Конспект познавательного занятия по теме "Архитектурный древний город" подготовительная группа
Конспект познавательного занятия по теме "Архитектурный древний город" подготовительная группа
Познакомить детей с искусством деревянной архитектуры старинного города Иркутска. Закрепить знания о конструкции деревянного дома, его украшении. Формировать понятие о том, что человек красив своим трудом; воспитывать чувство уважения к мастерству, к результатам труда других людей; пробудить желание трудиться. Вызвать интерес к истории родного края.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект познавательного занятия по теме "Архитектурный древний город" подготовительная группа»
Конспект
познавательного занятия по теме:
« Архитектурный древний город »
в подготовительной к школе группе
Цель: Познакомить детей с искусством деревянной архитектуры старинного города Иркутска. Закрепить знания о конструкции деревянного дома, его украшении. Формировать понятие о том, что человек красив своим трудом; воспитывать чувство уважения к мастерству, к результатам труда других людей; пробудить желание трудиться. Вызвать интерес к истории родного края.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстрации по теме " Иркутск - деревянный и резной ". Знакомство с инструментами для резьбы по дереву. Чтение и рассматривание книги " Иркутск " М. Сергеева, А. Князева.
Материал: Альбом с иллюстрациями по теме, макет деревянного дома. Инструменты плотника и резчика по дереву (фрагменты карнизов и т.д.). На каждого ребенка—материал для аппликации "Украсим дома резьбой " - вырезанные из бумаги силуэты деревянных домов, трафареты резных узоров. Аудиозапись " Песни об Иркутске ".
Ход занятия
Воспитатель:Иркутск большой и красивый город, в котором много высоких современных зданий. Но горожане особенно гордятся старинными деревянными домами, украшенными затейливой узорной резьбой.
- Объясните, какие узоры можно назвать затейливыми?
- Правильно, это узоры, состоящие из множества разнообразных деталей, например завитков, зубчиков и т.д. - Давайте представим, что мы перенеслись в далекое прошлое, в тот деревянный Иркутск, где все дома были невысокие, а улицы не мощеные, то есть не покрытые ни камнем, ни досками. Жил тогда в Иркутске мальчик Захарка. Все лето он с отцом трудился на строительстве своего дома. Главным строительным материалом было дерево. Захарка хорошо помнил, как они начинали постройку. Вначале пришел самый главный человек - архитектор. Он сделал проект - чертеж, на котором изобразил будущий дом. Позвали затем рабочих — плотников. Они начали строить. ( рассмотреть инструменты, которыми пользовались плотники ) - Попробуйте рассказать, для чего им нужны были пилы, топоры, рубанки, молотки ( с помощью пилы распиливали большие бревна, топором прорубали окна и двери, молотком забивали гвозди, чтобы соединить доски и бревна, рубанок служил для того, чтобы доска стала более гладкой ). - Посмотрите на макет и скажите, как строили дом: с чего начинали, чем заканчивали (рабочие и плотники сложили стены, покрыли их крышей, прорубили окна и двери, пристроили крыльцо). - Скажите, чем похожи дома, которые вы видели на иллюстрациях, фотографиях старого деревянного города, на макет? - А чем не похожи? (настоящие дома украшены резьбой). Чудесную работу выполняли народные мастера - резчики по дереву. Их называли чистодеревщиками, потому что делали они свою работу умело, тонко и чисто. Вот и отец Захарки - чистодеревщик, стал украшать — наряжать свой дом. Знал Захарка, что самое главное — украсить переднюю часть дома, его" мию "и в первую очередь - окна — " глаза " дома. В старину глаз называли оком. Неслучайно прорубали на передней части дома как правило по два окна. Вслушайтесь: око - окно. - Давайте вспомним. Какой резьбой украшали окна мастера — чистодеревщики? (по карнизу шли зубцы, квадраты, ромбы. Самые богатые украшения размещали на наличниках: птиц, причудливые растения, животных) - Найдите элементы этих узоров на иллюстрациях.
- На самом верху крыши красовалась голова деревянного коня -символ счастья. Это часть крыши дома так и называли " конек ". А еще на верху дома мог гордо восседать вырезанный из дерева петух - птица, встающая с солнцем. И так будто говорил петушок проходящим мимо дома людям, что хозяин не ленив, встает рано везде поспевает.
Знал Захарка, что самое главное украшение дома - круг — "солнышко". Ведь солнце в жизни людей - это тепло и радость. Вот и решил Захарка вырезать свое первое "солнышко" для украшения отцовского дома. Взял он обработанную рубанком, выструганную, гладкую, желтовато-золотистую доску из кедра ( Кедр - это дерево, растущее у нас в Сибири ). Нарисовал на ней узор. Настала очередь поработать главными инструментами резчика по дереву - долотом и стамеской. (Рассмотреть эти инструменты ) Долотом выдалбливают в дереве отверстия. Стамеской обрабатывают небольшие ложбинки. Ох и намаялся Захарка пока заставил инструменты слушаться ! Но, как любила повторять его мама " терпенье и труд всё перетрут ".
Вот оно Захаркино " солнышко " — деревянные лучики - лепестки, один к одному, ни сучка, ни задоринки, воздушные, кружевные. Укрепят это солнышко под крышей дома, и будет оно всем улыбаться, радоваться и веселить людей.
- Представьте себя на месте Захарки.
- Какие чувства переполняли его сердце ? ( ответы )
- Вот как говорили в народе о мастерах, строивших такие дома:
'' У ворот вились вереюшки,
У широких завивалися
Как ни сами они вилися —
Завивали -то их плотницки
Топорами - то булатными ''.
- Вспомните пословицы и поговорки о труде и мастерстве.
• Землю красит солнце, а человека труд.
• Труд человека кормит, а лень портит.
• Без труда не вынешь рыбку из пруда.
• Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
• Дело мастера боится.
• Каков мастер, такова и работа.
• Умелые руки работы не боятся.
• Делу время - потехе час.
• Скучен день до вечера, коли делать нечего.
• Кончил дело — гуляй смело.
- Ребята, а вы хотите стать такими мастерами ?
- Сегодня потренируемся, украшая " резьбой " бумажные дома. Может быть в будущем, кто-то из вас научится строить настоящие дома и вырежет на ставнях, наличниках прекрасные узоры.
( Дети наклеивают на силуэты домов узоры, придуманные или вырезанные по трафарету. Во время работы звучит аудиозапись ).