Просмотр содержимого документа
«Конспект практикума по ознакомлению с приемом ТРИЗ «Кто, о чем говорит?»»
Конспект практикума
по ознакомлению с приемом ТРИЗ «Кто, о чем говорит?»
2019
1 слайд
Наше время-это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью. Одним из результативных способов формирования познавательно-речевой активности является метод ТРИЗ.
2 слайд
Прием «Кто о чем говорит?» Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины. Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто о чем говорит».
"Составление рассказов от лица разных объектов"
Цели:
обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения;
уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта;
упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица.
Базовая информация
Для составления творческих рассказов от первого лица необходимо уточнить следующие знания.
А) О разнообразных эмоциональных состояниях и настроениях:
грустный - веселый,
радостный - печальный,
спокойный - возбужденный.
Б) О разнообразных чертах характера:
добрый - злой,
трудолюбивый - ленивый,
вежливый - грубый,
умный - глупый…
В) Признаки проявления того или иного эмоционального состояния.
Например:
веселый (улыбается, все его радует, вызывает смех…);
грустный (вздыхает, все его огорчает, много жалуется, плаксивый…);
Г) Разнообразные средства интонационной выразительности речи (темп речи, сила голоса, тембр…), правила их применения.
Затем необходимо взять на себя роль одного из объектов и обозначить его эмоциональное состояние или характер. Это может быть любой объект (главный или второстепенный персонаж картины, предмет или любой объект живой - неживой природы). От имени выбранного героя идет описание окружения и событий, изображенных на картине. Эмоциональное состояние героя подчеркивается междометиями, мимикой, жестами и другими средствами интонационной выразительности речи.
3 слайд
Методика работы с детьми
Перед тем, как обучить ребенка составлению творческих рассказов от первого лица необходимо провести творческие задания, которые имеют следующее содержание:
"Я назову тебе черту характера, а ты скажи наоборот".
"Покажи действием и мимикой изменение твоих чувств".
"Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь. Опиши твои чувства".
Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и "входит" в его эмоциональное состояние, передает его черты характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем. Воспитатель должен побуждать детей к решению проблем героев картины.
4 слайд
Советы педагогам
При выборе объекта и его эмоциональной характеристики необходимо учитывать возраст ребенка.
Следует побуждать ребенка брать на себя роль не только простых объектов, но и частей объекта (глаза кошки-мамы) или места происходящего (я - сарай, в котором находится кошачья семья).
От простых и обобщенных эмоциональных характеристик (добрый - злой) осуществлять переход к нюансам настроений (встревоженный, равнодушный…).
Возможны разные формы организации работы с детьми:
коллективные, при которых вся группа детей сочиняет рассказ от лица одного героя;
подгрупповые, при которых воспитатель дает разным подгруппам противоположные характеристики одного героя. ПР: Предлагается составить рассказ про котенка на картине. Одной подгруппе - про веселого, а другой - про грустного котенка. Рассказ идет об окружении героя, но через призму разных его эмоциональных состояний.
индивидуальные задания, которые могут быть предложены воспитателем или самостоятельно выбраны ребенком.
Следует предложить ребенку структуру построения рассказа: сначала назвать своего героя "Я - тот-то…", потом описать свое эмоциональное состояние, или настроение, характер, далее передать восприятие изображенного на картине глазами выбранного героя, предложить решение проблемной ситуации. Окончание рассказа - восстановление эмоционального равновесия героя. По окончании рассказа ребенок дает ему название.
5 слайд
Алгоритм мыслительных действий
Выбрать объект (героя) на картине.
Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера.
Войти в образ героя.
Описать восприятие изображенного на картине от лица выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой.
Решение проблемных ситуаций, содержащихся в сюжете картины.
6 слайд
Игры
Название игры, цель
Методические рекомендации
«Цепочка». Учить детей выделять признаки объектов.
Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. Рекомендуется с младшего возраста.
«Угадай по описанию». Учить детей по описанию определять объект.
Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. Правило: ведущий описывает объект, следуя от общего к частному.
«Выбери признак, который есть у других объектов» Учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта.
Ведущий называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки круглые, солнечные). Рекомендуется со среднего возраста.
«Я назову признак, а вы перечислите его значения». Учить детей подбирать разные значения одному признаку.
Ведущий называет какой-либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.). В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое-либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся - светящимся бывает цвет; холодным бывает температура вещества). Проводится со среднего возраста с последующим усложнением.
«Что (кто) делает так же?» Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…, но не…», «Какой… - что та кое же у другого объекта», «Что делает так же?»
Ведущий называет объект. Дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названное действие ярко выражено. ПР: - Воробей что делает? - Прыгает, как кузнечик, суетится, как мышь. Из предложенных вариантов составляется текст загадки: «Прыгает, но не кузнечик, суетится, но не мышка». Проводится со среднего возраста.
7 слайд
Картина «Кошка с котятами».
«Клубок» Жил был я- клубочек ниток. Я был круглым и синим. Лежал в корзинке, и никто меня не трогал. Однажды пришли котята, свалили корзинку, я упал и покатился. Котенок Рыжик стал со мной играть. Больно мне было когда Рыжик цеплял меня коготками. Мы с ним играли пока не пришла Оля и не собрала все клубочки в корзину.
8 слайд
Грустный мяч.
Я грустный мяч. У меня всегда плохое настроение. Солнце светит или
дождь идет, лежу ли я в сторонке или играю с детьми все это не радостно.
Я только вздыхаю и думаю: «Ох, какие дети все шумные. Почему они все
время бегают? Ох ,ох, ох!». Вот - опять меня взяли. Сейчас будут бросать.
Обязательно не удержат в руках, и тогда я точно попаду в лужу. Так и есть!
Только бы не заплакать! О хо-хо...
Лужа
Я воображала–красавица лужа. Я такая прозрачная, голубоватая, что небо всегда на меня смотрит и завидует. И вода у меня тепленькая и ласковая, поэтому все меня любят. Вон как травка обступила. Все хотят поближе комне быть. Вот и дети. Ха! Даже этот выскочка мяч не утерпел, хотел еще раз мною полюбоваться и искупаться. Ну ладно, смотри, смотри, не жалко. Эй,елочки, а вы меня видите? Как я вам? Солнышко, солнышко, ты многое видало, скажи, что я самая красивая. Краше меня никого на свете нет. Ах, как приятно солнышко припекает. Это оно для меня старается. Ой!... (и лужа высохла).