kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коррекция сводов стопы по программе "Статус"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Плоскостопие - это одна из наиболее распространенных деформа­ций опорно-двигательного аппарата, составляющая от 15 до 50% всей ортопедической патологии у детей. Состояние стопы отражает общее состояние всего организма. Именно поэтому наиболее распространен­ной формой является приобретенное статическое плоскостопие, кото­рое встречается у ослабленных, часто болеющих детей с низким уров­нем физической подготовки; у лиц, перенесших тяжелые заболевания и травмы, при длительном ограничении двигательной нагрузки.

Плоская стопа часто сопровождает другие заболевания и дефор­мации опорно-двигательного аппарата, ухудшая функциональное состояние ребёнка. Однако и само плоскостопие может явиться при­чиной формирования нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата: боли в стопах и голенях, деформация суставов нижних ко­нечностей и позвоночника. Все это определяет важность профилак­тики и ранней коррекции деформации стоп.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коррекция сводов стопы по программе "Статус"»

Профилактика и коррекция плоскостопия с использованием программы «Статус» «Частное общеобразовательное учреждение начальная школа-детский сад №67 ОАО «РЖД» инструктор физической культуры высшей категории Мальгина И.Д.

Профилактика и коррекция плоскостопия с использованием программы «Статус»

«Частное общеобразовательное учреждение

начальная школа-детский сад №67 ОАО «РЖД»

инструктор физической культуры высшей категории

Мальгина И.Д.

Актуальность Плоскостопие - это одна из наиболее распространенных деформа­ций опорно-двигательного аппарата, составляющая от 15 до 50% всей ортопедической патологии у детей. Состояние стопы отражает общее состояние всего организма. Именно поэтому наиболее распространен­ной формой является приобретенное статическое плоскостопие, кото­рое встречается у ослабленных, часто болеющих детей с низким уров­нем физической подготовки; у лиц, перенесших тяжелые заболевания и травмы, при длительном ограничении двигательной нагрузки. Плоская стопа часто сопровождает другие заболевания и дефор­мации опорно-двигательного аппарата, ухудшая функциональное состояние ребёнка. Однако и само плоскостопие может явиться при­чиной формирования нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата: боли в стопах и голенях, деформация суставов нижних ко­нечностей и позвоночника. Все это определяет важность профилак­тики и ранней коррекции деформации стоп.

Актуальность

Плоскостопие - это одна из наиболее распространенных деформа­ций опорно-двигательного аппарата, составляющая от 15 до 50% всей ортопедической патологии у детей. Состояние стопы отражает общее состояние всего организма. Именно поэтому наиболее распространен­ной формой является приобретенное статическое плоскостопие, кото­рое встречается у ослабленных, часто болеющих детей с низким уров­нем физической подготовки; у лиц, перенесших тяжелые заболевания и травмы, при длительном ограничении двигательной нагрузки.

Плоская стопа часто сопровождает другие заболевания и дефор­мации опорно-двигательного аппарата, ухудшая функциональное состояние ребёнка. Однако и само плоскостопие может явиться при­чиной формирования нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата: боли в стопах и голенях, деформация суставов нижних ко­нечностей и позвоночника. Все это определяет важность профилак­тики и ранней коррекции деформации стоп.

Осмотр стопы. 1. Определение типа стопы .  Греческий тип стопы – II палец длиннее I и всех остальных.  Предрасположенность к поперечному плоскостопию.  Египетский тип стопы – I палец длиннее II и всех остальных.  Предрасположенность к поперечному плоскостопию.  Промежуточный тип стопы - все пальцы одной длины. Оценка положения стопы при стоянии. Определяется при осмотре сзади по положению пяточного сухожилия. В норме сухожилие расположено от середины голени до середины пятки: Отклонение пятки кнаружи – вальгусная установка;  Отклонение пятки кнутри – варусная установка. Оценка расположения и постановки стоп при ходьбе. 4. Оценка качества локомоций при различных двигательных заданиях (бег, прыжки). 5. При нарушении рессорной функции бег и прыжки выполняются с опорой на полную стопу.

Осмотр стопы.

1. Определение типа стопы .

Греческий тип стопы – II палец длиннее I и всех остальных.

Предрасположенность к поперечному плоскостопию.

Египетский тип стопы – I палец длиннее II и всех остальных.

Предрасположенность к поперечному плоскостопию.

