Коллективные формы работы на занятиях естествознания как один из способов повышения эффективности занятия
Коллективные формы работы на занятиях естествознания как один из способов повышения эффективности занятия
м
Сегодня речь пойдет о предмете естествознание, который интегрирует научные понятия биологии, географии, астрономии, экологии, физики. Назовем функции школьного естествознания:
1. Сообщить воспитанникам элементарные сведения о неживой и живой природе, труде людей ближайшего окружения школы и своей области; об изменениях природы по временам года.
2. Обогатить личный опыт воспитанников конкретными представлениями путем проведения систематических наблюдений за предметами и явлениями природы.
3. Раскрыть некоторые доступные для этого возраста экологические взаимосвязи предметов и явлений природы.
4. Формировать гуманное отношение учащихся к окружающей природе, воспитывать чувство необходимости бережно относиться к предметам природы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коллективные формы работы на занятиях естествознания как один из способов повышения эффективности занятия»
Коллективные формы работы на занятиях естествознания как один из способов повышения эффективности занятия
Колотьева Екатерина Павловна
воспитатель класса предшкольной подготовки
КГУ «Средняя школа № 26» акимата города Усть - Каменогорска
В современных условиях бурного развития дошкольного образования , появления альтернативных программ и систем обучения воспитатель старается работать творчески. Это значит, что он систематически пополняет свои знания, занятия проводит разнообразно и увлекательно. У каждого творчески работающего педагога вырабатывается свой педагогический почерк.
Своеобразие и необычность работы воспитателя класса предшкольной подготовки в том, что ему необходимо быть специалистом в области разноплановых наук: математики, русского языка, литературы, биологии и географии, технологии, так как приходится преподавать в одном лице математику, обучение грамоте, чтение, русский язык, природоведение, труд и другие предметы. Это сложный вид учительского труда, но коль вопрос о предметном преподавании в классе предшкольной подготовки пока не ставится, современный учитель должен творчески подходить к преподаванию всех предметов.
Сегодня речь пойдет о предмете естествознание, который интегрирует научные понятия биологии, географии, астрономии, экологии, физики. Назовем функции школьного естествознания:
1. Сообщить воспитанникам элементарные сведения о неживой и живой природе, труде людей ближайшего окружения школы и своей области; об изменениях природы по временам года.
2. Обогатить личный опыт воспитанников конкретными представлениями путем проведения систематических наблюдений за предметами и явлениями природы.
3. Раскрыть некоторые доступные для этого возраста экологические взаимосвязи предметов и явлений природы.
4. Формировать гуманное отношение учащихся к окружающей природе, воспитывать чувство необходимости бережно относиться к предметам природы.
Для осуществления данных функций естествознания встает необходимость умелой организации учебной деятельности на занятиях. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию.
Групповая работа – это использование малых групп (5 – 6 человек) в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие речи, коммуникативности мышления интеллекта и ведет к взаимному обогащению, формирование универсальных учебных действий. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы. Используя групповые технологии в образовательном процессе, учитель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С учителем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы это форма самостоятельной работы при непосредственном взаимодействии членов группы между собой. Воспитание самостоятельности – главная цель педагогической деятельности. Групповая работа, начинается с фронтальной работы, в ходе которой учитель ставит проблему. Затем деление обучающихся на группы и распределение заданий. Целесообразно использовать групповую работу двух видов: единую и дифференциальную. При единой групповой работе все группы выполняют одинаковые задания в рамках общей темы, дифференцированная групповая работа выполнение группами разных заданий. Применение групповой работы требует от учителя знаний формы работы. Положительный эффект в обучении достигается наиболее полно в группах, где участники обладают разними способностями и разным уровнем информированности по теме. При формировании групп необходимо учитывать и психологическую совместимость детей, их симпатии. Разделить по группам можно по разному, например: по общим признакам, составляя картинку из разных частей, по цветам, по номерам и т.д. Следующая практическая проблема – это в каждой группе обязательно кто-то лидирует, старается делать все сам, но нужно научить распределить обязанности так чтобы каждый учувствовал в обсуждениях и обоюдно принимал участие в принятии решения. Следует соблюдать этапы технологического процесса групповой работы.
Подготовка к выполнению группового задания. Вспомнить правила при работе в группах. Постановка познавательной задачи проблемы Инструктаж о последовательности работы. Раздача дидактического материала по группам. Групповая работа Знакомство с материалом, планирование работы в группе. Распределение заданий, планирование работы в группе. Выполнение задания. Осуждение, дополнение, уточнение.
Я считаю, что технология группового метода обучения решает проблему активизации познавательного интереса. Ведь какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у ребенка нет желания учиться. Именно поэтому и воспитание или возбуждение интереса к предмету – ключ к учению, к познанию. Познавательный интерес – один из компонентов учебной мотивации, а она в свою очередь обеспечивается за счет длительного подхода, активных форм обучения, где у ребенка есть возможность умственную самостоятельность и инициативность. Следует учитывать то, что интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легким материал не вызывает интереса. Но трудность должна быть посильной, преодолимой, в противном случае интерес быстро угасает, поэтому в каждой группе должны быть дети разного уровня развития. При групповой работе дети учатся оказывать помощь друг другу. На таких уроках у детей усилено внимание с содержанию изучаемого материала, повышена работоспособность, а также чувство ответственности за успехи своих товарищей и свои лично. Учитель должен следить за созданием доброжелательной рабочей обстановке, когда дети ведут учебный диалог. Каждый обучающийся вовлекается в учебный процесс, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой, умение общаться, сотрудничать и решать учебные задачи. Подобная организация учебного процесса дает хорошие результаты, обеспечивают умственное развитие, а главное и самое ценное, развивает самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие. Воспитанники по обновленной программе должны быть: инициативными, любознательными, искренними, доброжелательными. Уметь использовать свои знания в реальных жизненных ситуациях. Умеющие активно высказывать свою точку зрения аргументировать ее. Должен уметь оценивать себя и своих одноклассников. Уметь общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая общее дело. Ожидаемые результаты. Если мы: видим свою цель, планируем ее достижение, выполняю задуманное, делаю выводы из оценки сделанного, значит , мы – самостоятельные. Групповая работа способствует всесторонне развитой личности. В своей практике я заметила повышение активности на 90 % В моем классе несколько учащихся очень стеснительные, отвечали с боязнью, чуть слышно. Работая в группах они вовлекаются полностью в обсуждение, раскрываются, стали отвечать увереннее. По сравнению с 1 четвертью повысился процент качества успеваемости по естествознанию. Качество знаний по естествознанию по четвертям.
№
четверть
уровень
% качества
1
четверть
высокий
38%
2
четверть
высокий
48%
3
четверть
высокий
58%
Мы считаем, что работа в группах влияет положительно на воспитанников. Повышает активность, интерес к учебе, стремление узнать больше, желание помогать друг другу, слушать и слышать друг друга, развивает самостоятельность. Единственный минус – это шум при работе в группах. Для себя я ставлю цель, не останавливаться на достигнутом, развиваться дальше.