Комплексно-целевая программа«Педагогика поддержки ребенка в период адаптации в ДОУ»
Комплексно-целевая программа«Педагогика поддержки ребенка в период адаптации в ДОУ»
Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения очень актуальна. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психологическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Комплексно-целевая программа«Педагогика поддержки ребенка в период адаптации в ДОУ» »
Комплексно-целевая программа «Педагогика поддержки ребенка в период адаптации в ДОУ»
Воспитатель
МБДОУ д/с №14
« Зайчонок «
Чернова С. В.
2014
Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения очень актуальна. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психологическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.
Предмет педагогической поддержки - процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем)
Цель педагогической поддержки - помощь в самоопределении и самореализации, субъектной позиции ребенка.
Суть педагогической поддержки - помочь ребенку преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий
Этапы формирования взаимодействия в период адаптации детей:
3-й этап. Формирование положительных контактов с ровесниками.
Цель: освоение совместного с ровесниками способа жизнедеятельности.
1-й этап. Формирование доверительных взаимоотношений с новым взрослым.
Цель: формирование привязанности к воспитателю.
2-й этап. Формирование ориентировок в пространственно-игровой среде.
Цель: формирование предпочтений в новой предметной среде.
Направления педагогической поддержки ребенка:
1. Педагогическая поддержка семьи на этапе подготовки ребенка к поступлению в дошкольное учреждение.
2. Педагогическая поддержка ребенка и семьи в процессе адаптации детей к дошкольному учреждению.
-Создание развивающей среды.
-Осуществление индивидуального подхода к ребенку.
Принципы организации взаимодействия с ребенком:
-педагогическое воздействие следует за направлением внимания ребенка;
-приоритет косвенного влияния через правильно организованную обстановку, пространство;
-усвоение правил протекает в игровой форме;
-обучение и воспитание включено в происходящее взаимодействие ребенка и взрослого с учетом естественных образцов общения ребенка и родителей.
Требования к организации взаимодействия:
-взрослый организует действие поочередно с ребенком;
-взрослый называет предметы, игрушки, когда ребенок на них смотрит, действует, держит в руках;
-взрослый поддерживает все проявления активности ребенка, откликается на стремление ребенка к вниманию взрослого;
-необходимо создание коммуникативных пауз, выбор темпа разговора с учетом состояния ребенка;
-важно организовать эмоционально насыщенные игровые ситуации;
-предусмотреть профилактику и торможение отрицательных эмоций.
Требования к проведению адаптационных игр:
-игра повторяется в течение дня несколько раз;
-при введении новой игры знакомые игры повторяются;
-задачи предыдущего раздела программы при их освоении переносятся в последующий раздел при введении новых задач;
-знакомые игровые ситуации включаются в бытовые процессы;
-игры и бытовые процессы каждодневно дополняются приемами торможения отрицательных эмоций;
-за единицу взаимодействия с ребенком игра может повторяться несколько раз, но прекращаться до того, как к ней пропал интерес, при желании ребенка игра возобновляется;
-продвижение в освоение каждой игры для каждого ребенка организуется индивидуально по количеству повторений;
Требования к организации образовательного процесса:
-определение достаточного места для ходьбы, бега, игры с мячами, каталками;
-создание комплекта предметов для торможения отрицательных эмоций;
-соединение игровых уголков с реальными бытовыми ситуациями;
-зрительное уменьшение пространства (расположение мебели не по периметру, а так, чтобы образовались маленькие «комнатки»);
-включение в среду предметов, сделанных мамой, предметов обихода из дома .
Задачи педагогов в период адаптации:
Установить с ребенком такие отношения, чтобы воспитатель стал для него близким человеком.
Помочь ребенку привыкнуть к новой для него обстановке и ориентироваться в ней.
Помочь ребенку как можно легче и быстрее привыкнуть к новой для него организации жизни.
Помочь ребенку установить правильные взаимоотношения со сверстниками.
Вывод : включение ребенка дошкольного возраста в активную деятельность – основа формирования у него определенных знаний и умений.