kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект практикума по ознакомлению с приемом ТРИЗ «Кто, о чем говорит?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из результативных способов формирования познавательно-речевой активности является мотод ТРИЗ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект практикума по ознакомлению с приемом ТРИЗ «Кто, о чем говорит?»»












Конспект практикума

по ознакомлению с приемом ТРИЗ «Кто, о чем говорит?»




























2019



1 слайд

Наше время-это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью. Одним из результативных способов формирования познавательно-речевой активности является метод ТРИЗ.

2 слайд

Прием «Кто о чем говорит?» Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины. Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто о чем говорит».



"Составление рассказов от лица разных объектов"

Цели:

  • обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения;

  • уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта;

  • упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица.


Базовая информация

Для составления творческих рассказов от первого лица необходимо уточнить следующие знания.

А) О разнообразных эмоциональных состояниях и настроениях:

  • грустный - веселый,

  • радостный - печальный,

  • спокойный - возбужденный.

Б) О разнообразных чертах характера:

  • добрый - злой,

  • трудолюбивый - ленивый,

  • вежливый - грубый,

  • умный - глупый…

В) Признаки проявления того или иного эмоционального состояния.

Например:

  • веселый (улыбается, все его радует, вызывает смех…);

  • грустный (вздыхает, все его огорчает, много жалуется, плаксивый…);

  • добрый (всех любит, заботится, помогает, хлопочет…).

Г) Разнообразные средства интонационной выразительности речи (темп речи, сила голоса, тембр…), правила их применения.

Затем необходимо взять на себя роль одного из объектов и обозначить его эмоциональное состояние или характер. Это может быть любой объект (главный или второстепенный персонаж картины, предмет или любой объект живой - неживой природы). От имени выбранного героя идет описание окружения и событий, изображенных на картине. Эмоциональное состояние героя подчеркивается междометиями, мимикой, жестами и другими средствами интонационной выразительности речи.


3 слайд

Методика работы с детьми

Перед тем, как обучить ребенка составлению творческих рассказов от первого лица необходимо провести творческие задания, которые имеют следующее содержание:

  • "Я назову тебе черту характера, а ты скажи наоборот".

  • "Покажи действием и мимикой изменение твоих чувств".

  • "Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь. Опиши твои чувства".

Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и "входит" в его эмоциональное состояние, передает его черты характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем. Воспитатель должен побуждать детей к решению проблем героев картины.


4 слайд

Советы педагогам

  • При выборе объекта и его эмоциональной характеристики необходимо учитывать возраст ребенка.

  • Следует побуждать ребенка брать на себя роль не только простых объектов, но и частей объекта (глаза кошки-мамы) или места происходящего (я - сарай, в котором находится кошачья семья).

  • От простых и обобщенных эмоциональных характеристик (добрый - злой) осуществлять переход к нюансам настроений (встревоженный, равнодушный…).

  • Возможны разные формы организации работы с детьми:

    • коллективные, при которых вся группа детей сочиняет рассказ от лица одного героя;

    • подгрупповые, при которых воспитатель дает разным подгруппам противоположные характеристики одного героя. ПР: Предлагается составить рассказ про котенка на картине. Одной подгруппе - про веселого, а другой - про грустного котенка. Рассказ идет об окружении героя, но через призму разных его эмоциональных состояний.

    • индивидуальные задания, которые могут быть предложены воспитателем или самостоятельно выбраны ребенком.

  • Следует предложить ребенку структуру построения рассказа: сначала назвать своего героя "Я - тот-то…", потом описать свое эмоциональное состояние, или настроение, характер, далее передать восприятие изображенного на картине глазами выбранного героя, предложить решение проблемной ситуации. Окончание рассказа - восстановление эмоционального равновесия героя. По окончании рассказа ребенок дает ему название.


5 слайд

Алгоритм мыслительных действий

  1. Выбрать объект (героя) на картине.

  2. Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера.

  3. Войти в образ героя.

  4. Описать восприятие изображенного на картине от лица выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой.

  5. Решение проблемных ситуаций, содержащихся в сюжете картины.




6 слайд

Игры

Название игры, цель

Методические рекомендации

«Цепочка». Учить детей выделять признаки объектов.

Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. Рекомендуется с младшего возраста.

«Угадай по описанию». Учить детей по описанию определять объект.

Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. Правило: ведущий описывает объект, следуя от общего к частному.

«Выбери признак, который есть у других объектов» Учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта.

Ведущий называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки круглые, солнечные). Рекомендуется со среднего возраста.

«Я назову признак, а вы перечислите его значения». Учить детей подбирать разные значения одному признаку.

Ведущий называет какой-либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.). В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое-либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся - светящимся бывает цвет; холодным бывает температура вещества). Проводится со среднего возраста с последующим усложнением.

«Что (кто) делает так же?» Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…, но не…», «Какой… - что та кое же у другого объекта», «Что делает так же?»

Ведущий называет объект. Дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названное действие ярко выражено. ПР:
- Воробей что делает?
- Прыгает, как кузнечик, суетится, как мышь.
Из предложенных вариантов составляется текст загадки: «Прыгает, но не кузнечик, суетится, но не мышка». Проводится со среднего возраста.



7 слайд

Картина «Кошка с котятами».

«Клубок»
Жил был я- клубочек ниток. Я был круглым и синим. Лежал в корзинке, и никто меня не трогал. Однажды пришли котята, свалили корзинку, я упал и покатился. Котенок Рыжик стал со мной играть. Больно мне было когда Рыжик цеплял меня коготками. Мы с ним играли пока не пришла Оля и не собрала все клубочки в корзину.



8 слайд


Грустный мяч.

Я грустный мяч. У меня всегда плохое настроение. Солнце светит или

дождь идет, лежу ли я в сторонке или играю с детьми все это не радостно.

Я только вздыхаю и думаю: «Ох, какие дети все шумные. Почему они все

время бегают? Ох ,ох, ох!». Вот - опять меня взяли. Сейчас будут бросать.

Обязательно не удержат в руках, и тогда я точно попаду в лужу. Так и есть!

Только бы не заплакать! О хо-хо...




Лужа

Я воображала–красавица лужа. Я такая прозрачная, голубоватая, что небо всегда на меня смотрит и завидует. И вода у меня тепленькая и ласковая, поэтому все меня любят. Вон как травка обступила. Все хотят поближе комне быть. Вот и дети. Ха! Даже этот выскочка мяч не утерпел, хотел еще раз мною полюбоваться и искупаться. Ну ладно, смотри, смотри, не жалко. Эй,елочки, а вы меня видите? Как я вам? Солнышко, солнышко, ты многое видало, скажи, что я самая красивая. Краше меня никого на свете нет. Ах, как приятно солнышко припекает. Это оно для меня старается. Ой!... (и лужа высохла).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Конспект практикума по ознакомлению с приемом ТРИЗ «Кто, о чем говорит?»

Автор: Цукренко Татьяна Васильевна, Фахрутдинова Альбина Равильевна

Дата: 16.05.2019

Номер свидетельства: 510502


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства