Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по исследовательской деятельности для дош "Почему растаяла сосулька"»
План занятия на тему: «Почему растаяла сосулька?»
Цель.Развитие познавательных и речевых способностей детей через исследовательскую деятельность.
Задачи.
Образовательные:
Учить задумываться над вопросом «Что будет, если… ».
Учить рассуждать, сравнивать.
Познакомить со свойствами снега и льда.
Познакомить со способами превращения воды из одного состояния в другое.
Развивающие:
Развивать умения к исследовательским действиям.
Формировать навык обследования предметов по инструкции педагога.
Активизировать в речи детей слова: липкий, холодный, прозрачный, цветной, твердый, гладкий.
Активизировать память и внимание.
Воспитывающие:
Воспитывать любовь к природе; усидчивость, доброжелательность, умение слушать других детей.
Материалы и оборудование:
Ведерки, миски со снегом, тарелки для каждого ребенка, цветные полоски из картона, одноразовые ложки, лед, мнемотаблица с изображением снега, сосулек разрезные картинки, иллюстрации на тему «Зима», «Снегопад».
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы И.Суриков «Белый снег, Любовь Алейникова «Сосулька плачет», загадывание загадок про лед, снег, сосульки. Рассматривание иллюстраций на тему «Зима», «Снегопад».
Методы и приемы. Словесный: указание к действию, пояснение. Наглядные: демонстрационный материал, макет сосульки.
Игровые: сюрпризный момент, игры, динамическая пауза.
Практические: составление картинки из разрезных частей, рисование сосулек.
Организационный этап.
Приходит Незнайка и грызет сосульку
Основной этап.
Проведение опытов
Динамическая пауза
Игра «Найди и опиши» (из какого материала сделана).
Заключительный момент.
Рисование сосулек.
Подведение итога занятия.
Проблема:
- Недостаточный уровень знаний детей о том, что представляет собой снег и как он образуются.
Ожидаемые результаты:
Приобретение новых знаний.
Вовлечение каждого ребенка в исследовательскую деятельность.
Развитие самостоятельной, творчески мыслящей личности.
Развитие коммуникативных навыков.
Пополнение словарного запаса и развитие речевого творчества.
Ход занятия:
Опыт 1. «Куда делся снег»
Набрать на прогулке полную бутылку снега.
Поставить в группе на видное место, чтобы детям было удобно наблюдать за происходящим.
После сна рассмотреть, что снег растаял, получилась вода.
Вывод: Снег – это вода.
Опыт 2. «Вода не имеет формы».
Предложить детям рассмотреть кусочек льда (лед - это твердая вода).
Какой формы этот кусочек льда?
Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку.
Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода?
Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола.
Что происходит?
Вода принимает форму того предмета, в котором находится.
А на ровном месте расползается лужицей.
Вывод: Значит, жидкая вода не имеет формы.
Опыт 3. «Определение прозрачности».
Положить на цветную полоску кусочек льда и комочек снега.
Сравним, где видно цветную полоску, а где – нет.
Вывод: Под снегом не видно, а подо льдом видно.
Значит снег непрозрачный, а лёд прозрачный.
Опыт 4. «Определение качеств снега и льда».
Взять лёд в руки и сказать, какой он. (Холодный, твёрдый, тяжёлый.)
Взять в руки снег – какой он? (Ответы детей.)
Вывод: Снег и лёд одинаково холодные, но снег лёгкий и мягкий, а лёд тяжёлый и твёрдый.
Опыт 5. «Как появляется сосулька»
Сосулька рождается из замёрзшей капли воды – льдинки. Когда льдинка подтаивает, вода стекает по ней вниз, снова замерзает – и так раз за разом. Чем чаще это происходит, тем длиннее и толще становится сосулька
Сосульки обычно имеют конусообразную форму с вершиной диаметром несколько миллиметров внизу. Строение сосулек сходно со строением градин. Внутри сосульки нередко бывают полости.
При выпадении снега с дождём часто образуются так называемые снежные сосульки (сталактиты)
Работа с моделью «Образование сосульки» (Рис. 1.)
Воспитатель вместе с детьми рассказывает и показывает на модели сосульки:
Когда снег тает, появляется капелька, она стекает с крыши и застывает, затем следующая стекает и снова застывает, присоединившись к первой капельке (воспитатель всё демонстрирует на модели). Вот так образуются сосульки. Они состоят из множества капелек.
рис. 1
Вывод: Сосулька – это замерзшие капельки воды, которые превращаются в лед.
Опыт 6. «Лед - твердая вода».
Принести сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой.
Обращайте внимание детей на то, как постепенно уменьшаются сосульки.
Что с ними происходит?
Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких.
Следите, какая из них растает быстрее.
Важно, чтобы дети обратили внимание, что разные по величине куски льда растают за разные промежутки времени.