Просмотр содержимого документа
«Кружковая работа "Говорушки"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Абакана
«Детский сад «Жаворонок»
Принята педагогическим советом
Протокол № 1 от 05.09.2018 г.
Утверждено
Заведующей МБДОУ
«Д/с «Жаворонок»
___________Л. К. Гутовой
Приказ № 61/1 – ОД
от 05.09.2018 г.
Планирование кружковой деятельности по развитию речевой деятельности у детейраннего возраста .
«Говорушки»
(для детей 3-4 лет)
Воспитатели: Огнева А.В.
Капчигашева Н.В.
г. Абакан, 2018-2019 гг.
Пояснительная записка
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.
Актуальность: игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками», пальчиковый театр. Исходя из этого: «Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» под названием «Говорушки».
Цель: формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр.
Задачи :
- Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором. - Обогащать, активизировать речь детей.
- Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры. - Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.
- Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки. - Учить подражать движениям взрослых.
- Развитие мелкой моторики, воображение, мышление, память.
- Развивать интерес к народному творчеству.
- Развивать чувство ритма, образное мышление детей.
- Развивать внимание, зрительное восприятие.
Деятельность:
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы клубного часа. Численность детей в кружке – 32 человека, делятся на 2 подгруппы, для лучшего усвоения программы. Общее количество занятий в год 56, время занятий 10 – 15 минут. Программа ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 3- 4 лет и рассчитана на один год обучения. Педагогический анализ проводится 2 раза в год (в начале года - вводный, в конце года - итоговый). 1,2 неделя месяца – разучивание произведений фольклора,3 неделя месяца -знакомство с народными сказками, 4 неделя месяца – разучивание пальчиковой игры.
Методы:
- Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);
- Наглядный - показ действий.
- Действия руками ребёнка.
- Самостоятельные действия ребёнка.
Материальное обеспечение: дидактические, подвижные игры, картины и иллюстрации, картотека пальчиковых игр, необходимые материалы и инструменты
Методическое обеспечение :
1. «Методика развития речи детей»- Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич;
2. « Воспитание правильной речи»- В. Рождественская, Е. Радина;
3. «Словесные игры в детском саду» - А.К. Бондаренко;
4. Сборник потешек «Прилетели гули» - составитель К.М. Скопцов;
5. Сборник русских народных песен «Колокольчик нам поет» - составитель Н. Френкель, В. Карасева;
6. «Учите детей отгадывать загадки» - Ю.Г. Илларионова
7 .«Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников»
Е. А. Савельева.
Ожидаемый результат:
- Обогащение активного и пассивного словаря детей;
- Знакомство детей с фольклором;
- Способность выражать свои чувства и понимать чувства других;
- Интерес к фольклору, пальчиковым играм.
-Уверенность в себе, преодоление робости;
Работа с родителями:
- знакомство родителей с особенностями развития мелкой моторики рук у детей, с ролью развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у детей.
- беседы с родителями об играх и упражнениях на развитие речи детей.
- консультации индивидуальные и групповые по овладению родителями игровыми приёмами развития речи детей младшего дошкольного возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета для родителей по пальчиковым играм
1. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка?
Родители…………………………………………………………………………………………………….
Детский сад………………………………………………………………………………………………
Другое…………………………………………………………………………………………………..
2. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи?
Да и какую…………………………………………………………………………………………………
Нет……………………………………………………………………………………………………………..
3. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка?
Да………………………………………………………………………………………………………………
Нет………………………………………………………………………………………………………………
4. Знают ли Ваши дети потешки, сказки?
Да, какие…………………………………………………………………………………………………..
Нет…………………………………………………………………………………………………………..
5. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка?
Да………………………………………………………………………………………………………………
Нет………………………………………………………………………………………………………………
6. Какие темы по развитию речи ребенка Вы хотели бы обсудить?
………………………………………………………………………………………… 7. В каких видах деятельности развивается речь ребенка? .................................................................................................................................... Спасибо!
Таблица 1
Педагогическая диагностика (мониторинг)
Оценка индивидуального развития дошкольника первой младшей группе.
№
Ф.И.О.ребенка
Задание 1 н.г к.г
Задание 2 н.г к.г
Задание 3 н.г к.г
Задание 4 н.г к.г
1
Аксёнова Мила
2
Артёменко Мирослава
3
Ахпашев Альберт
4
Володина Кира
5
Дорофеев Саян
6
Елисеев Вадим
7
Ерошенко София
8
Жерновников Даниил
9
Казанчеева Милана
10
Казагашева Даша
11
Кот Дамир
12
Лебедева Амина
13
Лебедев Максим
14
Маганакова Арина
15
Майнагашева Милана
16
Мыльцев Даниил
17
Макарова Аня
18
Нечкин Максим
19
Пяткова Маша
20
Попова Ульяна
21
Сурков Илья
22
Снарский Эрнест
23
Созыев Андрей
24
Топоев Георгий
25
Тамбовцев Саша
26
Татарникова Кира
27
Тропин Вова
28
Туева Вера
29
Хлуткова Анфиса
30
Чернобровкин Егор
31
Чудакова Таисия
32
Якушева Настя
№
Н.г.
К.г.
1
2
3
1- не сформирован
2- в стадии формирования
3- сформирован
Диагностика индивидуального развития по методике :
« Воспитание правильной речи»- В. Рождественская, Е. Радина;
Задание1. Игра без игрушки и картинок проговорить “Ладушки”..
Задание 2 Игра без игрушки и картинок проговорить “Сорока-ворона”
Задание 3. Игра без игрушки и картинок проговорить «Козу рогатую
Задание 4. Игра без игрушки и картинок проговорить “Водичка, водичка, умой мое личико”
дата
Тема занятия
1.10.-3.10
8.10-10.10 15.10-17.10
29.10-31.10
Потешка «Ой, лады, лады, лады»
Песенка-закличка « Осень, осень, в гости просим».
Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка)
Пальчиковая игра «Апельсин»
5.11-7.11
12.11-14.11
19.11-21.11
26.11-28.11
Потешка «Варись – варись, кашка»
Потешка «Тили-бом! Тили-бом!»
Русская народная сказка «Колобок» (пальчиковый театр) Пальчиковая игра «Засолка капусты»
3.12-5.12
10.12-12.12
17.12-19.12
24.12-26.11
Потешка «Зайка серенький сидит»
Потешка «Сидит белка на тележке»
Украинская народная сказка «Рукавичка» (инсценировка)
Пальчиковая игра «Кролик»
14.01-16.01
21.01-23.01
28.01-30.01
Потешка «Кот на печку пошел»
Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр). Пальчиковая игра «Котик»
4.02-13.02
18.02-27.02
Потешка Ты, мороз, мороз, мороз»
Пальчиковая игра «Варежка»
4.03-6.07
11.03-13.03
18.03-20.03
25.03-27.03
Потешка «Пекла кошка пирожки»
Загадывание загадок о зиме
Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса» (настольный театр)
Пальчиковая игра «Блины»
1.04-3.04
8.04-10.04
15.04-17.04
22.04-29.04
Потешка «Идёт лисичка по мосту»
Разучивание заклички «Весна, весна красна»
Русская народная сказка «Заюшкина избушка» (инсценировка)
Пальчиковая игра «Моя семья»
6.05-15.05
20.05-22.05
27.05-29.05
27.05-29.05
Потешка «Солнышко»
Потешка « Курочка-рябушечка»
Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр)
Пальчиковая игра «Дом»
месяц
Тема занятия
октябрь
1.Потешка «Ой, лады, лады, лады»
Ой, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
2.Песенка-закличка «Осень, осень, в гости просим»
Осень, осень, в гости просим. Осень, осень, погости Недель восемь, С обильными хлебами, С высокими снопами, С листопадом и дождём, С перелётным журавлём.
3.Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка)
4. Пальчиковая игра «Апельсин»
Мы делили апельсин, (рука в кулаке)
Много нас, а он один, (указательный палец)
Эта долька для ежа, (разгибаем пальцы по очереди)
Эта долька для чижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
Ну, а волку кожура, (потряхиваем разжатой рукой)
Он сердит на нас, беда, (из двух рук делаем волчью пасть)
В домик прячемся – сюда! (руки «домиком» над головой)
Загорелся кошкин дом! Загорелся кошкин дом, Идет дым столбом! Кошка выскочила! Глаза выпучила. Бежит курочка с ведром, Заливает кошкин дом, А лошадка – с фонарем, А собачка - с помелом, Серый заюшка с листом Раз! Раз! Раз! Раз! И огонь Погас!
3. Русская народная сказка «Колобок» (пальчиковый театр)
4.Пальчиковая игра «Засолка капусты»
Мы капусту рубим, рубим, (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз)
Мы морковку трём, трём, (трём кулак о кулак)
Мы капусту солим, солим, (движение пальцев, имитирующие посыпание солью)
Мы капусту жмём, жмём.(интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки)
Тьфу, пересолили! (повторить игру ещё раз)
декабрь
1.Потешка «Зайка серенький сидит»
Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так,
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так,
Надо зайке поскакать!
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!
2.Потешка «Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке, Продает она орешки:(загибаем пальчики) Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому, Кому в зобок, Кому в платок, Кому в лапочку
3.Украинская народная сказка «Рукавичка» (инсценировка)
4. Пальчиковая игра «Кролик»
Маленький кролик с большими ушами, (кисти прижать к голове, как ушки)
Розовым носом, (указательными пальцами дотронуться до носа)
Смешными усами (указательные пальцы прижаты к губам)
Норку глубокую роет себе
Сильными лапками в мягкой земле, («роем норку»)
Чистит он шёрстку себе ("чистим шерстку")
Или спит, (руки складываем, кладем под щеку)
Кролик ушами всегда шевелит, (шевелим "ушами")
Слышит шаги и лисиц, и волков,
Прячется в норку свою от врагов! (сжаться в комочек)
январь
1.Потешка «Кот на печку пошел»
Кот на печку пошел,
Горшок каши нашел.
На печи калачи,
Как огонь горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются
2.Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.
3.Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр).
4.Пальчиковая игра «Котик»
Котик, котик, котик (круговыми движениями погладить ладонью по животику)
Тёпленький животик,
Подойди к нам близко. (кистями обеих рук сделать манящие движения)
Вот сметаны миска, (ладони соединить в виде чаши )
Вот тарелка с молоком, (руки положить на стол ладонями вверх и прижать друг к другу рёбрами )
Ну, лакай же языком! (ладони поднести к лицу)
февраль
1.Потешка «Ты, мороз, мороз, мороз»
Ты, мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмём,
Мы на улицу пойдём,
Сядем в саночки – самокаточки.
2.Пальчиковая игра «Варежка»
Маша варежку надела: (сжать пальцы в кулак)
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал, (все пальцы разжать, кроме большого)