Промежуточный тип стопы - все пальцы одной длины.

  • Оценка положения стопы при стоянии.

Определяется при осмотре сзади по положению пяточного сухожилия.

В норме сухожилие расположено от середины голени до середины пятки: Отклонение пятки кнаружи – вальгусная установка;

Отклонение пятки кнутри – варусная установка.

  • Оценка расположения и постановки стоп при ходьбе.

4. Оценка качества локомоций при различных двигательных заданиях (бег, прыжки).

5. При нарушении рессорной функции бег и прыжки выполняются с опорой на полную стопу.

Задачи коррекции:   укрепление мышц задней поверхности голени.  укрепление мышц задней поверхности голени.  формирование сводов стопы.  формирование сводов стопы.  Структура курса:

Задачи коррекции:

  • укрепление мышц задней поверхности голени.
  • укрепление мышц задней поверхности голени.
  • формирование сводов стопы.
  • формирование сводов стопы.

Структура курса:

  • этап (подготовительный). Первичное диагностическое иссле­дование (1-2 занятия).
  • этап (подготовительный). Первичное диагностическое иссле­дование (1-2 занятия).
  • этап (основной). Тренировка мышц задней поверхности голе­ни (10-15 занятий).
  • этап (основной). Тренировка мышц задней поверхности голе­ни (10-15 занятий).
  • этап (заключительный). Оценка эффективности курса заня­тий (1 занятие).
  • этап (заключительный). Оценка эффективности курса заня­тий (1 занятие).
Функциональное биоуправление  по электромиограмме (ФБУ-ЭМГ) ФБУ-метод обучения самоконтролю и саморегуляции  функциональной системы. В основе технологии ФБУ  лежит принцип биологической обратной связи (БОС). Особенность методики ФБУ-ЭМГ заключается в том, что си­ловая тренировка ослабленных мышц голени проводится с исполь­зованием компьютерной системы с обратной связью по электромиограмме. Оборудование ФБУ-ЭМГ обеспечивает контроль ак­тивности тренируемых мышц, точную дозировку нагрузки, оценку успешности выполнения задания в течение всего занятия путем предъявления тренирующемуся человеку сигналов обратной свя­зи. В компьютерной программе в качестве сигналов обратной связи используются увлекательные видеоматериалы и игровые сюжеты, которые демонстрируются на экране при правильном выполнении задания, при ошибке демонстрация нарушается. Это обеспечивает высокий интерес к занятиям даже детей дошкольного возраста, и определяет эффективность коррекционного курса.

Функциональное биоуправление

по электромиограмме (ФБУ-ЭМГ)

ФБУ-метод обучения самоконтролю и саморегуляции

функциональной системы. В основе технологии ФБУ

лежит принцип биологической обратной связи (БОС).

Особенность методики ФБУ-ЭМГ заключается в том, что си­ловая тренировка ослабленных мышц голени проводится с исполь­зованием компьютерной системы с обратной связью по электромиограмме. Оборудование ФБУ-ЭМГ обеспечивает контроль ак­тивности тренируемых мышц, точную дозировку нагрузки, оценку успешности выполнения задания в течение всего занятия путем предъявления тренирующемуся человеку сигналов обратной свя­зи. В компьютерной программе в качестве сигналов обратной связи используются увлекательные видеоматериалы и игровые сюжеты, которые демонстрируются на экране при правильном выполнении задания, при ошибке демонстрация нарушается. Это обеспечивает высокий интерес к занятиям даже детей дошкольного возраста, и определяет эффективность коррекционного курса.

Методика проведения исследования. Исходное положение ученика: сидя на стуле, ноги согнуты в ко­ленях, стопы расположены на полу или подставке. Расположение ЭМГ-электродов: внутренняя головка икроножной мышцы, слева — 1 канал, справа — 2 канал. На рисунке показано расположение ЭМГ-электродов на мышцах голени. Диагностическое ЭМГ исследование . Во время исследования проводится оценка изменений активно­сти мышц голени при выполнении учеником специальных упражне­ний, применяющихся для развития сводов стопы. Уровень и симме­тричность биоэлектрической активности отражают степень сокра­щения контролируемых мышц голени слева и справа. Расположение ЭМГ-электродов на мышцах голени (слева 1 канал, в программе маркирован красным цветом, справа 2 канал, в программе маркирован зелёным цветом).

Методика проведения исследования.

Исходное положение ученика: сидя на стуле, ноги согнуты в ко­ленях, стопы расположены на полу или подставке. Расположение ЭМГ-электродов: внутренняя головка икроножной мышцы, слева — 1 канал, справа — 2 канал. На рисунке показано расположение ЭМГ-электродов на мышцах голени.

Диагностическое ЭМГ исследование .

Во время исследования проводится оценка изменений активно­сти мышц голени при выполнении учеником специальных упражне­ний, применяющихся для развития сводов стопы. Уровень и симме­тричность биоэлектрической активности отражают степень сокра­щения контролируемых мышц голени слева и справа.

Расположение ЭМГ-электродов на мышцах голени (слева 1 канал, в программе маркирован красным цветом, справа 2 канал, в программе маркирован зелёным цветом).

1 Этап(подготовительный)  Первичное диагностическое исследование  (1-2 занятия)

1 Этап(подготовительный) Первичное диагностическое исследование (1-2 занятия)

Первичная диагностика Во время исследования регистрация активности мышц голени проводится в разных состояниях:  * в покое;  * при выполнении сгибания левой и правой стоп поочередно;  * при выполнении сгибания обеих стоп одновременно. Во время выполнения упражнения ученик должен стремиться к максимальному напряжению исследуемых мышц.

Первичная диагностика

Во время исследования регистрация активности мышц голени проводится в разных состояниях:

* в покое;

* при выполнении сгибания левой и правой стоп поочередно;

* при выполнении сгибания обеих стоп одновременно.

Во время выполнения упражнения ученик должен стремиться к максимальному напряжению исследуемых мышц.

2 Этап(основной)  Тренировка мышц задней поверхности голени (10-15 занятий)

2 Этап(основной) Тренировка мышц задней поверхности голени

(10-15 занятий)

Факторы, определяющие эффективность силовой тренировки мышц.  Ведущей задачей коррекции плоскостопия является повышение силы и тонуса сводоудерживающих мышц (сгибателей стопы). Поэтому для достижения результата необходимо соблюдать определенные условия, повышающие эффективность силовой тренировки: * Изометрический (статический) режим работы, при котором длительность сокращения составляет 5-10сек. * Субмаксимальный уровень напряжения (50-70% амплитуды максимального сокращения мышцы) * Длительность тренировки постепенно увеличивается от 15 до 30 минут. * Кратность занятий 2-5 раз в неделю. * Длительность курса 15 занятий.

Факторы, определяющие эффективность силовой тренировки мышц.

Ведущей задачей коррекции плоскостопия является повышение силы и тонуса сводоудерживающих мышц (сгибателей стопы). Поэтому для достижения результата необходимо соблюдать определенные условия, повышающие эффективность силовой тренировки:

* Изометрический (статический) режим работы, при котором длительность сокращения составляет 5-10сек.

* Субмаксимальный уровень напряжения (50-70% амплитуды максимального сокращения мышцы)

* Длительность тренировки постепенно увеличивается от 15 до 30 минут.

* Кратность занятий 2-5 раз в неделю.

* Длительность курса 15 занятий.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ФБУ ТРЕНИРОВКИ .

Во время тренировки степень напряжения мышц регулируется уровнем порога срабатывания сигналов обратной связи.

При правильном выполнении задания в фазу сокращения ученик должен в течение установленного времени удерживать такое напряжение тренируемой мышцы, при котором амплитуда ее электромиограммы будет превышать пороговый уровень. В этом случае на экране монитора будут предъявляться выбранные сюжеты обратной связи (демонстрация видеоматериалов, развитие игровых сюжетов).

При неправильном выполнении задания, когда амплитуда ЭМГ мышцы снижается ниже порога раньше установленного времени, демонстрация сюжетов обратной связи нарушается. Таким образом, ученик получает информацию о правильности выполнения задания и может своевременно устранять ошибки.

Параметры тренировки

* Режим тренировки попеременный или одновременный.

* Расположение порогов 50% амплитуды максимального сокращения.

* Алгоритм срабатывания сигналов положительной обратной связи выше порога.

* Длительность фаз сокращения /расслабления – 5сек./5сек.

* Длительность фаз работы 3мин., отдыха-1мин.

