Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и
развития высоконравственного, ответственного, творческого,
инициативного, компетентного гражданина России
Образование в обществе, основанном на знаниях
Важнейшая социальная деятельность общества
Системообразующий ресурс социально-экономического и политического развития государства, социокультурной модернизации российского гражданского общества
Ключевые эффекты образования как ведущей социальной деятельности общества
Консолидация общества в условиях роста его разнообразия
Социальное выравнивание общества
Формирование российской гражданской идентичности личности
Взаимопонимание и доверие друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур
Конкурентоспособность личности, общества и государства
Проблемы России
Неэффективная экономика
Полусоветская социальная сфера
Неокрепшая демократия
Негативная демографическая ситуация
Нестабильный Кавказ
Социальные и моральные вызовы школьному образованию
Морально-нравственная дезинтеграция общества
Низкий уровень доверия и социальной солидарности
Нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта
Недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения
Рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций
Снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования
Усиление миграционных процессов
Недостаточный уровень воспроизводства населения
Снижение физического, социального и психического здоровья населения
Стратегия 2020 Главная цель Новое качество жизни
Построение социального государства - сбалансированной системы экономических стимулов и социальных гарантий, юридических, этических и поведенческих норм, продуктивность которой зависит от качества труда и уровня подготовки граждан, невозможно без
модернизации демократии
формирования новой экономики
Стратегия 2020 Новые задачи образования Образование должно обеспечить
Формирование политической культуры демократической России – подготовку поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей
Достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции
Изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса
Укрепление национальной безопасности и реализацию конституционных прав граждан
Информационная революция
Стремительный рост и свободный доступ к разнообразным ресурсам информационно-ресурсной базы
Дистанционность, мобильность и интерактивность
Формирование социальных образовательных сетей и сообществ
Человек ХХ I века
Ориентированность на знания и использование новых технологий.
Активное стремление расширить жизненный горизонт.
Установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего.
Активное финансовое поведение.
Здоровый и безопасный образ жизни.
Эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации.
Наша новая школа
Школа формирования идентичности гражданина России
Школа доверия, толерантности, миролюбия, диалога культур и психологического комфорта
Школа успешной социализации личности и развития инновационного потенциала России
Школа вариативного образования, поддержки индивидуального развития детей и подростков, развития одаренности
Наша новая школа
Школа поддержки мотивации личности к познанию, творчеству и труду
Школа интеграции детей с ограниченными возможностями и проблемами в обучении в современное общество
Школа предупреждения и профилактики социальных рисков
Школа формирования здорового и безопасного образа жизни
Основы школьного стандарта
Стратегия
2020
Научная основа
Идеологическая и
методологическая
основа
Фундаментальное
ядро
содержания
общего образования
и системно-деятельностный
подход
Концепция
духовно-
нравственного
развития и воспитания
личности гражданина
России
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт общего
образования
Стандарт как социальная конвенциональная норма, реализующая общественный договор
СЕМЬЯ
Личностная успешность
Социальная успешность
Профессиональная
успешность
ОБЩЕСТВО
Безопасность и здоровье
Свобода и ответственность
Социальная справедливость
Благосостояние
Устно к НАЗВАНИЮ слайда добавить:… общественный договор – в отношении
Ожидаемых результатов образования
принципов формирования и сущности взаимных обязательств и прав
Общих принципов организации образовательного процесса и важнейших условий его реализации
А потом можно комментировать содержание слайда
Согласование потребностей и интересов является важнейшим шагом успешности политики вообще и политики в образовании в особенности. Следует признать, что разрыв между образованием и потребностями государства, общества и личности не сокращается, а увеличивается. Причины нарастающей рассогласованности в том, что в сложном дифференцированном обществе не может быть полного единообразия интересов в отношении образования.
Это означает, что в основе стандарта должен лежать новый тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений покоится на принципе взаимного согласия личности, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей), в рамках которых только и возможен прогресс в области образования. Таким образом, стандарт – общественный договор , включающий баланс взаимообязательств и баланс требований.
` При разработке стандарта индивидуальные, общественные и государственные потребности и интересы можно классифицировать следующим образом.
Индивидуальные потребности личности (семьи) в области общего образования интегрируют потенциал личностной, социальной и профессиональной успешности обучающихся.
Личностная успешность – полноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей.
Социальная успешность – органичное вхождение в социальное окружение и участие в жизни общества.
Профессиональная успешность – развитость универсальных трудовых и практических умений, готовность к выбору профессии.
Социальный заказ – общественные запросы в области общего образования – интегрирует потребности личности и семьи и обобщает их до уровня социальных потребностей. К их числу относятся следующие.
Безопасный и здоровый образ жизни – следование принципам безопасного и здорового образа жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений.
Свобода и ответственность – осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитость правосознания, умения делать осознанный и ответственный личностный выбор.
Социальная справедливость – освоение и принятие идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей.
Благосостояние – активная жизненная позиция, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное благополучие в условиях рыночной экономики.
Государственный заказ – государственные запросы в области общего образования – представляет собой наиболее общую характеристику индивидуальных и общественных потребностей. Государственный заказ направлен на обеспечение следующих приоритетов.
Национальное единство и безопасность – формирование системы ценностей и идеалов в результате освоения нравственных ценностей, единого государственного языка и образцов национальной культуры, воспитание патриотизма, стремления обустроить и защитить Родину.
Развитие человеческого капитала – подготовку поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общества и рыночной экономики.
Конкурентоспособность – фундаментальную общекультурную подготовку как базу профессионального образования, прикладную и практическую ориентацию общего образования.
Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач , отражающих направления формирования качеств личности.
Личностное развитие – развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций и качеств, а также развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования и саморегуляции
Социальноеразвитие – воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик, умения принимать ответственные решения, делать осознанный выбор, а также формирование способности и готовности к сотрудничеству, к свободному общению русском, родном и иностранных языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации .
Общекультурное развитие – освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры.
ГОСУДАРСТВО
Национальное
единство
Безопасность
Развитие человеческого
потенциала
Конкурентоспособность
Идея солидарной ответственностиглавных действующих сил образования ориентиры развития
ОБЩЕСТВО
СЕМЬЯ
Личностная успешность
Социальная успешность
Профессиональная
Безопасность и здоровьеСвобода и ответственностьСоциальная справедливостьБлагосостояние
Безопасность и здоровье
Свобода и ответственность
Социальная справедливость
Благосостояние
успешность
Развитие
Личностное
Социальное
Общекультурное
…
Согласование потребностей и интересов является важнейшим шагом успешности политики вообще и политики в образовании в особенности. Следует признать, что разрыв между образованием и потребностями государства, общества и личности не сокращается, а увеличивается. Причины нарастающей рассогласованности в том, что в сложном дифференцированном обществе не может быть полного единообразия интересов в отношении образования.
Это означает, что в основе стандарта должен лежать новый тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений покоится на принципе взаимного согласия личности, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей), в рамках которых только и возможен прогресс в области образования. Таким образом, стандарт – общественный договор , включающий баланс взаимообязательств и баланс требований.
` При разработке стандарта индивидуальные, общественные и государственные потребности и интересы можно классифицировать следующим образом.
Индивидуальные потребности личности (семьи) в области общего образования интегрируют потенциал личностной, социальной и профессиональной успешности обучающихся.
Личностная успешность – полноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей.
Социальная успешность – органичное вхождение в социальное окружение и участие в жизни общества.
Профессиональная успешность – развитость универсальных трудовых и практических умений, готовность к выбору профессии.
Социальный заказ – общественные запросы в области общего образования – интегрирует потребности личности и семьи и обобщает их до уровня социальных потребностей. К их числу относятся следующие.
Безопасный и здоровый образ жизни – следование принципам безопасного и здорового образа жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений.
Свобода и ответственность – осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитость правосознания, умения делать осознанный и ответственный личностный выбор.
Социальная справедливость – освоение и принятие идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей.
Благосостояние – активная жизненная позиция, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное благополучие в условиях рыночной экономики.
Государственный заказ – государственные запросы в области общего образования – представляет собой наиболее общую характеристику индивидуальных и общественных потребностей. Государственный заказ направлен на обеспечение следующих приоритетов.
Национальное единство и безопасность – формирование системы ценностей и идеалов в результате освоения нравственных ценностей, единого государственного языка и образцов национальной культуры, воспитание патриотизма, стремления обустроить и защитить Родину.
Развитие человеческого капитала – подготовку поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общества и рыночной экономики.
Конкурентоспособность – фундаментальную общекультурную подготовку как базу профессионального образования, прикладную и практическую ориентацию общего образования.
Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач , отражающих направления формирования качеств личности.
Личностное развитие – развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций и качеств, а также развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования и саморегуляции
Социальноеразвитие – воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик, умения принимать ответственные решения, делать осознанный выбор, а также формирование способности и готовности к сотрудничеству, к свободному общению русском, родном и иностранных языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации .
Общекультурное развитие – освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры.
ГОСУДАРСТВО
Национальное единство
Безопасность
Развитие человеческого капитала
Конкурентоспособность
ООН
«Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство
моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества»
ИзДекларации прав ребенка
В контексте прав человека
… образовательный стандарт является документом, который создает важные условия осуществления права на образование и который по своему содержанию должен соответствовать
как правам ребенка, так и правам лиц, занимающихся образовательной деятельностью ст.
из 13 Международного пакта об экономических, социальных икультурных правах.
ФГОС как
общественный договор
в отношении:
Общественный договор
СОГЛАСОВАНИЕ ЗАПРОСОВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ОСНОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА
РЕКОМЕНДАЦИИ Москва 2009
Эффекты ПНПО
«учитель сегодня становится чиновником, который с бумагами работает больше, чем с людьми».
Учителя, сталкиваясь с «кризисом некомпетентности»,
Эффекты норм подушевого финансирования
а) увеличился размер классов (до 30 – 35 человек)
б) сбилась шкала оценки – преподаватели перестают ставить двойки и тройки, боясь испортить оценку своих собственных трудов.
Эффекты миграции, медицины. Экологии, экономики, демографии, управления
растет дифференциация готовности к школьному обучению (стартовое неравенство)
старение педагогического состава (особенно заметное именно в начальной школе) и отсутствие стратегии его омоложения.
Неэффективные формы общественно-государственного управления школой
зачатки будущих конфликтных ситуаций с обеспечением 10 часов внеучебной деятельности
(из-за недостатка ресурсного и кадрового обеспечения)
перегрузка предшкольного образования, стихийное и неконтролируемое развитие различных обучающих программ для дошкольников , требования во что бы то ни стало научить ребенка читать и писать до поступления в первый класс
даже на тройку не способны были освоить около 40% учащихся
Общественный договор
СОГЛАСОВАНИЕ ЗАПРОСОВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ОСНОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА
РЕКОМЕНДАЦИИ Москва 2009
три приоритетных направления согласования потребностей:
согласования «снизу»: диалог со школой институтов гражданского общества, поощрение общественно-государственного управления
согласование «сверху» – комплекс мер, нацеленных на оптимизацию системы административными средствами
мотивационной капитализацией системы образования. Нет запроса на образование (Комплекс мер, нацеленных на стимулирование базовой потребности в образовании)
Общественный договор
СОГЛАСОВАНИЕ ЗАПРОСОВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ОСНОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА
РЕКОМЕНДАЦИИ Москва 2009
предмет договора (пример):
подготовка детей к школе
вопросы воспитания
вопрос: «Если Ваша школа возьмется за организацию ежедневного досуга детей во второй половине дня (по образцу групп продленного дня), будет ли Ваш ребенок посещать эти мероприятия?»
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ДОГОВОРА
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫМИ И ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ
–это методологическая основа
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Определяет:
Систему базовых национальных ценностей
Современный национальный воспитательный идеал
Цель и задачи, социально-педагогические условия духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности
КДНРВ разъясняет понятия
нация
национальное государство
национальное самосознание (идентичность)
формирование национальной идентичности
патриотизм
гражданское общество
многообразие культур и народов
межэтнический мир и согласие
Социализация
Развитие
Воспитание
национальный воспитательный идеал
базовые национальные ценности
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России
Национальныйвоспитательный идеал в России
В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа
В XVIII в. Россия стала империей. Образовательная система стала ориентироваться на задачи подготовки профессиональных кадров для государственных нужд.
«Всяческое беззаветное служение на благо
и на силу Отечества должно быть мерилом
жизненного смысла»
М. В. Ломоносов
Национальныйвоспитательный идеал в России
Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии.
Вместе с тем советская эпоха в отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал —
воспитание всесторонне развитой личности
примеры массового патриотизма,
героического служения,
самопожертвования,
во имя будущего своей страны
и своего народа,
пренебрежения материальным
во имя идеального.
Национальныйвоспитательный идеал в России
В 90_е гг. ХХ в. в России сформировался идеал свободной в
своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой»
от ценностей,
национальных традиций,
обязательств перед обществом
Базовые национальные ценности российского общества
Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Здоровье
Труд и творчество
Наука
Традиционные религии России
Искусство и литература
Природа
Человечество
Базовые национальные ценности российского общества
Определяют:
идеологию содержания образования.
основное содержание программ духовно-нравственного развития и воспитания молодых граждан России
содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации
Патриотизм
любовь к России
к своему народу
к своей малой родине
служение Отечеству
Социальнаясолидарность
свобода личная и национальная
доверие к людям, институтам государства и гражданского общества
справедливость, милосердие, честь, достоинство
Гражданственность
служение Отечеству
правовое государство
гражданское общество
закон и правопорядок
поликультурный мир
свобода совести и вероисповедания
Семья
любовь и верность
здоровье
достаток
почитание родителей
забота о старших и младших
забота о продолжении семьи
Здоровье
духовно-нравственное, социальное и психологическое здоровье
физическое здоровье человека
здоровый образ жизни
Труд и творчество
любовь к труду
творчество и созидание
целеустремленность и настойчивость
Наука
ценность знания
стремление к истине
научная картина мира
Традиционныерелигии России
представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности как основе межконфессионального диалога
Искусствои литература
красота
гармония
духовный мир человека
нравственный выбор
смысл жизни
эстетическое развитие
этическое развитие
Природа
эволюция
родная земля
заповедная природа
планета Земля
экологическое сознание
Человечество
мир во всем мире
многообразие культур и народов
прогресс человечества
международное сотрудничество
Современный национальный воспитательный идеал личности гражданина России
В ысоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России
Основные задачи духовно- нравственного развития и воспитания школьников
Формирование у обучающихся:
Личностная культура
Готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению
Готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки
Способность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата
Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм
Осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности
Семейная культура
Осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству
Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших
Бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода
Социальная культура
Осознание себя гражданином России на основе принятия национальных духовных и нравственных ценностей
Вера в Россию. Забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание национального мира и согласия
Готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи
Развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности
Способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию
Основные принципы организациидуховно_нравственного развитияи воспитания
нравственного примера педагога
социально-педагогического партнёрства
индивидуально-личностного развития
интегративности программ духовно- нравственного воспитания
социальной востребованности воспитания
Вопросы
Почему возникла потребность создания КДНРВ?
Сформулируйте сисльные и слабые стороны такого подхода в стандартизации?
Назовите реальные ситуации из школьной жизни, где возникает потребность в
А) общественном договоре
Б) использования Концепции как инструмента стандартизации