kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда позволяет эффективно проводить коррекционную работу. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда»

Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда   Выполнила: Ефименко И.В. Учитель-логопед МБДОУ д/с № 15 г. Уссурийска, УГО

Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда

Выполнила:

Ефименко И.В.

Учитель-логопед

МБДОУ д/с № 15

г. Уссурийска, УГО

За последние десятилетия наблюдается существенное повышение количества детей с тяжелыми речевыми нарушениями, чаще всего это общее недоразвитие речи. Научные исследования детей с ОНР проведенные Р. Е. Левиной, Р. И. Лалаевой, Е.М. Мастюковой и другими учеными указывают на связь речевых нарушений с особенностями развития познавательных процессов, незрелостью когнитивных операций. Связано это с тем, что причины речевых нарушений кроются в наличии повреждений центральной нервной системы, которые возникают в пренатальный и перинатальный периоды и в течение первых месяцев жизни ребёнка.  Анализ анамнестических данных детей зачисленных в логопедическую группу показывает, что неврологи ставят такие диагнозы как ММД, СДВГ и др. Данные диагнозы значительно затрудняют проводимую коррекционную работу.    Подобные данные заставляют серьезно задуматься о поиске и внедрении инновационных технологий, которые позволят учителю-логопеду наиболее эффективно проводить коррекционную работу.

За последние десятилетия наблюдается существенное повышение количества детей с тяжелыми речевыми нарушениями, чаще всего это общее недоразвитие речи. Научные исследования детей с ОНР проведенные Р. Е. Левиной, Р. И. Лалаевой, Е.М. Мастюковой и другими учеными указывают на связь речевых нарушений с особенностями развития познавательных процессов, незрелостью когнитивных операций. Связано это с тем, что причины речевых нарушений кроются в наличии повреждений центральной нервной системы, которые возникают в пренатальный и перинатальный периоды и в течение первых месяцев жизни ребёнка. Анализ анамнестических данных детей зачисленных в логопедическую группу показывает, что неврологи ставят такие диагнозы как ММД, СДВГ и др. Данные диагнозы значительно затрудняют проводимую коррекционную работу. Подобные данные заставляют серьезно задуматься о поиске и внедрении инновационных технологий, которые позволят учителю-логопеду наиболее эффективно проводить коррекционную работу.

Нейропсихология детского возраста рассматривает процессы формирования и развития психических функций. Она даёт возможность раскрыть причины речевых нарушений, сформировать базовые функции, необходимые для обучения, чтения и письма.     Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда.  В настоящее время в специальной (коррекционной) педагогике достаточно актуален нейропсихологический подход, автором которого является А.Р. Лурия. Нейропсихологический подход базируется на современных представлении о генезе и сложном строении высших психических функций. В основе метода лежит системный подход к коррекции развития ребёнка, в том числе, к коррекции речевых нарушений.

Нейропсихология детского возраста рассматривает процессы формирования и развития психических функций. Она даёт возможность раскрыть причины речевых нарушений, сформировать базовые функции, необходимые для обучения, чтения и письма.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда.

В настоящее время в специальной (коррекционной) педагогике достаточно актуален нейропсихологический подход, автором которого является А.Р. Лурия. Нейропсихологический подход базируется на современных представлении о генезе и сложном строении высших психических функций. В основе метода лежит системный подход к коррекции развития ребёнка, в том числе, к коррекции речевых нарушений.

Речь, как и любая другая ВПФ осуществляется при участии трех основных блоков головного мозга: 1. Энергетический блок. 2. Блок приема, переработки и хранения информации. 3. Блок программирования, регуляции и контроля. Для правильного развития речи и других ВПФ очень важна согласованная работа всех трех блоков, а также согласованная работа левого и правого полушарий. Иначе при недостаточном развитии одного из них у ребенка могут возникать трудности в обучении, в том числе в освоения письменной речи.

Речь, как и любая другая ВПФ осуществляется при участии трех основных блоков головного мозга:

1. Энергетический блок.

2. Блок приема, переработки и хранения информации.

3. Блок программирования, регуляции и контроля.

Для правильного развития речи и других ВПФ очень важна согласованная работа всех трех блоков, а также согласованная работа левого и правого полушарий. Иначе при недостаточном развитии одного из них у ребенка могут возникать трудности в обучении, в том числе в освоения письменной речи.

Первый блок мозга - Энергетический блок. Благодаря I блоку человек выполняет любую психическую деятельность, так как кора головного мозга находится в тонусе, в рабочем состоянии. Особенно велико его влияние в процессах внимания и памяти, в обеспечении эмоционального состояния и регуляции сознания. Признаки нарушения 1 блока мозга: истощаемость, утомляемость, вялость; отсутствие эмоциональной стабильности; это дети, которые реагируют на любой раздражитель окружающей обстановки; повышенная частота заболеваний; гипотонус или гипертонус; двигательная неловкость, синкенезии языка; вычурные позы; дизартрия, дисграфия; сужение полей зрения. Для обеспечения тонуса требуется обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток. Справиться с этим помогут дыхательные упражнения и приемы массажа и двигательная коррекция.

Первый блок мозга - Энергетический блок.

Благодаря I блоку человек выполняет любую психическую деятельность, так как кора головного мозга находится в тонусе, в рабочем состоянии. Особенно велико его влияние в процессах внимания и памяти, в обеспечении эмоционального состояния и регуляции сознания.

Признаки нарушения 1 блока мозга:

  • истощаемость, утомляемость, вялость;
  • отсутствие эмоциональной стабильности;
  • это дети, которые реагируют на любой раздражитель окружающей обстановки;
  • повышенная частота заболеваний;
  • гипотонус или гипертонус;
  • двигательная неловкость, синкенезии языка;
  • вычурные позы;
  • дизартрия, дисграфия;
  • сужение полей зрения.

Для обеспечения тонуса требуется обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток. Справиться с этим помогут дыхательные упражнения и приемы массажа и двигательная коррекция.

Второй блок мозга –  Приём, переработка и хранение внешней информации.  Благодаря этому блоку человек обрабатывает информацию, которую нужно услышать, увидеть, почувствовать, он может распознавать внешние стимулы по качеству и значению. Недосформированность второго блока мозга, который отвечает за различные операции и действия, приводит к тому, что у ребенка нарушена координация движений, межполушарное взаимодействие. Недостаточная сформированность 2 блока приводит к проблемам с памятью и трудностью написания (например, зеркальное отображение букв). Кроме того, 2 блок мозга обеспечивает фонематическое восприятие, необходимое для правильного различения звуков и букв. Страдает зрительно-пространственное восприятие, соотношение форм и размеров предметов (позже высота и ширина букв на письме). Наблюдаются низкие способности к восприятию инструкции и ее выполнению, скудная речь или ее отсутствие. Ребенок с трудом может воспринимать ситуацию: одновременно слышать, видеть, думать, принимать решения. Соответственно, не умеет организовывать свою деятельность.

Третий блок мозга – контролирует любую деятельность человека, следит, чтобы она не протекала хаотично, а была строго организованна, структурирована и последовательна.  Тут происходят процессы, связанные со сложной психической деятельностью: речь, память и многое другое.  Признаки недостаточной сформированности у детей 3-го блока мозга:  Первое,  что говорят о таких детях - их совершенно нельзя ничем увлечь, они безразличны ко всякого рода деятельности.  Второе - они «пересчитывают всех ворон за окном». На языке нейропсихологии такое поведение называется полевым. Это дети с повышенной отвлекаемостью на любой стимул, который появляется в поле их зрения. У этих детей наблюдается тенденция к упрощению любой программы. Они не могут решать смысловых задач. У этих детей крайне бедная речь.  При недостаточном развитии 3 блока ребенок не может себя контролировать. Не может действовать по образцу.

