Просмотр содержимого документа
«Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда»
Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда
Выполнила:
Ефименко И.В.
Учитель-логопед
МБДОУ д/с № 15
г. Уссурийска, УГО
За последние десятилетия наблюдается существенное повышение количества детей с тяжелыми речевыми нарушениями, чаще всего это общее недоразвитие речи. Научные исследования детей с ОНР проведенные Р. Е. Левиной, Р. И. Лалаевой, Е.М. Мастюковой и другими учеными указывают на связь речевых нарушений с особенностями развития познавательных процессов, незрелостью когнитивных операций. Связано это с тем, что причины речевых нарушений кроются в наличии повреждений центральной нервной системы, которые возникают в пренатальный и перинатальный периоды и в течение первых месяцев жизни ребёнка. Анализ анамнестических данных детей зачисленных в логопедическую группу показывает, что неврологи ставят такие диагнозы как ММД, СДВГ и др. Данные диагнозы значительно затрудняют проводимую коррекционную работу. Подобные данные заставляют серьезно задуматься о поиске и внедрении инновационных технологий, которые позволят учителю-логопеду наиболее эффективно проводить коррекционную работу.
Нейропсихология детского возраста рассматривает процессы формирования и развития психических функций. Она даёт возможность раскрыть причины речевых нарушений, сформировать базовые функции, необходимые для обучения, чтения и письма.
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда.
В настоящее время в специальной (коррекционной) педагогике достаточно актуален нейропсихологический подход, автором которого является А.Р. Лурия. Нейропсихологический подход базируется на современных представлении о генезе и сложном строении высших психических функций. В основе метода лежит системный подход к коррекции развития ребёнка, в том числе, к коррекции речевых нарушений.
Речь, как и любая другая ВПФ осуществляется при участии трех основных блоков головного мозга:
1. Энергетический блок.
2. Блок приема, переработки и хранения информации.
3. Блок программирования, регуляции и контроля.
Для правильного развития речи и других ВПФ очень важна согласованная работа всех трех блоков, а также согласованная работа левого и правого полушарий. Иначе при недостаточном развитии одного из них у ребенка могут возникать трудности в обучении, в том числе в освоения письменной речи.
Первый блок мозга - Энергетический блок.
Благодаря I блоку человек выполняет любую психическую деятельность, так как кора головного мозга находится в тонусе, в рабочем состоянии. Особенно велико его влияние в процессах внимания и памяти, в обеспечении эмоционального состояния и регуляции сознания.
Признаки нарушения 1 блока мозга:
истощаемость, утомляемость, вялость;
отсутствие эмоциональной стабильности;
это дети, которые реагируют на любой раздражитель окружающей обстановки;
повышенная частота заболеваний;
гипотонус или гипертонус;
двигательная неловкость, синкенезии языка;
вычурные позы;
дизартрия, дисграфия;
сужение полей зрения.
Для обеспечения тонуса требуется обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток. Справиться с этим помогут дыхательные упражнения и приемы массажа и двигательная коррекция.
Второй блок мозга – Приём, переработка и хранение внешней информации. Благодаря этому блоку человек обрабатывает информацию, которую нужно услышать, увидеть, почувствовать, он может распознавать внешние стимулы по качеству и значению. Недосформированность второго блока мозга, который отвечает за различные операции и действия, приводит к тому, что у ребенка нарушена координация движений, межполушарное взаимодействие. Недостаточная сформированность 2 блока приводит к проблемам с памятью и трудностью написания (например, зеркальное отображение букв). Кроме того, 2 блок мозга обеспечивает фонематическое восприятие, необходимое для правильного различения звуков и букв. Страдает зрительно-пространственное восприятие, соотношение форм и размеров предметов (позже высота и ширина букв на письме). Наблюдаются низкие способности к восприятию инструкции и ее выполнению, скудная речь или ее отсутствие. Ребенок с трудом может воспринимать ситуацию: одновременно слышать, видеть, думать, принимать решения. Соответственно, не умеет организовывать свою деятельность.
Третий блок мозга – контролирует любую деятельность человека, следит, чтобы она не протекала хаотично, а была строго организованна, структурирована и последовательна. Тут происходят процессы, связанные со сложной психической деятельностью: речь, память и многое другое. Признаки недостаточной сформированности у детей 3-го блока мозга:Первое, что говорят о таких детях - их совершенно нельзя ничем увлечь, они безразличны ко всякого рода деятельности. Второе - они «пересчитывают всех ворон за окном». На языке нейропсихологии такое поведение называется полевым. Это дети с повышенной отвлекаемостью на любой стимул, который появляется в поле их зрения. У этих детей наблюдается тенденция к упрощению любой программы. Они не могут решать смысловых задач. У этих детей крайне бедная речь. При недостаточном развитии 3 блока ребенок не может себя контролировать. Не может действовать по образцу.
Коррекционно-развивающаяся работа, имеющая нейропсихологическую направленность, имеет 3 направления: 1. Формирование базовых основ предпосылок познавательных функций; 2. Ориентированная на развитие и коррекцию познавательных функций; 3. На развитие и становление межполушарных взаимодействий. Только согласованная работа полушарных систем мозга формирует полноценную работу психики человека.
Примеры нейропсихологических приемов, которые могут быть использованыв логопедической работе: 1. Биоэнергопластика. 2. Дыхательные упражнения. 3. Самомассаж. 4. Гимнастика для глаз. 5. Кинезиологические упражнения. 6. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия (двуручное рисование, игры на выкладывание одновременно двумя руками, нейрологопедические прописи, нейроигры с пинцетом и др.). 7. Прыжки на нейроскакалке. 8. Игры с мячами (обычными, прыгунами, Су-Джок).
Преимущества использования нейропсихологических приемов:
игровая форма обучения;
эмоциональная привлекательность;
многофункциональность;
автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;
формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом;
активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.
Таким образом, использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.
С использованием в работе нейропсихологических игр и упражнений, решаются следующие задачи:
ребенок учится чувствовать в пространстве свое тело;
развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение);
формируется правильное взаимодействие ног и рук;
развивается слуховое и зрительное внимание;
ребенок учится последовательно выполнять действия.
Спасибо
за внимание!
Список использованной литературы: 1. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. 2. Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2 ч. Ч. 1 / Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих. – М.: АЙРИС-пресс, 2015. 3. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Издательский центр «ACADEMA», 2002. 4. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2007.