kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кризис семи лет и проблема готовности ребёнка к школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Готовность ребёнка к школе – это “овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками” (А.Анастази). Готовность ребёнка к школе – это такой уровень физиологического, социального и психического развития ребёнка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для здоровья (А.А.Люблинская). Готовность ребёнка к школе – совокупность определённых свойств и способов поведения (компетентности) ребёнка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения (Н.Н.Гуткина).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кризис семи лет и проблема готовности ребёнка к школе »

Кризис семи лет и проблема готовности ребёнка к школе

Кризис семи лет и проблема готовности ребёнка к школе

План. Психологическая готовность к школе. 1.1.Актуальность проблемы. 1.2. Понятие психологической готовности к школе. 2. Компоненты психологической готовности к школе. 2.1. Социально – личностная готовность. 2.2. Эмоционально – волевая готовность. 2.3. Интеллектуальная готовность. Вывод. Вопросы для самопроверки. Список используемых источников.

План.

  • Психологическая готовность к школе.

1.1.Актуальность проблемы.

1.2. Понятие психологической готовности к школе.

2. Компоненты психологической готовности к школе.

2.1. Социально – личностная готовность.

2.2. Эмоционально – волевая готовность.

2.3. Интеллектуальная готовность.

Вывод.

Вопросы для самопроверки.

Список используемых источников.

Готовность ребёнка к школе – это “овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками” (А.Анастази).   Готовность ребёнка к школе – это такой уровень физиологического, социального и психического развития ребёнка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для здоровья (А.А.Люблинская).   Готовность ребёнка к школе – совокупность определённых свойств и способов поведения (компетентности) ребёнка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения (Н.Н.Гуткина).

Готовность ребёнка к школе – это “овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками” (А.Анастази).

Готовность ребёнка к школе – это такой уровень физиологического, социального и психического развития ребёнка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для здоровья (А.А.Люблинская).

Готовность ребёнка к школе – совокупность определённых свойств и способов поведения (компетентности) ребёнка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения (Н.Н.Гуткина).

Актуальность проблемы: В течение последних лет в отечественной педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребёнка – дошкольника из детского сада в школу и тесно связанному с этим понятию готовности к школьному обучению. Значение степени подготовленности, или так называемой “школьной зрелости” трудно переоценить, так как именно эффективная подготовка детей к школе определяет успешность дальнейшего развития личности, повышение уровня обучения (Л.И. Божович, А.А. Люблинская, Н.И.Гуткина и др.).

Актуальность проблемы:

В течение последних лет в отечественной педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребёнка – дошкольника из детского сада в школу и тесно связанному с этим понятию готовности к школьному обучению. Значение степени подготовленности, или так называемой “школьной зрелости” трудно переоценить, так как именно эффективная подготовка детей к школе определяет успешность дальнейшего развития личности, повышение уровня обучения (Л.И. Божович, А.А. Люблинская, Н.И.Гуткина и др.).

Проблемы Педагоги практики (Н.К.Абраменко, Л.И.Божович,К.А.Климова и др.) указывают на трудности переживаемые ребёнком на этапе школьного обучения: Детям сложно следовать новым для них правилам школьной жизни; Ориентироваться в многообразии социальных отношений и связей; Справляться с новой ролью ученика; На фоне достаточного интеллектуального развития нередко проявляется недостаточная социальная подготовленность, неумение устанавливать доброжелательные отношения с окружающими; У детей нередко возникают трудности в усвоении учебной программы; Наблюдается недостаточная сформированность эмоционально-волевой сферы; В следствии этого дети испытывают значительные трудности адаптации к новым условиям школы, отрицательные эмоциональные переживания; Низкая социально-личностная готовность ребёнка к школе: отсутствие у детей навыков культуры поведения в плане принятия качественно новой позиции в системе отношения с окружающими.

Проблемы

Педагоги практики (Н.К.Абраменко, Л.И.Божович,К.А.Климова и др.) указывают на трудности переживаемые ребёнком на этапе школьного обучения:

  • Детям сложно следовать новым для них правилам школьной жизни;
  • Ориентироваться в многообразии социальных отношений и связей;
  • Справляться с новой ролью ученика;
  • На фоне достаточного интеллектуального развития нередко проявляется недостаточная социальная подготовленность, неумение устанавливать доброжелательные отношения с окружающими;
  • У детей нередко возникают трудности в усвоении учебной программы;
  • Наблюдается недостаточная сформированность эмоционально-волевой сферы;
  • В следствии этого дети испытывают значительные трудности адаптации к новым условиям школы, отрицательные эмоциональные переживания;
  • Низкая социально-личностная готовность ребёнка к школе: отсутствие у детей навыков культуры поведения в плане принятия качественно новой позиции в системе отношения с окружающими.

