Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов: "Эмоциональное благополучие дошкольников в контексте требований ФГОС ДО и ФОП ДО"»
Консультация для воспитателей:
«Эмоциональное благополучие дошкольников в контексте требований ФГОС ДО и ФОП ДО »
Воспитатель
МДОУ «Детский сад № 106»
Прокофьева Е.В.
Жизнь человека насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Все эмоции и чувства, которые он испытывает, — виды его субъективного отношения к действительности, переживания им того, что оказывается непосредственно в поле его восприятия.
Эмоции — это определенные переживания, вызванные тем или иным явлением общественной жизни.
Эмоции и чувства характеризуют личность, определяют ее успешность в различных сферах жизни.
Преобладание позитивных эмоциональных переживаний делает человека оптимистичным, приятным в общении, способствует его творческому развитию.
Эмоции для малыша — эталон качества предметов и явлений окружающего мира, определитель их ценности.
Через призму эмоций младенец воспринимает пока еще маленький мир, именно с их помощью дает понять окружающим, что он сейчас ощущает.
Историческая справка
В отечественной психологии, начиная с работ Л.С. Выготского, утвердилось мнение о многоуровневости эмоций как об основной из фундаментальных закономерностей их проявления и развития. Наиболее ярко эта идея проявляется при рассмотрении возрастных этапов развития эмоций, в частности на этапах младенческого, раннего и дошкольного детства.
Развитие эмоций в младенческом возрасте
— для детей младенческого возраста характерными являются примитивные эмоции, вызываемые удовлетворением или неудовлетворением витальных потребностей;
— основным средством общения в довербальный период для ребенка являются выразительные эмоциональные реакции;
— способность к дифференциации эмоций у ребенка развивается в ходе ситуативно-личностного общения со взрослым;
— расширение источников информации способствует развитию познавательной активности, находящей выражение в переживании радости от собственных действий и развитию чувства удивления;
— закладываются основы высших чувств — любви и симпатии к близким, взрослым, в основе которых лежит подражание.
Развитие эмоций в раннем возрасте
— эмоции также неустойчивы и изменчивы, как и в младенческом возрасте;
— эмоции являются мотивами поведения ребенка, что объясняет их импульсивность;
— более интенсивно начинают развиваться интеллектуальные, эстетические и нравственные эмоции, особое место среди высших эмоций в этот период занимают чувство гордости, симпатия, сочувствие и чувство стыда;
— особое условно-эмоциональное значение приобретает слово, которое становится средством оценивания тех или иных качеств и поступков.
Развитие эмоций в дошкольном возрасте:
— освоение социальных форм выражения эмоций;
— формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;
— благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;
— эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
Уголок эмоциональной разгрузки
Цель: преодоление эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста. Задачи : - создать положительный эмоциональный климат в группе и обеспечить позитивное отношение ребенка к взрослым и сверстникам; - организовать систематическую работу по коррекции и развитию эмоциональной сферы детей; - формировать дружеские взаимоотношения, способствовать сплочению детского коллектива.
Причины возникновения отрицательных эмоций у детей
- обычная детская ревность, обида, зависть. - ребенок старается защитить себя от нападок окружающих; - охраняет свою собственную территорию; - страх разлуки с родителями; - чрезмерный контроль, - недостаток внимания, - переутомление; - неуважение к личности ребёнка; - запрет на физическую активность; - напряжённый эмоциональный климат в группе.
Примерное содержание уголка эмоциональной разгрузки
3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр. и доп. – М.,2000.
4. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. Собр. соч., т. 2. – М., 1982.
5. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре. Дошкольное воспитание. – 1981. - № 10
6. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1988.
7. Калишенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание, № 7, 1990.
8. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологические особенности игровой и трудовой деятельности дошкольников // Вопросы психологии, № 5, 1986.
9. Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание, № 7, 1990.
10. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.В. Стеркиной. – М., 1990.
11. Программа «Развитие» // Дошкольное воспитание, № 2, 1994.
12 Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М., 1986.
13. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада // Дошкольное воспитание. – 1977. - № 2.