Третий блок мозга – контролирует любую деятельность человека, следит, чтобы она не протекала хаотично, а была строго организованна, структурирована и последовательна. Тут происходят процессы, связанные со сложной психической деятельностью: речь, память и многое другое. Признаки недостаточной сформированности у детей 3-го блока мозга: Первое,  что говорят о таких детях - их совершенно нельзя ничем увлечь, они безразличны ко всякого рода деятельности. Второе - они «пересчитывают всех ворон за окном». На языке нейропсихологии такое поведение называется полевым. Это дети с повышенной отвлекаемостью на любой стимул, который появляется в поле их зрения. У этих детей наблюдается тенденция к упрощению любой программы. Они не могут решать смысловых задач. У этих детей крайне бедная речь. При недостаточном развитии 3 блока ребенок не может себя контролировать. Не может действовать по образцу.

Коррекционно-развивающаяся работа, имеющая нейропсихологическую направленность, имеет 3 направления:  1. Формирование базовых основ предпосылок познавательных функций;  2. Ориентированная на развитие и коррекцию познавательных функций;  3. На развитие и становление межполушарных взаимодействий.  Только согласованная работа полушарных систем мозга формирует полноценную работу психики человека.

Коррекционно-развивающаяся работа, имеющая нейропсихологическую направленность, имеет 3 направления: 1. Формирование базовых основ предпосылок познавательных функций; 2. Ориентированная на развитие и коррекцию познавательных функций; 3. На развитие и становление межполушарных взаимодействий. Только согласованная работа полушарных систем мозга формирует полноценную работу психики человека.

Примеры нейропсихологических приемов, которые могут быть использованы  в логопедической работе:  1. Биоэнергопластика.  2. Дыхательные упражнения.  3. Самомассаж.  4. Гимнастика для глаз.  5. Кинезиологические упражнения.  6. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия (двуручное рисование, игры на выкладывание одновременно двумя руками, нейрологопедические прописи, нейроигры с пинцетом и др.).  7. Прыжки на нейроскакалке.  8. Игры с мячами (обычными, прыгунами, Су-Джок).

Примеры нейропсихологических приемов, которые могут быть использованы в логопедической работе: 1. Биоэнергопластика. 2. Дыхательные упражнения. 3. Самомассаж. 4. Гимнастика для глаз. 5. Кинезиологические упражнения. 6. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия (двуручное рисование, игры на выкладывание одновременно двумя руками, нейрологопедические прописи, нейроигры с пинцетом и др.). 7. Прыжки на нейроскакалке. 8. Игры с мячами (обычными, прыгунами, Су-Джок).

Преимущества использования нейропсихологических приемов:

Преимущества использования нейропсихологических приемов:

  • игровая форма обучения;
  • эмоциональная привлекательность;
  • многофункциональность;
  • автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;
  • формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
  • формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом;
  • активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.
Таким образом, использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.   С использованием в работе нейропсихологических игр и упражнений, решаются следующие задачи:

Таким образом, использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.

С использованием в работе нейропсихологических игр и упражнений, решаются следующие задачи:

  • ребенок учится чувствовать в пространстве свое тело;
  • развивается зрительно-моторная координация  (глаз-рука, способность точно направлять движение);
  • формируется правильное взаимодействие ног и рук;
  • развивается слуховое и зрительное внимание;
  • ребенок учится последовательно выполнять действия.
Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!

Список использованной литературы:  1.     Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.  2.     Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2 ч. Ч. 1 / Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих. – М.: АЙРИС-пресс, 2015.  3.     Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Издательский центр «ACADEMA», 2002.  4.     Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2007.

Список использованной литературы: 1.     Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. 2.     Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2 ч. Ч. 1 / Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих. – М.: АЙРИС-пресс, 2015. 3.     Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Издательский центр «ACADEMA», 2002. 4.     Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2007.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда

Автор: Ефименко Ирина Викторовна

Дата: 17.03.2022

Номер свидетельства: 602479


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства