Просмотр содержимого документа
«ЛЭПБУК как активный метод развития субъектной позиции дошкольников в процессе музыкального развития»
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 144»
ЛЭПБУК
как активный метод развития субъектной позиции дошкольников в процессе музыкального развития
Составили:
Грянко Юлия Владимировна
(первая квалификационная категория)
г. Оренбург, 2017
ЛЭПБУК как активный метод развития субъектной позиции дошкольников в процессе музыкального развития
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром.
Что такое «Лэпбук»?
Лэпбук - форма организации учебного материала, который ребёнок-дошкольник осваивает и закрепляет.
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки
начали американцы. В переводе означает- «наколенная книга». Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Живет она в Крыму и ведет свой блог «Это интересно!»,является автором нескольких книг, соавтором серии детских книг. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.
Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
1. целеполагание (выбор темы)
2. разработка лэпбука (составление плана)
3. выполнение (практическая часть)
4. подведение итогов Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения.
При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности .
Цель использования лэпбука: обеспечение активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в процессе реализации художественно-эстетического развития дошкольника.
Лэпбук обеспечивает:
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;
развитие любознательности, познавательной мотивации и образовательной активности;
развитие воображения, творческой активности и инициативы, в том числе речевой;
возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
создание условий для участия родителей в образовательной деятельности.
Зачем нужен лэпбук?
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал).
Это отличный способ для повторения изученного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая яркую книгу.
В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому.
Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Лепбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
- информативен;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
- обладает дидактическимисвойствами;
- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
- обеспечиваетигровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех обучающихся.
Лэпбук отвечает основным тезисам партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:
(кандидат психологических наук, младший научный сотрудник НИИ дошкольного воспитания)
включенность педагога в деятельность наравне с детьми;
добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
- открытое временное окончание деятельности (каждый работает в своем темпе).
Преимущества применения лэпбук:
Побуждает интерес у детей к познавательному развитию
Может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослым
Развивает креативность и творческое мышление, речь
- Объединяет детей для увлекательного и полезного занятия
Лэпбук «Музыка» направлен на активизацию любознательности, познавательной активности в области музыкального развития; позволяет расширить представления детей о музыкальных инструментах, их видах, об оркестре, нотах; тренирует в описании музыки, ее чувственном понимании; способствует развитию памяти, мышления, внимания, восприятия, речи.
Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, опирается на принцип "ничего готового детям" и создает условия для совершения самостоятельных, пусть и незначительных пока, открытий. Очень важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха.
Лэпбук привлекает детей своей необычной формой, ярким цветом и разнообразием материала. Каждый лэпбук уникален, нет правильного или неправильного метода его создания.
Преимущества использования лэпбука:
-Лэпбук даёт возможность обеспечения интеграции различных образовательных областей, объединяя весь материал в единое целое.
-Благодаря лэпбуку деятельность ребёнка строится на основе его индивидуальных особенностей и потребностей, а ребёнок активен при выборе содержания своей деятельности.
-Дошкольник получает необходимую информацию и навыки через деятельность.
-Вовлекая детей в процесс оформления лэпбука, мы помогаем ему в приобретении навыка сбора и организации материала. А это закладывает хорошую основу для школьного обучения (написание проектов, рефератов, сообщений и т.д.)
-Лэпбуки хороши для закрепления материала по определённой теме, особенно в разновозрастных группах (есть возможность подбирать задания в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей).
Результативность применения лэпбука в музыкальном развитии дошкольников
Стал полнее реализовываться деятельностный подход в музыкальном воспитании дошкольников.
Обеспечено сотрудничество и сотворчество взрослых и детей.
У обучающихся значительно повысился интерес к музыкальной деятельности за счёт использования новой формы организации учебного материала.
Подводя итог всему выше сказанному, хочется сделать вывод, что ЛЭПБУК
является активным методом развития субъектной позиции дошкольников в процессе музыкального развития.
Игра «Песня, танец и марш» - на знакомство с различными жанрами музыки
Лото «Музыкальные тени» - на развитие восприятия, классификацию инструментов
Игра «Четвертый лишний» - на исключение инструмента по принадлежности к определенному виду
Игра «Ритмические рисунки» на нахождение и воспроизведение различных ритмов
Игра «Запомни и повтори» с полями для выкладывания по памяти
Игра «Продолжи ряд» на закрепление последовательности нот на примере фортепиано