3 этап (заключительный)  Оценка эффективности курса занятий  ( заключительная диагностика)

3 этап (заключительный) Оценка эффективности курса занятий ( заключительная диагностика)

Оценка эффективности курса занятий.  Эффективность курса коррекции определяется на последнем занятии путем сопоставления результатов первичного и заключительного исследований. Наиболее информативными показателями эффективности являются:   * динамика индекса Чижина,  определяемого методом плантографии,  Индекс Чижина определяет степень плоскостопия числовым значением (нормальный показатель до 1). Динамика этого показателя после курса коррекции отражает изменения состояния продольных сводов стоп.   * изменения данных ЭМГ исследования.  Для оценки эффективности курса вычисляется общая сумма баллов первичного и заключительного диагностического исследования.

Оценка эффективности курса занятий.

Эффективность курса коррекции определяется на последнем занятии путем сопоставления результатов первичного и заключительного исследований. Наиболее информативными показателями эффективности являются: * динамика индекса Чижина, определяемого методом плантографии, Индекс Чижина определяет степень плоскостопия числовым значением (нормальный показатель до 1). Динамика этого показателя после курса коррекции отражает изменения состояния продольных сводов стоп. * изменения данных ЭМГ исследования. Для оценки эффективности курса вычисляется общая сумма баллов первичного и заключительного диагностического исследования.

Методика получения плантограммы Ребенок усаживается на стул таким образом, чтобы 2/3 бедра на­ходились на сидении, ноги согнуты в коленях на 90°, стопы стоят параллельно, на ширине стопы. Ребенок обучается правильному вставанию: мягко, равномерно рас­пределяя массу тела на обе стопы, не перемещая их. Стопы смазываются вазелиновым маслом или разведенным раство­ром красителя (бриллиантовой зелени) ровным слоем. Ребенок встает на плотный лист бумаги, стоит несколько секунд и садится на стул, не перемещая стопы, затем отрывает от листа бума­ги обе стопы одновременно. Обвести контур полученного отпечатка стопы.

Методика получения плантограммы

Ребенок усаживается на стул таким образом, чтобы 2/3 бедра на­ходились на сидении, ноги согнуты в коленях на 90°, стопы стоят параллельно, на ширине стопы.

Ребенок обучается правильному вставанию: мягко, равномерно рас­пределяя массу тела на обе стопы, не перемещая их.

Стопы смазываются вазелиновым маслом или разведенным раство­ром красителя (бриллиантовой зелени) ровным слоем.

Ребенок встает на плотный лист бумаги, стоит несколько секунд и садится на стул, не перемещая стопы, затем отрывает от листа бума­ги обе стопы одновременно.

Обвести контур полученного отпечатка стопы.

Определение степени плоскостопия методом Чижина.  1. Соединить линией центр отпечатка II пальца и центр отпечатка пят­ки.  2. Провести касательную к внутреннему контуру отпечатка, соединяя наиболее выступающие точки.  3. К середине отрезка 1-й линии, соединяющего центр пятки и осно­вание II пальца, провести перпендикуляр, который пересечет каса­тельную (точка А), внутренний контур отпечатка стопы (точка В) и наружный контур (точка С). Индекс Чижина — это соотношение отрезка СВ к АВ (СВ : АВ). 2 — значительное уплощение стопы.  Использование индекса Чижина позволяет опреде­лить числовое значение степени плоскостопия и объ­ективно оценить эффективность коррекционных меро­приятий.  Схема для определения индекса Чижина.

Определение степени плоскостопия методом Чижина.

1. Соединить линией центр отпечатка II пальца и центр отпечатка пят­ки.

2. Провести касательную к внутреннему контуру отпечатка, соединяя наиболее выступающие точки.

3. К середине отрезка 1-й линии, соединяющего центр пятки и осно­вание II пальца, провести перпендикуляр, который пересечет каса­тельную (точка А), внутренний контур отпечатка стопы (точка В) и наружный контур (точка С). Индекс Чижина — это соотношение отрезка СВ к АВ (СВ : АВ). 2 — значительное уплощение стопы.

Использование индекса Чижина позволяет опреде­лить числовое значение степени плоскостопия и объ­ективно оценить эффективность коррекционных меро­приятий.

Схема для определения индекса Чижина.

Результаты диагностического сеанса

Результаты диагностического сеанса


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Коррекция сводов стопы по программе "Статус"

Автор: Мальгина Ирина Дмитриевна

Дата: 28.10.2021

Номер свидетельства: 589836


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства