«Использование художественной литературы и фольклора как средство для расширения кругозора младших дошкольников и формирование целостной картины мира»
«Использование художественной литературы и фольклора как средство для расширения кругозора младших дошкольников и формирование целостной картины мира»
Цель: использование произведений русского народного фольклора и художественной литературы, как возможность развития речи деей младшего дошкольного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование художественной литературы и фольклора как средство для расширения кругозора младших дошкольников и формирование целостной картины мира»»
Презентация на тему «Использование художественной литературы и фольклора как средство для расширения кругозора младших дошкольников и формирование целостной картины мира»
Подготовила:
Раковец Е. Н.
Воспитатель МБДОУ №170
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
К.Г.Паустовский
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.
- Третий год жизни является самым благоприятным для развития речи ребенка.
- Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков.
Цель:использование произведений русского народного фольклора и художественной литературы, как возможность развития речи детей младшего дошкольного возрастаЗадачи:- создавать благоприятные условия для развития интереса детей к литературе и фольклору- знакомить детей с разнообразными формами фольклора: колыбельные, потешки, загадки, пословицы, поговорки;
- расширять словарный запас, формировать связную речь, развивать звуковую культуру речи посредством фольклора;
- формировать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества;- приучать детей к интонационному строю родной речи; вызвать радость общения с образным языком произведений;- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам развития речи детей посредством фольклора.
В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:- Принцип активности и посильной - самостоятельности.- Принцип познавательной активности.- Принцип наглядности.- Принцип поэтапности.- Принцип вариативности.
Методы и приемы работы:
-Заучивание потешек, прибауток, закличек, колыбельных песенок.- Использование пословиц, загадок, поговорок.- Использование русских народных песенок- Проведение русских народных игр.- Применение игрушек и изделий народных промыслов.- Представления кукольного театра- интеграция с другими образовательными областями.
- Чтение детской художественной литературы.
Организованную образовательную деятельность и чтение художественной литературы я проводила опираясь на типовую образовательную программу дошкольного образования «Растим личность». В программный материал включены такие виды фольклорных жанров как пестушки, потешки, загадки, сказки. Программный материал подобран по всем лексическим темам, с которыми должен ознакомиться ребенок третьего года жизни
Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора и художественной литературы я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие.Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности, их внимание неустойчиво. Поэтому при чтении произведений используем все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр, стараемся прочесть эмоционально.
Использую наглядные средства (игрушки, картинки, пособия), с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Пояснения лаконичные, четкие, сжатые (иначе за потоком слов потеряется смысл текста) подкрепляются показом наглядного дидактического материала
Во время умывания, причесывания малышей знакомила их с песенками "Водичка, водичка...", "Расти, коса..." и другими. После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек.
В режимных моментах использую фольклорные подвижные игры: «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Жмурки» и др.Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с няней проговариваем потешку: «Вот они - сапожки».
Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково пою песенки «Баю, баюшки, баю», читаю сказки.
Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью художественной литературы и малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.