Компоненты психологической готовности к школе 1.   СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА:    Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается: В формировании готовности к принятию новых форм общения; К принятию новой “социальной позиции” – положения школьника, требующей от ребенка выполнения новых для него правил и обязанностей, связанных с иным положением в обществе; Личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, к родным, к самому себе.  “ Положительные значения для обучения имеет наличие у ребёнка личностных форм общения с взрослым, независящих от конкретной ситуации” Е.О. Смирнова.

Компоненты психологической готовности к школе

1.   СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА:

Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается:

  • В формировании готовности к принятию новых форм общения;
  • К принятию новой “социальной позиции” – положения школьника, требующей от ребенка выполнения новых для него правил и обязанностей, связанных с иным положением в обществе;
  • Личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, к родным, к самому себе.

Положительные значения для обучения имеет наличие у ребёнка личностных форм общения с взрослым, независящих от конкретной ситуации” Е.О. Смирнова.

2.Эмоционально-волевая готовность ребёнка. Предполагает наличие у ребёнка мотивации к обучению: внешняя и внутренняя.

2.Эмоционально-волевая готовность ребёнка.

Предполагает наличие у ребёнка мотивации к обучению:

внешняя и внутренняя.

  • Внешняя мотивация ребёнка привлекает внешняя атрибутика школьной жизни (новая форма, новый ранец, интересный набор школьных принадлежностей и др);
  • Внутренняя мотивация состоит в том, что ребёнок хочет идти в школу, потому что там интересно и он хочет много знать, а не потому что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед за прилежание в учёбе.
  • Внутреннюю позицию школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребёнка, связанных со школой, то есть, такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребёнком как его собственная потребность («Хочу в школу»)”. Е.О.Смирнова.
  • Наиболее адекватными и специфичными для учения являются познавательные мотивы и коммуникативная готовность к обучению, которая обеспечивается мотивами общения со взрослыми.
  • Наличие внутренней позиции школьника и эмоционально - волевой готовности к школе обнаруживается в том, что:
  • Ребёнок решительно отказывается от дошкольно-игрового индивидуально-непосредственного способа существования;
  • Проявляет ярко положительные отношения к школьно-учебной деятельности в целом;
  • Особенно к тем её сторонам, которые непосредственно связаны с учением.

Вывод:

  • Положительная направленность на школу – важнейшая предпосылка благополучного вхождения ребёнка в школьно-учебную действительность, то есть принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.
  • К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребёнка со взрослым, как внеситуативно-личностное общение (по М.И.Лисиной). Дети готовые к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно ведут себя на занятиях и реагируют на указания учителя, сохраняя учебную мотивацию и подчиняясь школьным правилам.
Волевая готовность к школе предполагает наличие основных элементов волевого действия, необходимых для осуществления напряженного учебного труда и выполнения связанных с ним умений и навыков (выполнять не что хочется, а то, что требует учитель и школьный режим). Ребёнок способен поставить цель и принять решение; Наметить план действия и исполнить его; Проявить определённые усилия в случае преодоления препятствий; Осуществить самоанализ выполненной работы и оценить результат своего действия.  Появление волевого акта подготавливается предшествующим развитием произвольного поведения дошкольника (Л.С.Выготский, С.Л.Рубенштейн).

Волевая готовность к школе предполагает наличие основных элементов волевого действия, необходимых для осуществления напряженного учебного труда и выполнения связанных с ним умений и навыков (выполнять не что хочется, а то, что требует учитель и школьный режим).

  • Ребёнок способен поставить цель и принять решение;
  • Наметить план действия и исполнить его;
  • Проявить определённые усилия в случае преодоления препятствий;
  • Осуществить самоанализ выполненной работы и оценить результат своего действия.

Появление волевого акта подготавливается предшествующим развитием произвольного поведения дошкольника (Л.С.Выготский, С.Л.Рубенштейн).

На протяжении дошкольного детства усложняется характер волевой сферы личности и изменяется её удельный вес в общей структуре поведения: изменяется соподчинение мотивов и на первое место выступают интеллектуальные и моральные основы волевой регуляции дошкольника (А.В.Запорожец,Л.С.Выготский) .  Вывод: Волевая готовность это:

На протяжении дошкольного детства усложняется характер волевой сферы личности и изменяется её удельный вес в общей структуре поведения: изменяется соподчинение мотивов и на первое место выступают интеллектуальные и моральные основы волевой регуляции дошкольника (А.В.Запорожец,Л.С.Выготский) .

Вывод:

Волевая готовность это:

  • Достаточно высокий уровень произвольно управляемого поведения, произвольной регуляции психических процессов, действий;
  • Овладение такой структурой деятельности и поведения, в которой уясняются мотивы и цели, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность.
3. Интеллектуальная готовность ребёнка это: Показатель уровня сформированности познавательной сферы ребёнка: развития функций внимания, памяти, восприятия речи и мыслительных процессов. Складывается наглядно-образная форма мышления: ребёнок переходит к решению познавательных действий в уме, требующих выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями и действиями. Развивающееся мышление даёт детям возможность предусматривать заранее результаты своих действий и планировать их. Психические процессы приобретают произвольность – такие как память, внимание, воображение. В процессе учебной деятельности у ребёнка приобретаются умения выполнять операции мышления: сравнения, анализа, синтеза и обобщения знаний об окружающем мире. Но главным компонентом выступит не столько объём знаний, сколько желание думать, самостоятельно решать и находить выход из проблемной ситуации.

3. Интеллектуальная готовность ребёнка это:

  • Показатель уровня сформированности познавательной сферы ребёнка: развития функций внимания, памяти, восприятия речи и мыслительных процессов.
  • Складывается наглядно-образная форма мышления: ребёнок переходит к решению познавательных действий в уме, требующих выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями и действиями.
  • Развивающееся мышление даёт детям возможность предусматривать заранее результаты своих действий и планировать их.
  • Психические процессы приобретают произвольность – такие как память, внимание, воображение.
  • В процессе учебной деятельности у ребёнка приобретаются умения выполнять операции мышления: сравнения, анализа, синтеза и обобщения знаний об окружающем мире.
  • Но главным компонентом выступит не столько объём знаний, сколько желание думать, самостоятельно решать и находить выход из проблемной ситуации.

Вывод Залогом успешного овладения ребёнком школьными знаниями, прежде всего, является высокий уровень развития вербального интеллекта и мотивационной готовности к обучению в школе. Принятие позиции ученика и высокий уровень развития произвольности психических познавательных процессов. Несформированность одного из компонентов является неблагоприятным вариантом развития и ведёт к затруднениям в адаптации к школе: в учебной и социально-психологической сфере.

Вывод

  • Залогом успешного овладения ребёнком школьными знаниями, прежде всего, является высокий уровень развития вербального интеллекта и мотивационной готовности к обучению в школе.
  • Принятие позиции ученика и высокий уровень развития произвольности психических познавательных процессов.
  • Несформированность одного из компонентов является неблагоприятным вариантом развития и ведёт к затруднениям в адаптации к школе: в учебной и социально-психологической сфере.

Вопросы для самопроверки

Вопросы для самопроверки

  • Что подразумевается под понятием готовность ребёнка к школе?
  • Каковы основные составляющие школьной готовности?
  • Какие потребности ребёнка выражают новую внутреннюю позицию школьника?
  • Как определить готовность ребёнка к школе?
Список используемых источников Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. М.: Мозаика-синтез, 2014. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: Учебное пособие. – М., 2012. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений .М.: Академия, 2001. Смирнова Е.О. Детская психология. СПб.: Питер, 2009. Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. Учебное пособие. – М., 2012. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарика, 2005. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. Интернет ресурсы: http://www.voppsy.ru http://psystudy.com. ru http://www.psychology.ru/library/. http:// www.nsportal.ru

Список используемых источников

  • Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. М.: Мозаика-синтез, 2014.
  • Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991.
  • Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: Учебное пособие. – М., 2012.
  • Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений .М.: Академия, 2001.
  • Смирнова Е.О. Детская психология. СПб.: Питер, 2009.
  • Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. Учебное пособие. – М., 2012.
  • Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарика, 2005.
  • Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
  • Интернет ресурсы:

http://www.voppsy.ru

http://psystudy.com. ru

http://www.psychology.ru/library/.

http:// www.nsportal.ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Кризис семи лет и проблема готовности ребёнка к школе

Автор: Афонина Людмила Ивановна

Дата: 22.12.2014

Номер свидетельства: 146930

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рекомендации родителям будущих первоклассников по готовности детей к школе "
    ["seo_title"] => string(89) "riekomiendatsii-roditieliam-budushchikh-piervoklassnikov-po-ghotovnosti-dietiei-k-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "117893"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412953946"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Психологическая характеристика возрастных особенностей детей дошкольного возраста (6-7 лет) "
    ["seo_title"] => string(104) "psikhologhichieskaia-kharaktieristika-vozrastnykh-osobiennostiei-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-6-7-liet"
    ["file_id"] => string(6) "114361"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411463002"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства