Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей: "Взаимодействие с аутичными детьми. РЕКОМЕНДАЦИИ И СОВЕТЫ"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
№17 «Ромашка» г. Ессентуки
Консультация для родителей
Взаимодействие с аутичными детьми
РЕКОМЕНДАЦИИ И СОВЕТЫ
Дмитриева Е.В.
Педагог - психолог
Установление контакта специалистов с родителями начинается с обсуждения особенностей психического развития и социализации ребенка. Определяется уровень требований к нему, направления и возможные формы воспитательной работы в семье.
Для обучения аутичных детей используются различные подходы — от понуждающего обучения и условно-рефлекторных методов до стимуляции и поддержки развития сохранных сторон психики и поведения. Предпочтительным является комбинированный подход, реализующий потенциальную
эффективность различных методов.
Особенности сенсорных игр
Сенсорными мы условно называем игры, цель которых — дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными:
—зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание):
—слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);
—тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы — большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);
—двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений — ходьба, бег, танцы);
—обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира — от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);
Игры с ритмами
Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка. Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь «растормозить» его речь, развить подражание, вызвать двигательную активность.
В играх с ритмами можно использовать следующие приемы:
—хлопки в ладоши;
—топанье ножками;
—прыжки в определенном ритме;
—проговаривание текстов стихотворений;
—пение детских песенок.
Использование стихотворений, потешек, песенок в работе с аутичным ребенком предполагает:
—Сопровождение текста движениями;
—Воспроизведение сюжета с помощью игрушек;
—Показывание сюжетных картинок (в дальнейшем такая картинка будет «запускать» пропевание ребенком песенки).
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ
«Твоя ладошка, моя ладошка»
Цель: формирование эмоционального контакта.
Взрослый берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя: «Твоя ладошка, моя ладошка...»
«Мы на лодочке плывем»
Цель: формирование эмоционального контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла.
Взрослый берет ребенка за руки и, покачиваясь, напевает:
Мы на лодочке плывем,
Тихо песенку поем:
«Ля-ля-ля, ля-ля-ля» -
Покачнулись ты и я...
Мой кубик, твой кубик...»
Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым, обучение соблюдению очередности и аккуратности при выполнении задания.
Взрослый первым ставит кубик, затем побуждает ребенка ставить кубик сверху и т. д.
«Кто сильнее подует?»
Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями, активизация дыхания.
Взрослый привлекает (побуждает) ребенка (детей) к построению башни из кубиков-мякишей, затем предлагает с силой подуть на постройку так, чтобы кубики рассыпались.
«Молоточек»
Цель: формирование положительных эмоций, формирование способности к подражанию, развитие ручной координации.
Взрослый побуждает ребенка отстукивать определенный ритм или стучать рука в руке, проговаривая стихотворение:
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,
Раздается громкий стук.
Молоточки стучат,
Строим домик для ребят.
«На пузырь я посмотрю и потом его словлю!»
Цель: развитие зрительного внимания, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями.
Взрослый пускает мыльные пузыри и побуждает ребенка рассматривать их и ловить.
На заметку родителям!
•Аутизм – это не болезнь!
•Дети- аутисты - особые дети, зачастую очень одаренные.
•Не стоит стесняться такого ребенка!
•Поддерживайте своего ребенка и дарите ему свою любовь.
•Наблюдение и осмотр ребенка должен проводиться в условиях, максимально приближенных к привычным, так как стресс может исказить диагностическую картину.
•Таблеток от аутизма не существует, они всего лишь купируют симптомы.
•Ранняя диагностика аутизма проблематична, так как задержки в развитии могут быть обусловлены индивидуальными особенностями развития.
•Положительные результаты достигаются применением целого ряда методик.
•Если один или несколько симптомов проявляются в раннем возрасте у детей из группы риска, следует начать коррекцию, не дожидаясь трех лет.
•Чем раньше начнется коррекция, тем эффективнее результат!