Кризис семи лет и проблема готовности ребёнка к школе
Кризис семи лет и проблема готовности ребёнка к школе
Готовность ребёнка к школе – это “овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками” (А.Анастази).
Готовность ребёнка к школе – это такой уровень физиологического, социального и психического развития ребёнка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для здоровья (А.А.Люблинская).
Готовность ребёнка к школе – совокупность определённых свойств и способов поведения (компетентности) ребёнка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения (Н.Н.Гуткина).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Кризис семи лет и проблема готовности ребёнка к школе »
Кризис семи лет и проблема готовности ребёнка к школе
План.
Психологическая готовность к школе.
1.1.Актуальность проблемы.
1.2. Понятие психологической готовности к школе.
2. Компоненты психологической готовности к школе.
2.1. Социально – личностная готовность.
2.2. Эмоционально – волевая готовность.
2.3. Интеллектуальная готовность.
Вывод.
Вопросы для самопроверки.
Список используемых источников.
Готовность ребёнка к школе – это “овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками” (А.Анастази).
Готовность ребёнка к школе – это такой уровень физиологического, социального и психического развития ребёнка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для здоровья (А.А.Люблинская).
Готовность ребёнка к школе – совокупность определённых свойств и способов поведения (компетентности) ребёнка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения (Н.Н.Гуткина).
Актуальность проблемы:
В течение последних лет в отечественной педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребёнка – дошкольника из детского сада в школу и тесно связанному с этим понятию готовности к школьному обучению. Значение степени подготовленности, или так называемой “школьной зрелости” трудно переоценить, так как именно эффективная подготовка детей к школе определяет успешность дальнейшего развития личности, повышение уровня обучения (Л.И. Божович, А.А. Люблинская, Н.И.Гуткина и др.).
Проблемы
Педагоги практики (Н.К.Абраменко, Л.И.Божович,К.А.Климова и др.) указывают на трудности переживаемые ребёнком на этапе школьного обучения:
Детям сложно следовать новым для них правилам школьной жизни;
Ориентироваться в многообразии социальных отношений и связей;
Справляться с новой ролью ученика;
На фоне достаточного интеллектуального развития нередко проявляется недостаточная социальная подготовленность, неумение устанавливать доброжелательные отношения с окружающими;
У детей нередко возникают трудности в усвоении учебной программы;
Наблюдается недостаточная сформированность эмоционально-волевой сферы;
В следствии этого дети испытывают значительные трудности адаптации к новым условиям школы, отрицательные эмоциональные переживания;
Низкая социально-личностная готовность ребёнка к школе: отсутствие у детей навыков культуры поведения в плане принятия качественно новой позиции в системе отношения с окружающими.
Компоненты психологической готовности к школе
1.СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА:
Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается:
В формировании готовности к принятию новых форм общения;
К принятию новой “социальной позиции” – положения школьника, требующей от ребенка выполнения новых для него правил и обязанностей, связанных с иным положением в обществе;
Личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, к родным, к самому себе.
“Положительные значения для обучения имеет наличие у ребёнка личностных форм общения с взрослым, независящих от конкретной ситуации”Е.О. Смирнова.
2.Эмоционально-волевая готовность ребёнка.
Предполагает наличие у ребёнка мотивации к обучению:
внешняя и внутренняя.
Внешняя мотивацияребёнка привлекает внешняя атрибутика школьной жизни (новая форма, новый ранец, интересный набор школьных принадлежностей и др);
Внутренняя мотивациясостоит в том, что ребёнок хочет идти в школу, потому что там интересно и он хочет много знать, а не потому что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед за прилежание в учёбе.
“Внутреннюю позицию школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребёнка, связанных со школой, то есть, такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребёнком как его собственная потребность («Хочу в школу»)”. Е.О.Смирнова.
Наиболее адекватными и специфичными для учения являются познавательные мотивы и коммуникативная готовность к обучению, которая обеспечивается мотивами общения со взрослыми.
Наличие внутренней позиции школьника и эмоционально - волевой готовности к школе обнаруживается в том, что:
Ребёнок решительно отказывается от дошкольно-игрового индивидуально-непосредственного способа существования;
Проявляет ярко положительные отношения к школьно-учебной деятельности в целом;
Особенно к тем её сторонам, которые непосредственно связаны с учением.
Вывод:
Положительная направленность на школу – важнейшая предпосылка благополучного вхождения ребёнка в школьно-учебную действительность, то есть принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.
К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребёнка со взрослым, как внеситуативно-личностное общение (по М.И.Лисиной). Дети готовые к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно ведут себя на занятиях и реагируют на указания учителя, сохраняя учебную мотивацию и подчиняясь школьным правилам.
Волевая готовность к школе предполагает наличие основных элементов волевого действия, необходимых для осуществления напряженного учебного труда и выполнения связанных с ним умений и навыков (выполнять не что хочется, а то, что требует учитель и школьный режим).
Ребёнок способен поставить цель и принять решение;
Наметить план действия и исполнить его;
Проявить определённые усилия в случае преодоления препятствий;
Осуществить самоанализ выполненной работы и оценить результат своего действия.
Появление волевого акта подготавливается предшествующим развитием произвольного поведения дошкольника(Л.С.Выготский, С.Л.Рубенштейн).
На протяжении дошкольного детства усложняется характер волевой сферы личности и изменяется её удельный вес в общей структуре поведения: изменяется соподчинение мотивов и на первое место выступают интеллектуальные и моральные основы волевой регуляции дошкольника(А.В.Запорожец,Л.С.Выготский).
Вывод:
Волевая готовность это:
Достаточно высокий уровень произвольно управляемого поведения, произвольной регуляции психических процессов, действий;
Овладение такой структурой деятельности и поведения, в которой уясняются мотивы и цели, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность.
3. Интеллектуальная готовность ребёнка это:
Показатель уровня сформированности познавательной сферы ребёнка: развития функций внимания, памяти, восприятия речи и мыслительных процессов.
Складывается наглядно-образная форма мышления: ребёнок переходит к решению познавательных действий в уме, требующих выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями и действиями.
Развивающееся мышление даёт детям возможность предусматривать заранее результаты своих действий и планировать их.
Психические процессы приобретают произвольность – такие как память, внимание, воображение.
В процессе учебной деятельности у ребёнка приобретаются умения выполнять операции мышления: сравнения, анализа, синтеза и обобщения знаний об окружающем мире.
Но главным компонентом выступит не столько объём знаний, сколько желание думать, самостоятельно решать и находить выход из проблемной ситуации.
Вывод
Залогом успешного овладения ребёнком школьными знаниями, прежде всего, является высокий уровень развития вербального интеллекта и мотивационной готовности к обучению в школе.
Принятие позиции ученика и высокий уровень развития произвольности психических познавательных процессов.
Несформированность одного из компонентов является неблагоприятным вариантом развития и ведёт к затруднениям в адаптации к школе: в учебной и социально-психологической сфере.
Вопросы для самопроверки
Что подразумевается под понятием готовность ребёнка к школе?
Каковы основные составляющие школьной готовности?
Какие потребности ребёнка выражают новую внутреннюю позицию школьника?
Как определить готовность ребёнка к школе?
Список используемых источников
Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы.М.: Мозаика-синтез, 2014.
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991.
Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: Учебное пособие. – М., 2012.