Консультация для педагогов «Использование сюжетно-ролевой игры в развитии связанной речи дошкольников»
Консультация для педагогов «Использование сюжетно-ролевой игры в развитии связанной речи дошкольников»
Сюжетно-ролевая игра – это свободный вид совместной деятельности детей и взрослых. В игре ребенок познает окружающий мир, развивается его мышление, чувства, речь, формируются взаимоотношения со сверстниками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Использование сюжетно-ролевой игры в развитии связанной речи дошкольников»»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 441 «Карусель»
Консультация для педагогов
«Использование сюжетно-ролевой игры в развитии связанной речи дошкольников»
Подготовила воспитатель:
Клюг Нина Николаевна
Сюжетно-ролевая игра – это свободный вид совместной деятельности детей и взрослых. В игре ребенок познает окружающий мир, развивается его мышление, чувства, речь, формируются взаимоотношения со сверстниками.
Значение сюжетно-ролевой игры для развития детей:
В игре придумывается сюжет -значит развивается фантазия.
В игре ведутся диалоги между играющими- значит развивается речь.
Используются заместители предметов- развивается воображение.
Придумываются костюмы дети проявляют творчество.
В игре познается окружающий мир.
В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых.
Развивается самооценка (оценка своих возможностей, качеств и места среди других детей. От самооценки зависит отношение к успехам и неудачам).
Основные компоненты сюжетно-ролевой игры:
Сюжет игры - это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.
Содержание игры - то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.
Роль- является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он соотносит себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с данным персонажем. Роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых.
Этапы развития сюжетно-ролевой игры (Д.Б.Эльконин):
I этап - действия с предметами. Действия однообразны, часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Эта игра присуща раннему возрасту.
Участие в игре воспитателя помогает детям лучше понимать друг друга, вносить дополнительные элементы и действия в игровой процесс.
В речи на этом этапе появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребёнка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предмета. К концу второго года жизни ребёнка слова начинают грамматически оформляться.
II этап - в основном действия более полно развертываются в соответствии с ролью, которая уже обозначена словом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе общей игрушки. Это присуще младшему дошкольному возрасту.
Основной задачей воспитателя является обогащение игрового опыта. Он формирует умения принимать игровую роль, выполнять игровые действия в соответствии с принятой ролью.
Быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются первоначальной формой речи – диалогической, которая связана с практической деятельностью ребёнка и используется для налаживания сотрудничества в совместной предметной деятельности.
III этап - игровые действия направлены на установление разнообразных контактов с партнерами. Роли четко обозначены, распределены до начала игры. Игрушки и предметы чаще подбираются по ходу игры в соответствии с ролью. Дети начинают проявлять более активный интерес к игровому взаимодействию со сверстниками, стремятся к объединению в играх. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми.
Основная задача воспитателя на данном возрастном этапе - способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей, оказывать помощь в распределении ролей (по считалочке, жеребьевка...).
Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространённой форме, не отклоняясь от содержания вопроса.
IV этап - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная, определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом, игры носят совместных творческих характер. В игре четко выделяется подготовительный этап.
Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно. Продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий, дети активно используют речевые комментарии. Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий.
На данном возрастном этапе первоочередной задачей воспитателя является развитие и обогащение тематики и содержания игр детей; развитие самостоятельности, инициативы в выборе вида игры; создание и реализацию игровых замыслов; умение согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре.
Виды сюжетно-ролевых игр :
Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль, милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).
Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов, в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
«Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.
Методика организации сюжетно-ролевой игры:
1. Выбор темы игры, составление примерного плана игры с возможными вариантами сюжета.
2. Подготовка игровой среды: предметы мебели, игровые атрибуты и заменители, детали костюмов, материалы для самостоятельного изготовления предметов по замыслу.
3. Создание мотивации и начало игры:
создаем игровую или проблемную ситуацию (Мы гуляли в парке и проголодались. Что делать?);
проведение краткой беседы по теме игры («Кто работает в кафе?»);
руководство к игре: распределение ролей, обозначение примерного сюжета.
4. Поддержание игровой ситуации: контроль за эмоциональным состоянием всех участников игры, подсказки для обогащения сюжета, подбадривание.
5. Завершение игры: анализ исполненных ролей, воплощения сюжетной задумки, похвала в инициативности и проявлении фантазии.
«БОЛЬНИЦА»
Цель: способствовать возникновению у детей умения выбирать роль. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли. Воспитывать отзывчивость, заботливое отношение к тому, кому требуется помощь.
«ПАРИКМАХЕРСКАЯ»
Цель: познакомить детей с работой парикмахера. Вовлечь детей в сюжетно-ролевую игру; побуждать к самостоятельности в импровизации роли; воспитывать дружеское отношение друг к другу, культуры поведения в общественных местах, вежливого обращения к старшим и друг к другу.
«ПИКНИК»
Цель: побуждать детей отображать в игре знания об окружающей жизни. Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения.
«АВТОБУС»
Цель: закрепить знания детей о труде водителя и кондуктора. Знакомство с правилами поведения в автобусе.
«КАФЕ»
Цель: Формировать умение детей самостоятельно распределять роли. Закреплять знания детей о профессиях: повара, официанта.
«СТРОИТЕЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА»
Цель: уточнить представления детей о профессии «строитель». Воспитание у детей интереса и уважения к труду взрослых. Формирование детского коллектива.
«ЛАБОРАТОРИЯ»
Цель: познакомить детей с новой профессией – лаборант, дать представление о том, чем занимаются люди этой профессии, где они работают. Формировать умение ставить проблему, наблюдать, делать выводы.
«СЕМЬЯ»
Цель: содействовать развитию игр, в которых дети отображают жизнь и деятельность близких людей. Учить детей выполнять домашние обязанности, помочь осознать значение труда родителей по дому, усваивать навыки хозяйственного труда.
«МАГАЗИН»
Цель: формировать представления детей о работе людей в магазине. Расширять словарный запас, учить детей классифицировать предметы по общим признакам.
«ЗООПАРК»
Цель: способствовать расширению знаний о животных, об их внешнем виде, по памяти характеризовать их Формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры, используя строительный материал, разнообразно действовать с ним.
«У ВЕТЕРИНАРА»
Цель: расширять знания детей о новых профессиях: ветеринар, груммер. Поддерживать желание детей ухаживать за животными, воспитывать доброту, заботливое отношение к живой природе.