Плоскостопие - это одна из наиболее распространенных деформаций опорно-двигательного аппарата, составляющая от 15 до 50% всей ортопедической патологии у детей. Состояние стопы отражает общее состояние всего организма. Именно поэтому наиболее распространенной формой является приобретенное статическое плоскостопие, которое встречается у ослабленных, часто болеющих детей с низким уровнем физической подготовки; у лиц, перенесших тяжелые заболевания и травмы, при длительном ограничении двигательной нагрузки.
Плоская стопа часто сопровождает другие заболевания и деформации опорно-двигательного аппарата, ухудшая функциональное состояние ребёнка. Однако и само плоскостопие может явиться причиной формирования нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата: боли в стопах и голенях, деформация суставов нижних конечностей и позвоночника. Все это определяет важность профилактики и ранней коррекции деформации стоп.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коррекция сводов стопы по программе "Статус"»
Профилактика и коррекция плоскостопия с использованием программы «Статус»
«Частное общеобразовательное учреждение
начальная школа-детский сад №67 ОАО «РЖД»
инструктор физической культуры высшей категории
Мальгина И.Д.
Актуальность
Плоскостопие - это одна из наиболее распространенных деформаций опорно-двигательного аппарата, составляющая от 15 до 50% всей ортопедической патологии у детей. Состояние стопы отражает общее состояние всего организма. Именно поэтому наиболее распространенной формой является приобретенное статическое плоскостопие, которое встречается у ослабленных, часто болеющих детей с низким уровнем физической подготовки; у лиц, перенесших тяжелые заболевания и травмы, при длительном ограничении двигательной нагрузки.
Плоская стопа часто сопровождает другие заболевания и деформации опорно-двигательного аппарата, ухудшая функциональное состояние ребёнка. Однако и само плоскостопие может явиться причиной формирования нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата: боли в стопах и голенях, деформация суставов нижних конечностей и позвоночника. Все это определяет важность профилактики и ранней коррекции деформации стоп.
Осмотр стопы.
1. Определение типа стопы .
Греческий тип стопы – II палец длиннее I и всех остальных.
Предрасположенность к поперечному плоскостопию.
Египетский тип стопы – I палец длиннее II и всех остальных.
Предрасположенность к поперечному плоскостопию.
Промежуточный тип стопы - все пальцы одной длины.
Оценка положения стопы при стоянии.
Определяется при осмотре сзади по положению пяточного сухожилия.
В норме сухожилие расположено от середины голени до середины пятки: Отклонение пятки кнаружи – вальгусная установка;
Отклонение пятки кнутри – варусная установка.
Оценка расположения и постановки стоп при ходьбе.
4. Оценка качества локомоций при различных двигательных заданиях (бег, прыжки).
5. При нарушении рессорной функции бег и прыжки выполняются с опорой на полную стопу.
Задачи коррекции:
укрепление мышц задней поверхности голени.
укрепление мышц задней поверхности голени.
формирование сводов стопы.
формирование сводов стопы.
Структура курса:
этап (подготовительный). Первичное диагностическое исследование (1-2 занятия).
этап (подготовительный). Первичное диагностическое исследование (1-2 занятия).
этап (основной). Тренировка мышц задней поверхности голени (10-15 занятий).
этап (основной). Тренировка мышц задней поверхности голени (10-15 занятий).
этап (заключительный). Оценка эффективности курса занятий (1 занятие).
этап (заключительный). Оценка эффективности курса занятий (1 занятие).
Функциональное биоуправление
по электромиограмме (ФБУ-ЭМГ)
ФБУ-метод обучения самоконтролю и саморегуляции
функциональной системы. В основе технологии ФБУ
лежит принцип биологической обратной связи (БОС).
Особенность методики ФБУ-ЭМГ заключается в том, что силовая тренировка ослабленных мышц голени проводится с использованием компьютерной системы с обратной связью по электромиограмме. Оборудование ФБУ-ЭМГ обеспечивает контроль активности тренируемых мышц, точную дозировку нагрузки, оценку успешности выполнения задания в течение всего занятия путем предъявления тренирующемуся человеку сигналов обратной связи. В компьютерной программе в качестве сигналов обратной связи используются увлекательные видеоматериалы и игровые сюжеты, которые демонстрируются на экране при правильном выполнении задания, при ошибке демонстрация нарушается. Это обеспечивает высокий интерес к занятиям даже детей дошкольного возраста, и определяет эффективность коррекционного курса.
Методика проведения исследования.
Исходное положение ученика: сидя на стуле, ноги согнуты в коленях, стопы расположены на полу или подставке. Расположение ЭМГ-электродов: внутренняя головка икроножной мышцы, слева — 1 канал, справа — 2 канал. На рисунке показано расположение ЭМГ-электродов на мышцах голени.
Диагностическое ЭМГ исследование .
Во время исследования проводится оценка изменений активности мышц голени при выполнении учеником специальных упражнений, применяющихся для развития сводов стопы. Уровень и симметричность биоэлектрической активности отражают степень сокращения контролируемых мышц голени слева и справа.
Расположение ЭМГ-электродов на мышцах голени (слева 1 канал, в программе маркирован красным цветом, справа 2 канал, в программе маркирован зелёным цветом).
Ведущей задачей коррекции плоскостопия является повышение силы и тонуса сводоудерживающих мышц (сгибателей стопы). Поэтому для достижения результата необходимо соблюдать определенные условия, повышающие эффективность силовой тренировки:
* Изометрический (статический) режим работы, при котором длительность сокращения составляет 5-10сек.
* Субмаксимальный уровень напряжения (50-70% амплитуды максимального сокращения мышцы)
* Длительность тренировки постепенно увеличивается от 15 до 30 минут.
* Кратность занятий 2-5 раз в неделю.
* Длительность курса 15 занятий.
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ФБУ ТРЕНИРОВКИ .
Во время тренировки степень напряжения мышц регулируется уровнем порога срабатывания сигналов обратной связи.
При правильном выполнении задания в фазу сокращения ученик должен в течение установленного времени удерживать такое напряжение тренируемой мышцы, при котором амплитуда ее электромиограммы будет превышать пороговый уровень. В этом случае на экране монитора будут предъявляться выбранные сюжеты обратной связи (демонстрация видеоматериалов, развитие игровых сюжетов).
При неправильном выполнении задания, когда амплитуда ЭМГ мышцы снижается ниже порога раньше установленного времени, демонстрация сюжетов обратной связи нарушается. Таким образом, ученик получает информацию о правильности выполнения задания и может своевременно устранять ошибки.
Параметры тренировки
* Режим тренировки попеременный или одновременный.
* Расположение порогов 50% амплитуды максимального сокращения.
* Алгоритм срабатывания сигналов положительной обратной связи выше порога.
3 этап (заключительный)Оценка эффективности курса занятий( заключительная диагностика)
Оценка эффективности курса занятий.
Эффективность курса коррекции определяется на последнем занятии путем сопоставления результатов первичного и заключительного исследований. Наиболее информативными показателями эффективности являются:* динамика индекса Чижина,определяемого методом плантографии,Индекс Чижина определяет степень плоскостопия числовым значением (нормальный показатель до 1). Динамика этого показателя после курса коррекции отражает изменения состояния продольных сводов стоп.* изменения данных ЭМГ исследования.Для оценки эффективности курса вычисляется общая сумма баллов первичного и заключительного диагностического исследования.
Методика получения плантограммы
Ребенок усаживается на стул таким образом, чтобы 2/3 бедра находились на сидении, ноги согнуты в коленях на 90°, стопы стоят параллельно, на ширине стопы.
Ребенок обучается правильному вставанию: мягко, равномерно распределяя массу тела на обе стопы, не перемещая их.
Ребенок встает на плотный лист бумаги, стоит несколько секунд и садится на стул, не перемещая стопы, затем отрывает от листа бумаги обе стопы одновременно.
Обвести контур полученного отпечатка стопы.
Определение степени плоскостопия методом Чижина.
1. Соединить линией центр отпечатка II пальца и центр отпечатка пятки.
2. Провести касательную к внутреннему контуру отпечатка, соединяя наиболее выступающие точки.
3. К середине отрезка 1-й линии, соединяющего центр пятки и основание II пальца, провести перпендикуляр, который пересечет касательную (точка А), внутренний контур отпечатка стопы (точка В) и наружный контур (точка С). Индекс Чижина — это соотношение отрезка СВ к АВ (СВ : АВ). 2 — значительное уплощение стопы.
Использование индекса Чижина позволяет определить числовое значение степени плоскостопия и объективно оценить эффективность коррекционных мероприятий.