КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА »
КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
Подготовила воспитатель II младшей группы Церюта О.Д.
ВАЖНЕЕ ВАЖНОГО!
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.
ВАЖНЕЕ ВАЖНОГО!
Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Этапы работы:
Этапы работы:
ЦЕЛЬ:
- формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье.
ЗАДАЧИ:
формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома.
способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;
познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;
приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;
формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
Выбор группы, участников
Вторая младшая группа «Белочка»
Определение сроков:
Пребывание в группе «Белочка»
Планирование:
Период
Собственно образовательная деятельность
Сентябрь
Познавательное развитие. Тема «Наша группа».
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Задачи: – познакомить детей с групповой комнатой (раздевалка, групповая, умывальная); их предназначением; – учить детей ориентироваться в групповом пространстве; – развивать чувство любви и гордости за свою группу; – побуждать детей бережно относиться к своей одежде; – познакомить со схемами алгоритмов действия в раздевалке, в умывальной комнате.
Самостоятельная деятельность детей
Дидактические игры: «Что ты можешь о них сказать?» Цель: познакомиться с предметами гигиены и их использованием. Игра-упражнение «Кукла Таня простудилась». Цель: показать способы правильного пользования носовым платком. Празднование дней рождения в группе.
Игровые ситуации для сюжетной игры: – кукла Таня у нас в гостях; Ситуации для обсуждения: – как шапка поссорилась с курткой в шкафу.
Цель: формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней.
Дидактические игры: «Перемешанные картинки». Цель: закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.Празднование дней рождения в группе (регулярно).
Познавательное развитие. Тема «Как мы кормим Хрюшу и Степашку»
Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные»:– внесение игровой ситуации (куклы Таня и Маша собираются на праздник).
Цель:
Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе». Просмотр м/ф «Федорино горе». Инсценировка сюжета из сказки «Федорино горе».
Консультации: «Как научить малыша мыть руки (одеваться) и т.д.?»; «Что должен уметь ребёнок?»
– формировать умение сервировать стол, умение действовать по алгоритму; – воспитывать культуру поведения за столом.
Сюжетно-ролевая игра «Угостим куклу».
Родительское собрание «Единство требований в воспитании детей со стороны взрослых».
Планирование:
Декабрь
Познавательное развитие. Тема «Умывание каждый день»
Январь
Цель: закрепить навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении;– воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным, уважительно относится к своему телу.
Чтение стихотворений К.И. Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», просмотр м/ф «Мойдодыр», инсценировка «Как Мойдодыр подарил Ване мыло». Дидактическая игра «Это нужно нам зачем?» (с предметами туалета).
Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные»: – внесение игровой ситуации «К нам пришла Замарашка».Игры-забавы с водой в Центре воды и песка: купание кукол, рыб, уточек.
Цель: вызвать интерес к выполнению к.г.н., побуждать детей к постоянному их соблюдению.
Обсуждение ситуации «Опять Хрюша заболел».
Оформление уголка «Советы родителям». Тема «Советы для маленьких упрямцев!»
Познавательное развитие. Тема «Приглашаем куклу на чай»
Март
Цель: формировать умение элементарно сервировать стол, навыки поведения за столом.
Дидактическая игра «Чистоплотные дети». Цель: проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.
Познавательно развитие. Тема «Вместе с куклой на прогулку»
Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение игровой ситуации «Идём друг к другу в гости».
Цель:
Дидактическая игра «Научим куклу одеваться/раздеваться»; «Одень куклу»; с предметными картинками на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Рассматривание сюжетных картинок «дети на прогулке» (в разные времена года).
Оформление фотовыставки «Мы – чистюли!»
– закрепить выполнение алгоритма одевания одежды; – формировать потребность в соблюдении опрятности в саду и на улице.
Коллективная практическая деятельность детей «Поможем кукле Тане сложить вещи на место».
Мастер-класс для родителей «Баю-башки-баю… (знакомимся с русской народной убаюкивающей потешкой, песенкой, приговорами).
Обмен опытом между родителями «Как я укладываю своего ребёнка спать».
Планирование:
Апрель
Познавательное развитие. Тема «Баю-баюшки-баю, куклу спать я уложу…»
Май
Цель:
Дидактическая игра «Что нужно кукле!» Цель: упражнять культурно-гигиенические навыки.
– развивать умения свободно пользоваться предметами постельного белья, применять их по назначению, называть правильно;– формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены перед сном (умывание, аккуратно складывать одежду).
Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать».
Цель: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки.
Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».
Мастер-класс для родителей «Изготовление народной куклы, которую кладут ребёнку в кроватку, чтобы он лучше засыпал».
Сюжетно-ролевые игры: «Дела семейные» – внесение игровой ситуации «Кукла Маша у нас в гостях»
Совместный праздник с родителями «В гостях у Мойдодыра».
Примечание
Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:
1. Мыть лицо, уши, руки
2. Закатать рукава;
3. Смочить руки;
4. Взять мыло, намыливать до появления пены;
5. Смыть мыло;
6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
7. Пользоваться расческой.
Примечание
Навыки опрятной еды включают умение: 1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; 2. Не крошить хлеб; 3. Пережевывать пищу с закрытым ртом; 4. Не разговаривать с полным ртом; 5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола; 6. Благодарить; 7. Пользоваться только своим прибором.
Примечание
Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:
1. Расстегнуть пуговицы;
2. Снять платье (брюки);
3. Аккуратно повесить;
4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;
5. Снять обувь;
6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье);
7. Надеть в обратной последовательности.
КГН в игровой деятельности
КГН в режимных моментах
Предметно-развивающая среда по КГН в младшей группе
Диагностика сформированности КГН
Сформированные
навыки
1
При поступлении в ДОУ
Навыки в стадии
2
становления
Навыки не
сформированы
3
Диагностика сформированности КГН
Навыки
1
сформированы
Конец учебного года (к этому результату нужно стремиться)
Навыки
сформированы
не полностью
2
Прогнозируемые результаты:
Дети
При освоении образовательной области «Здоровье» в разделе «Воспитание культурно-гигиенических навыков», у ребёнка 3-4 лет должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту:
ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;
самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;
умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.
Прогнозируемые результаты:
Родители
родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;
принимают активное, живое участие в жизни группы;
проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу; высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности воспитательного процесса;
проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков;
осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.