Просмотр содержимого документа
«Использование мнемотехники в системе нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.»
Использование мнемотехники в системе нравственно –патриотического воспитания детей дошкольного возраста
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Воспитание патриотизма и нравственности невозможно без обращения к литературе. Я имею ввиду не только русское народное наследие, но и авторские произведения в том числе и современные. Художественная литература представляет собой богатый материал для воспитания любви к Родине, а также воспитанию нравственности как у дошкольников, так и взрослых.
Я хочу представить вам некоторые мнемотаблицы, используемые мной и отражающие тематику нравственно-патриотического воспитания. Но для начала я хочу рассказать о том, что же такое мнемотехника.
Люди с древних времён старались изобретать приёмы, помогающие запоминать нужную информацию, передавая их из поколения в поколения под общим названием «мнемотехника» (от греческого слова «мнемо»- память). Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы), в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.
Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста.
В своей работе я использую следующие методы и приемы мнемотехники:Мнемотаблицы, Коллажи, кроссворды, метод моделирования.
. Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений, рассказывании сказок, а также составлении алгоритма ответа. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Овладение приемами работы с мнемотаблицами решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении текста. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Работа по нравственно патриотическому воспитанию включает целый комплекс задач:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
Раз, два, три,
четыре, пять.
Мы идём
во двор гулять.
Бабу снежную
слепили.
Птичек
крошками
кормили.
С горки мы потом
катались.
А потом в снегу
валялись.
А потом домой
пришли,
суп поели,
спать легли.
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
Стало вдруг светлее вдвое,
двор
как в солнечных лучах:
это платье золотое
у березы
на плечах.
Утром
мы
во двор
идем -
листья сыплются
дождем.
Под ногами
шелестят
и летят, летят, летят…
Пролетают
паутинки с паучками в серединке
и высоко от земли
пролетели
журавли.
Всё
летит…
Должно быть, это
улетает
наше лето.
— воспитание уважения к труду;
Ходит
повар
в колпаке,
с поварешкою
в руке.
Он готовит
нам
обед:
кашу, суп и винегрет.
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
В тёмном небе звёзды светят.
Космонавт
летит в ракете.
День летит
и ночь летит.
И на Землю вниз
глядит.
Видит сверху он
поля,
горы,
реки
и моря.
Видит о весь шар земной,
шар земной -
наш дом родной.
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Метод наглядного моделирования
Модель- это условное изображение объекта, его заместитель.
В раннем возрасте используются только предметные модели, т к предмет легко узнаваем, затем появляются предметно- схематические и схематические модели. Примеры.
Схематическая модель(карты, графики)
Предметно-схематические модели. Здесь приведен пример их использования при работе с кубиками Дьенеша. Задание построй дорогу для муравьев по схеме.Образец предметно- схематической модели Например флаг Российской федерации.
Предметные и предиетно- схематические модели окружают нас в повседневной жизни. Это дородные знаки, указатели ит.д.