kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кукольный театр в детском саду для детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Театр в детском саду для детей с ОВЗ — это не просто развлечение, а мощный педагогический инструмент, который способствует всестороннему развитию ребенка, преодолению барьеров и формированию социальных навыков. Главное здесь — адаптация и индивидуальный подход.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кукольный театр в детском саду для детей с ОВЗ»

Основные цели и задачи театрализованной деятельности для детей с ОВЗ:

  1. Развитие речи: Обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, интонационной выразительности. Особенно актуально для детей с речевыми нарушениями.

  2. Эмоциональное развитие: Помощь в распознавании и выражении эмоций (радость, грусть, удивление), снятие эмоционального напряжения, формирование эмпатии.

  3. Социализация: Развитие навыков взаимодействия с сверстниками и взрослыми, умение работать в команде, соблюдать правила, делиться, ждать своей очереди.

  4. Развитие познавательных процессов: Внимание, память, мышление, воображение.

  5. Развитие крупной и мелкой моторики: Координация движений, жесты, мимика, манипуляции с куклами и реквизитом.

  6. Формирование уверенности в себе: Преодоление застенчивости, страха публичных выступлений, повышение самооценки через успешный опыт.

  7. Сенсорное развитие: Стимуляция зрения, слуха, осязания через разнообразные костюмы, декорации, музыку, свет.

  8. Адаптация к изменениям: Через проигрывание разных ситуаций дети учатся гибкости мышления и поведения.

Принципы организации театрализованной деятельности для детей с ОВЗ:

  1. Доступность и инклюзивность: Обеспечение участия каждого ребенка, независимо от его возможностей. Адаптация пространства, материалов, сценариев.

  2. Структурированность и предсказуемость: Четкий алгоритм действий, использование визуальных расписаний, привычных ритуалов начала и завершения деятельности. Это особенно важно для детей с РАС.

  3. Упрощение и конкретность: Короткие, простые сюжеты, минимальное количество персонажей, четкая сюжетная линия, использование понятного языка.

  4. Многократное повторение: Регулярное повторение одних и тех же действий, фраз, ролей способствует запоминанию, закреплению навыков и формированию чувства безопасности.

  5. Мультисенсорный подход: Использование разнообразных каналов восприятия:

  • Визуальный: Яркие костюмы, простые декорации, крупные картинки, пиктограммы.

  • Аудиальный: Музыкальное сопровождение, четкая речь педагога, звуковые эффекты.

  • Тактильный: Возможность потрогать реквизит (различные фактуры), костюмы.

  • Кинестетический: Активное движение, жесты, мимика.

  1. Использование альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК): Для неговорящих детей или детей с трудностями в речи – карточки PECS, жесты, символы, планшеты с речевыми синтезаторами.

  2. Акцент на процесс, а не на продукт: Главное – участие и удовольствие детей от процесса, а не безупречное выступление.

  3. Положительное подкрепление: Поощрение любого успеха, даже самого маленького. Поддержка инициативы, создание ситуации успеха.

  4. Малые группы или индивидуальная работа: Позволяет уделить максимум внимания каждому ребенку.

  5. Гибкость: Готовность изменить план, сценарий, если дети проявляют утомление, дискомфорт или особый интерес к чему-либо.

Виды театрализованной деятельности, подходящие для детей с ОВЗ:

  1. Пальчиковый театр: Развивает мелкую моторику, речь, воображение. Прост в использовании.

  2. Настольный театр (плоскостной, объемный): Персонажи двигаются на столе. Удобен для индивидуальной работы или работы в паре, не требует больших двигательных усилий.

  3. Кукольный театр (би-ба-бо, перчаточные, тростевые куклы): Дети могут сами управлять куклами за ширмой, что снижает страх публичности. Развивает координацию движений, голос.

  4. Театр масок: Маски помогают скрыть лицо, что может быть комфортно для застенчивых детей. Развивает выразительность движений.

  5. Теневой театр: Загадочный и привлекательный. Не требует детализированных костюмов, фокусирует внимание на силуэтах и голосе.

  6. Сенсорные истории: Рассказывание истории с обязательным включением сенсорных элементов (например, когда по сюжету идет дождь, дети могут почувствовать брызги воды, услышать шум дождя, потрогать мокрый предмет).

  7. Театр на фланелеграфе/магнитной доске: Передвижение картинок-персонажей. Хорошо для закрепления последовательности сюжета.

  8. Игры-драматизации/ролевые игры: Разыгрывание знакомых сказок или жизненных ситуаций. Важно начинать с простых ролей, которые не требуют много текста или сложных движений.

Этапы организации и проведения:

  1. Выбор произведения: Короткая, знакомая сказка (например, "Репка", "Колобок", "Теремок"), стишок, песенка.

  2. Адаптация сценария:

  • Максимально упростить текст.

  • Разделить роли так, чтобы каждый ребенок мог участвовать (даже если это будет "подать куклу", "издать звук", "показать жест").

  • Включить многократные повторения.

  • Добавить возможность для АДК (например, к каждой реплике или действию – картинка).

  1. Подготовка реквизита и декораций:

  • Яркие, контрастные цвета.

  • Разнообразные по фактуре предметы.

  • Простые в использовании куклы или атрибуты.

  • Безопасное пространство.

  1. Знакомство с историей: Чтение, рассказывание с использованием картинок, игрушек. Обсуждение персонажей, их эмоций.

  2. Репетиции (игровые): Не "репетиции" в строгом смысле, а игры, в процессе которых дети осваивают роли.

  • Начинать с индивидуальных действий, затем переходить к взаимодействию.

  • Использовать подражание, помощь взрослого.

  • Многократно проигрывать один и тот же эпизод.

  1. Показ/проигрывание: Создать праздничную атмосферу, но без излишнего давления. Позволить детям импровизировать, если они хотят.

  2. Рефлексия: Короткое обсуждение, что понравилось, что было интересно. Обязательное положительное подкрепление.

Роль педагога:

  • Организатор: Создает условия, подбирает материал.

  • Фасилитатор: Направляет, поддерживает, помогает, но не навязывает.

  • Партнер: Участвует вместе с детьми, показывает пример.

  • Чувствительный наблюдатель: Отмечает реакции детей, их успехи, трудности, корректирует процесс.

  • Источник позитива: Создает атмосферу радости, успеха, принятия.

Пример сценария для младшей группы с ОВЗ ("Репка"):

(Цель: развитие речи, понимание последовательности, взаимодействие, крупная моторика)

Персонажи (куклы или большие картинки): Дедка, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка, Репка.

Реквизит: Большая картонная репка, стульчики для персонажей.

Ход:

  1. Приветствие (5 мин): Дети сидят на стульчиках.

  • Педагог: "Здравствуйте, ребята! Сегодня мы посмотрим и поиграем в очень интересную сказку!" (Показывает картинку с изображением репки). "Что это? Правильно, репка!"

  • Музыкальное приветствие: "Привет, привет, дружок! (машут руками) Привет, привет, мирок! (разводят руки в стороны)".

  1. Сенсорная разминка (3 мин):

  • Пальчиковая игра "Моя семья" (продемонстрировать на пальчиках).

  • Дыхательное упражнение "Вот какая репка" (вдох – руки вверх, выдох – руки вниз).

  1. Разыгрывание сказки (10-15 мин):

  • Педагог: "Посадил Дедка репку" (ставит куклу Дедки и репку). "Выросла репка большая-пребольшая!" (Показывает, какая большая).

  • Дедка: "Тянет Дедка, потянет, вытянуть не может!" (Педагог имитирует действие, дети повторяют жест).

  • (Педагог дает ребенку возможность потянуть куклу Дедки, если может. Или ребенок издает звук "Ух!".)

  • Бабка: "Позвал Дедка Бабку!" (ставит куклу Бабки).

  • (Педагог может показать карточку с Бабкой.)

  • Бабка за Дедку, Дедка за Репку. "Тянут-потянут..."

  • Внучка: "Позвали Внучку!" (ставит куклу Внучки).

  • (Ребенок может сказать "Ау!" или показать жест "зови".)

  • Внучка за Бабку, Бабка за Дедку... "Тянут-потянут..."

  • Жучка: "Позвали Жучку!" (ставит куклу Жучки).

  • (Ребенок может сказать "Гав-гав!" или почесать за ухом.)

  • Жучка за Внучку... "Тянут-потянут..."

  • Кошка: "Позвали Кошку!" (ставит куклу Кошки).

  • (Ребенок может сказать "Мяу!" или погладить себя.)

  • Кошка за Жучку... "Тянут-потянут..."

  • Мышка: "Позвали Мышку!" (ставит куклу Мышки).

  • (Ребенок может сказать "Пи-пи-пи!" или показать "маленькие" ручки.)

  • Мышка за Кошку... "Тянут-потянут, вытянули репку!" (Кукла репки "выскакивает", педагог делает хлопок).

  • Все радуются! (Дети хлопают, смеются).

  1. Рефлексия/Завершение (2 мин):

  • Педагог: "Молодцы, ребята! Кто вытянул репку? (Мышка!) Правильно! Все вместе! (Показывает жест "все вместе")."

  • "Какая вкусная репка!" (можно дать понюхать или потрогать муляж репки).

  • "До свидания, сказка! До свидания, друзья!" (Машут руками).

Важные уточнения для детей с ОВЗ:

  • Для детей с РАС: Используйте четкое визуальное расписание этапов сказки. Каждому персонажу можно присвоить цвет или звук. Возможно, потребуется индивидуальная помощь взрослого, который будет направлять руку ребенка.

  • Для детей с ЗПР/интеллектуальными нарушениями: Уменьшите количество персонажей, если это слишком сложно. Делайте больше пауз, задавайте простые вопросы на понимание ("Кто это?", "Что он делает?").

  • Для детей с НОДА: Адаптируйте движения – вместо "тянут" можно использовать жесты руками, головой, звуки.

  • Для неговорящих детей: Сделайте акцент на жестах, мимике, звукоподражании. Карточки PECS с изображениями персонажей и ключевых действий.

  • Продолжительность: Не затягивайте. Лучше 10 минут активно поиграть, чем 20 минут держать внимание с трудом.

Театрализованная деятельность для детей с ОВЗ требует от педагога творческого подхода, терпения и глубокого понимания индивидуальных особенностей каждого ребенка. Но результаты, выражающиеся в развитии речи, эмоций, социальных навыков и повышении самооценки, того стоят.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Кукольный театр в детском саду для детей с ОВЗ

Автор: Сальникова Галина Борисовна

Дата: 11.12.2025

Номер свидетельства: 678848


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства