Просмотр содержимого документа
«Исследовательско-творческий проект "От песчинки к песку"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД №325 г. ДОНЕЦКА»
Исследовательско-творческий проект
«От песчинки к песку»
Подготовила:
Воспитатель Калуга Е.А.
Цель проекта
Ознакомление дошкольников со свойствами сухого и мокрого песка, значением его в жизни живых существ и для здоровья человека.
Задачи проекта
Формировать у детей комплекс знаний о свойствах сухого и мокрого песка, способах работы с ним;
Расширять средства познания и естественно научный опыт детей, связанный с познанием свойств песка и предметов, изготовленных из песка;
Познакомить детей со значением песка в жизни живых существ и для здоровья человека.
Гипотеза проекта
Использование различных методов и форм (игровой, исследовательской, экспериментирования) при ознакомлении детей со свойствами песка позволят раскрыть важные особенности, свойства и значения песка и приведут детей к:
развитию творческих способностей, приобретению новых знаний, умений и навыков; развитие наблюдательности основ исследовательской работы, творческих и коммуникативных способностей детей, умению высказывать свое мнение; формирование умения сотрудничества: умению договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; увеличению процента детей, желающих активно участвовать в исследовательских экспериментах и экспериментировать .
развитию творческих способностей, приобретению новых знаний, умений и навыков;
развитие наблюдательности основ исследовательской работы, творческих и коммуникативных способностей детей, умению высказывать свое мнение;
формирование умения сотрудничества: умению договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности;
увеличению процента детей, желающих активно участвовать в исследовательских экспериментах и экспериментировать .
Актуальность темы
Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Вопросы на которые будем искать ответы
1. Все ли мы знаем о песке?
2. Для чего нам нужно изучать свойства песка?
3. Из чего состоит песок?
4. Какого цвета песок?
5. Можно ли из сухого/мокрого песка лепить?
6. Можно ли сухим/мокрым песком рисовать?
7. Может ли песок двигаться?
8. Где и как люди могут использовать песок?
9. Как можно играть с сухим и мокрым песком?
Предварительная работа
Беседа «Для чего нужен песок»
Манипуляция с песком (развитие мелкой моторики рук)
НОД по изобразительной деятельности: конструирование из различных предметов (сооружение природных ландшафтов в «песочнице»)
Игры, эксперименты по ознакомлению со свойствами песка
Предметные картинки, иллюстрирующие использование песка в деятельности человека
Методы и приемы работы
Наглядные (наблюдение, иллюстрация)
Словесные (беседы, чтение художественной литературы)
Практические (игры эксперименты, опыты)
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Опыт 1
Песчаный конус
Цель : показать свойства песка – сыпучесть
Вывод: движение песка похоже на течение
Опыт 2
Свойства мокрого песка.
Цель: выяснить, что песок впитывает влагу.
Вывод:Песок впитывает влагу как губка.
Опыт 3
Рисунки из песка на стекле.
Цель: выяснить, что на песке можно рисовать.
Вывод:Из песка получаются рисунки.
Опыт 4
Отпечатки на песке
Цель: выяснить, что мокрый песок сохраняет форму.
Вывод:На песке остаются отпечатки.
Опыт 5
Из чего состоит песок
Цель: посмотреть из чего состоит песок, как выглядят песчинки.
Вывод:песок состоит из песчинок не похожих друг на друга
Опыт 6
Сравнение мокрого и сухого песка по весу
Цель: определить с детьми вес мокрого и сухого песка
Вывод:мокрый песок тяжелее сухого
Опыт 7
Можно ли песок заморозить
Цель: определить подвергается ли песок замерзанию
Вывод:Сухой песок не замерзает. Мокрый замерзает, так как в мокром песке есть вода
Опыт 8
« Песок хорошо пропускает воду»
В воронку положить немного ваты, затем до половины насыпать песок. Налить в воронку доверху воды.
Вывод:Песок хорошо пропускает воду
Опыт 9Можно ли песок сделать цветнымЦель : определить с детьми как можно покрасить песок Вывод:песок можно сделать цветным с помощью воды и гуаши
Рисуем цветным песком
Игра с песком
Игра с песком, пожалуй, одна из многогранных забав для детей. Едва оказавшись в песке, ребенок погружается в свой мир. И неудивительно! Ведь в песке можно строить очень интересные вещи. Даже обычные куличики можно превратить в развивающие детские игры.
Семь Митяшиных сделали поделку из пескамашину
Семья Носовских«Песчаный замок»
Димасик очень старается
Результаты проектадети узнали:
Сухой песок: сыпучий, видны формы песчинок, движется, имеет цвет, хорошо пропускает воду, не лепится, можно рисовать, не имеет форм, легче в весе.
Мокрый песок: не сыпучий, не видны формы песчинок, не движется, имеет темный цвет, хорошо пропускает воду, лепится, можно рисовать, сохраняет форму (пока не высохнет), тяжелее в весе.
Использование песка людьми: приятно и полезно ходить, лежать, играть, строить. Посыпают дорожки зимой, чтобы не поскользнуться. Тушат пожар. Используют в строительстве.
Выводы
Песок лучший тип почвы
Песок твердый и сыпучий
Движение песка похоже на течение
Песок пропускает воду
Песок не горит
Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу