Данная призентация поможет педагогам разобраться в тонкостях приемственности между дошкольным учереждением и школой. Даст разобраться что такое приемственность, какие формы есть. Также рассмотрен вопрс какая приемтственность бывает.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация "Приемственность между ДОУ и школой"»
Тема:Содержание преемственности между ДОУ и школой
План:
Преемственность в содержании ДОУ и школы.
Формы связи ДОУ и школы.
Готовность детей к обучению в школе.
Цель:формировать знания о связи между дошкольным учреждением и школой, раскрыть понятие и содержание преемственности в воспитательно-образовательной работе ДОУ и школы.
Задачи:
1. иметь представление о понятии и сущности преемственности в воспитательно-образовательной работе ДОУ и школы.
2. иметь представление о связи программ детского сада и школы.
3. знать формы связи детского сада и школы.
4.знать основные аспекты содержания и задачи практической реализации преемственности.
5. уметь применять условия и формы контактов между ДОУ и школой на практике.
6.знать о понятии и разновидности готовности детей к школе.
1 вопрос:преемственность в содержании ДОУ и школы.
Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. (Р.А. Должикова, Г.М. Федосимов ).
Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, методов ее осуществления.
Преемственность детского сада и школы предусматривает, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы, особенно в условиях, когда обучение детей-шестилеток будет проводиться по единой программе как в школах, так и в подготовительных группах детских садов.
Планом совместной работы могут предусматриваться:
взаимное посещение школы и детского сада учителем и воспитателем с целью ознакомления с формами, методами работы,
участие в педагогических советах,
взаимное консультирование,
совместное проведение родительского собрания воспитателем и учителем,
организация конференций,
изучение программ воспитания в дошкольном учреждении и программы первого класса школы и др.
Таким образом, важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей между детским садом и школой является доброжелательный деловой контакт между воспитателем и учителем.
Вторая часть плана - это ознакомление детей со школой. Воспитатель намечает посещение с детьми подготовительной группы той школы, в которой они предположительно будут учиться.
Основой преемственности выступает связь программ, определяющих содержание учебно-воспитательной работы, осуществляемой в детском саду и школе.
Связь проявляется прежде всего в единстве исходных философских и психологических позиций, общности принципов, положенных в основу программ
Итак, единые теоретические подходы, составляющие основу преемственности в обучении детей в детском саду и школе, по-разному реализуются в содержании программ, с учетом возможностей детей дошкольного и школьного возраста и психологической структуры знаний детей.
2 вопрос: формы связи ДОУ и школы.
Важную роль в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя.
Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:
1) создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (естественность перехода из детского сада в школу);
2) улучшение подготовки к обучению в школе 5-6 летних детей;
3) углубление интереса к жизни в школе;
4) оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.
Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.
Линии связи ДОУ и школы
тесный контакт педагогических коллективов детского сада и школы
непосредственное сближение дошкольников и первоклассников.
Формы связи между этими педагогическими коллективами:
-совместное обсуждение и изучение программы I класса и программы воспитания в детском саду, глубокое осмысление их преемственности;
-ознакомление учителей с формами работы в подготовительной группе, а также уровнем знаний и умений, приобретенных детьми к концу старшего дошкольного возраста;
-наблюдение воспитателей за своими воспитанниками в первые месяцы обучения в школе с целью выявления того, как они проявляют себя в новом коллективе, как усваивают программу 1 класса, какие встречают трудности;
а)посещение педагогических советов в школе по итогам успеваемости учащихся первых классов;
б)проведение конференций и Педагогических чтений по проблемам всесторонней готовности детей дошкольного возраста к школе, совместные обсуждения новинок педагогической и психологической литературы и ознакомление с передовым опытом работы дошкольных учреждений и школ по совместной подготовке детей к обучению в школе.
Основные аспекты содержания связи ДОУ и школы:
1. Информационно-просветительский аспект - взаимное ознакомление с задачами учебно-воспитательной работы.
2. Методический аспект - взаимное ознакомление с методами и формами учебно-воспитательной работы в старшей, подготовительной группах и 1 классах школы.
3. Практический аспект - выражается с одной стороны в предварительном знакомстве с будущими учениками, с другой - в курировании бывших воспитанников во время их обучении в 1 классе школы.
3 вопрос:готовность детей к обучению в школе. (По В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой)
Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения дошкольника в детском саду и в семье. Она определяется системой требований, которые предъявляет школа к ребенку. Характер этих требований обусловлен особенностями новой социально-психологической позиции школьника, новыми задачами и обязанностями, к выполнению которых он должен быть подготовлен.
Таким образом, задача детского сада состоит в том, чтобы всей системой воспитательно-образовательной работы обеспечить формирование у детей готовности к школе, наиболее полно соответствующей требованиям современного школьного обучения.
Понятие готовности определяется как многогранное развитие личности ребенка и рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:
1) Общая психологическая готовность к обучению в школе;
2) Специальная готовность к обучению в школе.
Общая готовность к школе выражается в достижении ребенком к моменту поступления в школу такого уровня умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития, который создает необходимую основу для активного вхождения ребенка в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала.
Психологическая готовность к школьному обучению включает в себя мотивационную готовность, которая проявляется в стремлении ребенка к учению, в желании быть школьником, достаточно высокий уровень познавательной деятельности и мыслительных операций, овладение ребенком элементами учебной деятельности, определенный уровень волевого и социального развития.
Специальная готовность к школе является необходимым дополнением общей, психологической готовности ребенка к школьному обучению. Она определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения таких учебных предметов, как математика и русский язык.
В содержание общей готовности детей к школьному обучению выделяется несколько взаимосвязанных между собой аспектов, важнейшие из них нравственно – волевая, интеллектуальная, физическая готовность.
Нравственно – волевая готовность к обучению в школе выражается в достижении ребенком к концу дошкольного детства такого уровня развития нравственного поведения, воли, моральных чувств и сознания, который позволяет ему активно принять новую социальную позицию и построить свои взаимоотношения с учителем и товарищами по классу на нравственной основе.
Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний.
Развитие интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе предполагает:
- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
- логическое запоминание;
- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
- развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.
Интеллектуальная готовность к школе складывается из нескольких взаимосвязанных компонентов. Важным компонентом интеллектуальной готовности к школе является наличие у ребенка, поступающего в школу, достаточно широкого запаса знаний об окружающем мире.
Также компонентом интеллектуальной готовности ребенка к школе является определенный уровень развития познавательной деятельности ребенка.
Существенную роль в формировании интеллектуальной готовности к школе играет общий уровень мыслительной деятельности будущего школьника.
Интеллектуальная готовность к школе включает овладение детьми элементами учебной деятельности.
Успешность обучения в школе зависит и от уровня владения детьми родным языком, от развития речи, на которой строится вся учебная деятельность.
В содержание интеллектуальной готовности входит достаточно широкий круг знаний, умений и навыков в области элементарных математических представлений, родного языка, первых основ грамоты.
Физическая готовность ребенка к обучению — это состояние здоровья, определенный уровень морфофункциональной зрелости его организма, необходимая степень развития двигательных навыков и качеств, физическая и умственная работоспособность.
Физическое здоровье ребенка — важнейший показатель его готовности к освоению школьной программы.
К моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств.
Одним из показателей хорошей физической подготовки к школе является высокая работоспособность.
Физическое здоровье ребенка - важнейший показатель его готовности в освоению школьной программы.