Использование интерактивного метода «Сторителлинг» для развития речи и воображения дошкольников с ЗПР
Использование интерактивного метода «Сторителлинг» для развития речи и воображения дошкольников с ЗПР
Новый интерактивный метод – «Сторителлинг» позволяет расширить возможности для коррекции развития и обогащения речи, воображения, коммуникативных качеств детей с задержкой психического развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование интерактивного метода «Сторителлинг» для развития речи и воображения дошкольников с ЗПР»
Использование интерактивного метода «Сторителлинг»для развития речи и воображения дошкольниковс задержкой психического развития
Недоразвитие речи детей с ЗПР носит системный характер. Особенности речевого развития детей обусловлены своеобразием их познавательной деятельности. Конечно, в своей работе мы используем самые разнообразные методы, формы и технологии для развития связной речи, формирования правильных грамматических форм, обогащения словаря, развития воображения.
Однако сталкиваешься с трудностями у детей , когда надо, например, придумать рассказ или сказку, придумать окончание истории.. У детей с ЗПР слабо развито воображение, поэтому они затрудняются при составлении различного рода рассказов (по картине, по серии картин, из опыта, на заданную тему и др.)
глава крупной корпорации, разработал технологию«Сторителлинг»
Термин«Сторителлинг» - рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй.
«Story cubes»
Недавно я обратила внимание на новый интерактивный метод – «Сторителлинг». Он заинтересовал меня тем, что позволяет расширить возможности для коррекции развития и обогащения речи и воображения, коммуникативных качеств детей.
«Сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй ». А в русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним – «сказительство», т.е. повествование сказок, былин, рассказов и т.п.
Технология «Сторителлинга» очень многогранна, многоцелевая, решающая обучающие, развивающие и воспитательные задачи. В своей работе я решила использовать игру «Кубики историй».
9 кубиков погружают вас в мир фантазий, приключений. Каждый рисунок – это захватывающий и неожиданный поворот повествования. Оригинальные «Кубики историй» – «Story cubes» можно сейчас заказать через Интернет.
Цели– захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории; вызвать симпатию к герою; донести основную мысль истории.
Задачи:
Обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила.
Систематизировать и донести информацию.
Обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других.
Наглядно мотивировать поступки героев.
Сформировать желание общаться.
Какие возможности дает «Сторителлинг»:
Разнообразить образовательную деятельность с детьми.
Заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии.
Научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию.
Обогатить устную речь дошкольников.
Облегчить процесс запоминания сюжета.
Чем этот метод полезен в работе с детьми?
Остановимся подробнее на целях и задачах сторителлинга в образовательной деятельности и узнаем как его правильно использовать (далее текст по слайду).
Важно учитывать психологические и организационные моменты. Это дает возможность донести до ребенка историю, которая будет мотивировать его к действию. Правильно рассказанная история воздействует на детей и их поступки. История должна быть трансформирующей, т.е. запускать у детей процесс изменений.
В чем заключается техника рассказа историй
Начиная сочинять историю, подумайте, как создать ее визуальный контент. Визуализация истории поможет передать атмосферу, раскрыть тему и погрузить ребенка в воображаемый мир.
Всегда учитывайте возраст детей и их настроение, начиная историю о приключениях героев. При необходимости поменяйте замысел повествования сюжета, его последовательность, окончания истории.
Рассказывайте историю доступным для детей языком, задействуйте в ней ярких героев.
Поясняйте перед повествованием, почему именно сегодня вы решили рассказать эту историю и чем она будет интересна для данной группы детей.
Начинайте историю с завязки от первого лица. «Хочу рассказать, как я…», «Я вам рассказывала про то, как я…», «Однажды со мной произошла такая история…». Это сразу привлечет внимание детей, даже если речь в ней пойдет о фантастических событиях и героях.
Сама техника рассказа историй предусматривает определенные правила. Если им следовать, они помогут решить поставленные задачи.
Как выбрать хорошую историю
Простота. Чтобы дети запоминали истории, они должны быть похожи на сказки или притчи, поэтому следует выбросить все лишнее, оставить только необходимое.
Неожиданность. Чтобы привлечь внимание детей, не нужно использовать шаблоны «плохой-хороший», «черное-белое». Ребенок заинтересуется сюжетом, когда он что-то не знает, но хочет знать. Следует указать на пробел в его знаниях, а затем удовлетворить возникший интерес. Интерес мало возбудить – его надо удержать (можно изложить историю как некое детективное расследование или загадку).
Конкретность. Персонажи истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам. Рассказывая историю, важно помнить о том, что дети могут не знать какие-то понятия и термины.
Реалистичность. Самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в нее не поверят. Для этого есть два способа обеспечить достоверность истории:
Внешний – сослаться на мнение других детей, педагогов, родителей, бабушек, дедушек, Интернет и т.п.;
Внутренний – использовать дополнительные детали, т.е. историю нужно рассказывать так, как будто вы лично ее пережили или были участником событий, знали ее персонажей. Затем следует создать ситуацию, в которой бы дети могли самостоятельно проверить способ решения, предложенный в истории.
Эмоциональность. Она действует сильнее доводов рассудка. Интонирование рассказчика, отклик детей на то или иное событие создают особую атмосферу повествования.
Американские специалисты Чип и Дэн Хиз называют хорошей историей «прилипчивую» историю, которую легко воспризвести. Они вывели несколько принципов хороших историй (далее тест по слайду).
Структура техники «Сторителлинга»
Вступление
(вызвать у слушателя интерес и увлечь его, должно зацепить их внимание
и удерживать его)
Развитие события
(эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается в вступлении)
Кульминация
(когда напряжение доходит до апогея и обстановка начинает выглядеть нестерпимой, появляется разрешение поставленной проблемы; тайна раскрыта; в конечном итоге находится решение, и этот ответ, как правило, совсем не тот, которого мы ожидали)
Заключение
Должно быть краткое заключение, которое подытоживает рассказ одним предложением, как в басне – мораль)
6
Взяв за идею оригинальную версию игры, я решила сделать свои «Кубики историй». Затрат больших не потребовалось. Для изготовления понадобились простые деревянные кубики, клей, ножницы и картинки (скаченные в интернете), которыми обклеила грани 3 и 9 кубиков. Сложила их в красочную коробку.
6
Каждая история из трёх частей.Договоритесь, КТО?
Вспышка
Кто? Начнёт!
Кто? Начнёт!
Путешествие
Кто? Продолжит!
Кто? Продолжит!
Вот такие карточки-подсказки сделала дополнительно для себя (9, 10 слайды).
Кульминация
Кто? Закончит историю!
Кто? Закончит историю!
8
Вступление: Когда-то давным-давно…; Садитесь поближе и я вам расскажу…; Это произошло темной и дождливой ночью…; Наш герой понятия не имел, что его ждёт…; Тогда казалось, что это не так важно…
Сначала выбираем с детьми историю, учитывая детский интерес, программную тематику, договариваемся – о ком будет история, т.е. выбираем главного героя, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).
НАЧИНАЕМ!
Сначала задачу можно упростить , т.к. не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому сначала составлять истории можно по очереди. Например, первый кубик бросает педагог, а следующий – ребенок, и т.д. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.
Далее:
Первый ребенок достает из волшебной коробочки кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшей картинки начинает рассказывать увлекательную историю.
Затем следующий ребенок достает и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа.
8
Рассказ детей 4 - 5 лет
Как-то раз поехала машина в лес. А в лесу машина встретила девочку и мальчика. Дети собирали ягоды. Под кустом они увидели подарочек. А там сидел котенок. Дети взяли котенка и поехали на машине домой. И стал котенок жить дома у ребятишек.
8
Рассказ детей 6 - 7 лет
Жил-был котенок Гав. Взял велосипед и поехал на дачу. Посмотрел вверх и увидел, что летит самолет. Котенок приехал на дачу, а дом был красивый и большой. На улице было жарко и котенок съел мороженное. Затем нашел шорты, надел и пошел копать грядки, чтобы посадить морковку. Бабушка увидела котенка и обрадовалась своему помощнику. Он работал-работал, устал и пошел в дом лапки мыть. А на улице вдруг загремело – это была гроза. И котенок больше не пошел в огород. А бабушка накормила его молоком и салом. Вот какой хороший помощник у бабушки!
8
Метод «Сторителлинга» позволяет:
Разнообразить образовательную деятельность с детьми.
Заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии.
Научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию.
Обогатить устную речь дошкольников.
Облегчить процесс запоминания сюжета.
При прослушивании истории у детей активизируется правое полушарие головного мозга, которое обрабатывает информацию, выраженную в образах или символах. В результате подсознание ребенка получает опыт, изложенный естественно и без поучений.
Интерактивный метод «Сторителлинг» эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают логику, речь и воображение .
8
«Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета»