Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Основы нравственных отношений в семье"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тат. Каргалинская СОШ»
Консультация для родителей на тему:
«Основы нравственных отношений в семье»
Выполнила: Шарипова Л.Х
с. Татарская Каргала, 2021 год
Нравственное отношение – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие чувств.
«Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания» А. Запорожец.
Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе — главная социальная задача, решаемая обществом и семьей.
Родители — первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В повседневном общении с родителями ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.
Семья - является главным институтом воспитания детей. Семье принадлежит главная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ребёнка.
Быстрый темп сегодняшней жизни, жестокость современного мира, недостаток нравственно - этических отношений взрослых, низкая социально - психологическая культура общения приводят к затруднениям формирования нравственных отношений между родителями и детьми.
Затруднения родителей в формировании нравственных отношений в семье могут быть вызваны несколькими причинами:
Неполная семья.
В данном случае нет принятых взаимоотношений мать – отец - ребёнок. Отсутствие одного из родителей может явиться причиной неполноценного нравственного воспитания. Одному родителю трудно полноценно нравственно воспитать ребёнка и в целом влиять на поведение. Основная причина этого - чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детям должного внимания.
Конфликтная атмосфера в семье.
Отрицательное психическое состояние супругов, вызванное противоположностью их взглядов, приводит к душевной травме детей. В постоянной конфликтной среде полноценные нравственные отношения невозможны.
3. Наличие устоявшейся ложной точки зрения на воспитание ребёнка. Например: Родители считаю, что их обязанность накормить и одеть, а образованием и воспитанием должны заниматься детский сад, школа и т.д.
4. Авторитарный стиль воспитания.
При таком стиле воспитания, родители мало заботятся о нравственной стороне воспитания. Главное, чтобы ребёнок был послушным и беспрекословно выполнял требования родителей.
5. Излишняя родительская привязанность и любовь.
При таком воспитании выполняются все капризы ребёнка. Вся семья стремится удовлетворить его прихоти. Дети растут упрямыми, не признающими запретов. Эгоизм, безответственность, неспособность отсрочить получение удовольствия, потребительское отношение к окружающим – при таком воспитании о нравственных отношениях не идёт речи.
При ответе на данный вопрос стоит так же упомянуть, что трудности нравственных отношений в семье могут быть вызваны переходным возрастом ребёнка. Переходный возраст является кризисным периодом формирования личности ребёнка. Даже Э.Эриксон говорил, что это самый сложный период в жизни человека. Данный этап жизни ребёнка характеризуется повышенным уровнем конфликтности подростков со старшим поколением – как следствие этого, возникают затруднения в нравственных отношениях между родителями и детьми.
Ещё большое влияние на нравственное воспитание детей оказывают СМИ: телевиденье, журналы и т.д. Ежедневно на экранах показывается жестокость, антинравственные поступки людей, это приводит к тому, что ребёнку затруднительно оценить, что такое хорошо, а что плохо. Родители будут доносить одну информацию, стараясь воспитать нравственного человека, а по телевидению показывается противоположное. Ребёнок находится в замешательстве, т.к. ему приходится усваивать противоречивую информацию – а это опять же приводит к проблемам в нравственных отношениях с родителями.
Условия формирования нравственных отношений в семье.
Атмосфера любви.
Атмосфера любви, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.
Атмосфера искренних отношений.
Нельзя лгать, т.к. ложь порождает ложь.
Разъяснение.
Воздействие словом. В любой ситуации нужно уметь всё объяснить, ни в коем случае нельзя прибегать к физическому воздействию. Так же не стоит упрекать детей
4. Регулярный труд в присутствии ребёнка приводит к тому, что ребёнок сам включается в процесс труда.
5. Стараться оградить общение ребёнка с безнравственными людьми, алкоголиками и т.д.
6. Родителям необходимо всегда обращать внимание на целомудрие семейных отношений.
Запомните родители!
1. Проявляйте заинтересованность к жизни и проблемам ребёнка, будьте искренними – подражая, ребенок очень скоро вернёт это вам.
2. Ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребёнком, и он учится лжи и лицемерию.
3. Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливы к чужим недостаткам – это будет для вашего ребёнка уроком доброты и человечности.
4. Не говорите о людях неуважительно, плохо. Ребёнок вырастет и станет отзываться так же о вас.