 – 6 бежит за спинами играющих и кладет мяч на пол между двумя игроками. На последние две строки они разбегаются в разные стороны и, обежав круг, должны взять мяч. Остальные в это время хлопают в ладоши. Выигрывает тот, кто первым добежит до мяча. Он начинает новую игру (катит мяч по кругу). Вместо мяча можно взять кольцо.
Хороводная игра «Игра «Сокол »
Пролетал высоко сокол.
Обронил перо в осоку.
Соколиного пера
Не найти нам до утра.
Снова солнышко взойдет –
………(имя ребенка) перышко найдет.
Дети сидят на стульях по кругу. Выбирается сокол. С началом стихотворения, которое произносят все дети, за кругом пробегает сокол и роняет перо за спиной одного из детей. С началом 5-й строки сокол садится на свободный стул в кругу с детьми. На две последние строки ребята называют имя того ребенка, за спиной которого оказалось перо сокола. Он поднимает перо и становится соколом. Игра повторяется.
Хороводная игра «Бабка Ежка».
В середине круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие дети и дразнят ее:
Бабка Ежка, Костяная ножка
Хороводная игра «Игра «Арина»
С печки упала,
Играющие встают в круг, в середине водящий – Арина. Ей завязывают глаза.
Ногу сломала,
Все поют:
Дорогая Арина, встань выше овина,
А потом и говорит:
У меня нога болит.
Рученьки сложи, чье имя укажи!
Пошла она на улицу
Арина ходит, напевая:
Раздавила курицу.
Хожу, гуляю вдоль караваю,
Пошла на базар –
Вдоль по караваю, кого найду, узнаю!
Раздавила самовар .
Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной.
Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот и замирает.
Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу.
Хороводная игра «Заря».
Ход игры : выбирается водящий – заря-заряница, игроки встают в круг, руки держат за спиной, «заря» ходит сзади с лентой, дети идут по кругу со словами:
Заря - заряница, Солнцева сестрица,
По небу ходила, лучи обронила,
Лучи золотые, Ленты голубые,
Раз, два, не воронь, беги, как огонь!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарей» .
Хороводная игра «Платочек»
Ход игры : перед началом игры нужно выбрать одного водящего. Будем выбирать с помощью народной считалочки:
В круг широкий, вижу я,Встали все мои друзья.Я для вас, мои дружки,Затеваю пирожки:Быстро нужно их испечь,Ты пойдешь, затопишь печь!
Он получает платочек. Остальные встают в широкий круг. Чем меньше игроков, тем больше должно быть между ними расстояние. Если же в игре принимают участие много участников, то они могут стоять почти «плечо к плечу». Водящий находится с внешней стороны круга. Он обходит круг и незаметно кладет платочек на плечо одного из игроков. После чего продолжает движение в том же направлении. Игрок, заметив, что платочек у него на плече, должен тут же бежать по внешней стороне круга в направлении противоположном водящему. Цель и того и другого – успеть добежать первым и занять свободное место. Тот, кто не успел, будет водить.