Цель: Обеспечение успешного освоения детьми знаний об особенностях объектов и окружающей действительности, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Задачи:
Развитие устойчивого интереса к объектам и явлениям окружающего мира.
Развитие детской впечатлительности, фантазии, инициативы и творчества.
Развитие монологической и связной речи, активизация лексического словаря.
Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации)
Актуальность:Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Я считаю, что наиболее эффективной инновационной педагогической технологией, открывающей новые возможности воспитания и обучения, при решении задач по познавательному развитию дошкольников является метод макетирования.
Технология макетирования позволяет реализовать принципы, утвержденные ФГОС ДО:
индивидуализации дошкольного образования;
содействия и сотрудничества детей и взрослых;
поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
партнерства с семьей.
Макет- объемное материальное изображение, дающее сведения об особенностях проектируемого изделия (объемно-пространственной структуре, топологии и фактуре поверхностей, размерах и пропорциях и др.), полностью или частично изготовленное из специальных материалов, доступное для обозрения и практического действия.
Использование игровых макетов в предметно – развивающей среде отвечает принципу интеграции образовательных областей. Через любой игровой макет решаются задачи из различных областей. «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие ».
Классификация макетов.
По Н. А. Коротковой, макеты условно делятся на два типа.
МАКЕТЫ-КАРТЫ
МАКЕТЫ-
МОДЕЛИ
МАКЕТ-МОДЕЛЬ / МАКЕТ-КАРТА
Надежда Александровна Короткова выделяет следующие виды макетов
Н
Н
Н
А
П
А
А
О
С
П
С
Т
О
Д
Т
Л
О
И
У
Е
Л
Ь
М
Ь
Н
Н
Н
Н
Н
Ы
Й
Ы
Ы
Ы
Й
Й
Й
Требования к макету
доступным
Легко перемещаться
с места на место
Удобным в
обращении
Эстетически
оформленным
УСТОЙЧИВым
Рекомендации для воспитателей
«Как организовать деятельность детей с макетом».
Макеты можно использовать как в организованной, так и в самостоятельной деятельности детей.
В процессе работы с макетом решаются все виды образовательных задач: обучающие, закрепляющие, обобщающие.
Наполнение-дополнение макета разнообразным предметным материалом осуществляют сами дети, но воспитатель может помочь им, предложив те или иные сочетания предметов.
Процесс игры с макетом должен начинаться практически с момента его создания. При изготовлении макета необходимо широко использовать игровые приемы и игровые ситуации. Процесс макетирования, целиком построенный на игровых методах и приемах, обязательно перерастет в увлекательную игру.
Главное, чтобы «прогулки по улицам» макетов не превращались в урок, не перегружались большим объемом информации, а стали бы веселой увлекательной игрой, продолжение которой дети бы ждали с нетерпением.