Просмотр содержимого документа
«"Использование кубиков Блума в речевом развитии старшего дошкольного возраста"»
«Использование кубиков Блума в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила:
Хишко И.В., воспитатель
высшей категории
2024 года
Цель: эффективное речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через использование кубиков Блума.
Задачи:
Повысить уровень развития познавательных процессов и критического мышления;
Совершенствовать речевое развитие;
Научить детей мыслить, начиная не с ответов на вопросы, а с собственных вопросов и проблем;
Воспитывать в детях желание конструировать свои знания, которые рождаются в процессе деятельности,
а не присваивать готовое.
« Кубик Блума»
Разработан американским учёным и психологом Бенджамином Блумом.
Принцип «учить не науке, а учить учиться».
Бенджамен Блум говорил:
«Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, стали знаменитыми».
Кубик представляет собой обычный бумажный куб, на гранях которого написано: НазовиПочемуОбъясниПредложиПридумай
Алгоритм работы с «Кубиком Блума» Педагог формулирует тему, которая будет обсуждаться.
На первом этапе педагог бросает кубик сам, а ребенок отвечает на вопрос темы, который выпал на грани.
Когда дети усвоили правила игры, то кубик бросают дети.
Если при бросании кубика часто выпадает одна и та же грань, то вводится правило: кубик можно перебросить или найти грань, которая еще не выпадала.
Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.
В конце игры педагог подводит итог: что нового узнали, чей ответ оказался самым интересным, познавательным, что еще хотели бы узнать по данной теме.
Применение
«Кубик Блума» можно использовать во всех группах и по всем образовательным областям. Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.
Речевое развитие
Социально – коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Художественно – эстетическое развитие
Физическое развитие
Социально – коммуникативное развитие
Темы:
1. «Россия – Родина моя!»
2. «Мой город Волгодонск»
3. «Профессии»
4. «Права и обязанности ребёнка»
5. «Правила дорожного движения»
6. «23 февраля – день защитника Отечества»
7. «Пожарная безопасность детей»
Познавательное развитие
Темы:
1. «Осень»
2. «Наша планета – Земля»
Речевое развитие
Темы:
1. «Сказки А.С.Пушкина»
2. «Русские народные сказки»
3. «Русские народные сказки малышам»
Речевое развитие
Чистоговорки.
Скороговорки.
Грань «Назови»
Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.
Сказка К.И.Чуковского «Муха-цокотуха»
Назови главных героев сказки
или назови кто написал эту сказку.
Грань «Почему»
Развитие умения видеть и формировать причинно – следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Почему Муха-цокотуха пригласила к себе в гости друзей?
Грань «Объясни»
Это вопросы уточняющие, на развитие мышления. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Обьясни: Поступки гостей, поведение, отношение к
Мухе-цокотухе. Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока: Ты действительно думаешь,
что гости поступили неправильно?
Грань «Предложи»
Умение применить полученные знания на практике. Ребёнок может предложить свои идеи, своё видение проблемы.
Предложи: Другой сюжет, концовку, название произведения.
Грань «Придумай»
Активация мыслительной деятельности ,
оценка и анализ полученных знаний.
Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Придумай: свою версию концовки сказки, если бы комар не прилетел…..
Придумай: прилагательные к каждому из героев:
Муха-цокотуха, паук, букашки, комарик, бабочки, блошки и т.д.
Грань «Поделись»
Вопросы дают возможность ребёнку выразить своё личное отношение , основываясь на личном опыте. Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности дошкольников, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Поделись: своим отношением к героям сказки, своими эмоциями к прочитанному произведению.
-«Как хорошо когда все хорошо кончается!»
«Учиться – значит задавать вопросы.
Чтобы задавать вопросы, ребёнку нужна вера в себя,