| Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Ольга Викторовна, я работаю воспитателем в МБДОУ ДС № 90 на группе с детьми с нарушениями речи. |
| Замечали ли вы, что после беседы с детьми, или объяснения новых знаний одни дети помнят, о чем шла речь, а другие нет? А слушали то все внимательно. Как найти способ, который способен удерживать знания в памяти ребенка? Нам с вами в этом помогают образы или ассоциации. Например, когда мы чувствуем запах оладушек, то сразу вспоминаем бабушку. Гул самолета, у меня ассоциируется с отпуском. Ища способы обработки и запоминания информации и думая о том, как не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их, обеспечить его личностное и познавательное развитие, вооружить его таким важным умением, как умение учиться, я открыла для себя интересный метод, который теперь успешно использую в образовательной деятельности с детьми. Это метод интеллектуальных карт - позволяющий сделать обучение детей и наглядным, и словесным, и практическим. |
| Дошкольное образование, берет на себя ответственность за создание качественных условий для развития личности ребенка. Эти условия основаны на инициативе и самостоятельности самих детей, что невыполнимо без применения новых, продвинутых технологий и методов. Новизна метода заключается в том, что интеллект-карты способны освоить дети с разными возможностями. Интеллект-карта универсальна в применении и доступна для детского восприятия, с ней легко работать, не требуется долгой предварительной подготовки. При ее заполнении дети проявляют инициативу, выбирают сами способ работы (рисунок, коллаж, условные обозначения и т. п.). |
| Метод интеллект-карты основывается на наглядно - образном мышлении ребенка, которое является основным в дошкольном возрасте. Интеллект -карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление. Данный метод обеспечивает высокую познавательную активность детей, способствует взаимодействию детей с взрослыми и сверстниками. |
| Одним из лучших описаний этого метода, на мой взгляд являются слова Константина Дмитриевича Ушинского «Учите ребенка, каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету» |
| Автором теории интеллект – карт в 60-е годы прошлого столетия стал Тони Бьюзен, британский психолог, автор методики запоминания, творчества, организации мышления и креативности. В мир дошкольных технологий интеллект-карты пришли благодаря кандидату педагогических наук Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития речи у детей. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями. |
| В работе с детьми я использую интеллект-карты при изучении нового материала и при закрепление и обобщение уже изученного. В зависимости от тех целей, которые я преследую, интеллект карты могут способствовать развитию связной речи, формировать социальные навыки (общение и взаимодействие), побуждать к творчеству. Чаще всего этот метод я использую в познавательном развитие, при поисково-исследовательской деятельности. |
| Что бы научить детей составлять интеллект – карту, воспитатель должен рассказать из чего она состоит и сделать несколько карт с детьми. Наше знакомство с интеллект – картой, начала с того что объяснила детям, о том, что о предмете или явлении можно рассказать «картинками». Показала интеллект – карту, по хорошо знакомой им теме, обсудили структуру и предложили по ней составить рассказ. Дети первое время затруднялись, я помогала наводящими вопросами, по картинкам они составляли предложения, которые складывались в рассказ. |
| Спустя время предложила детям вместе составить такую карту. Чтобы оформить интеллектуальную карту у детей должен быть определённый объём информации, для этого мы в течении тематической недели собираем, раскрываем вместе с детьми интересующую нас тему. Информацию детям выдаю постепенно во время совместной и самостоятельной деятельности, и именно в той последовательности доношу материал как хотела бы, чтобы он был отражена на карте. |
| В понедельник после знакомства с лексической темой обозначаем центральное понятие. И выделяем составляющие, ассоциативные понятия, определяем сколько веток или секторов будем рисовать. |
| От основного объекта, по методу Тони Бьюзена, расходятся «главные ветки», несущие в себе «главное слово». Первое время мы так и делали, но слова на карте для дошкольников бессмысленны, так как дети в большинстве случаев не умеют читать, а мы начали эту работу, осенью в старшей группе. Поэтому мы постепенно пришли к тому что заменили «главные слова» на модели – символы. |
| На первом этапе мы давала детям уже готовые модели– символы, со многими дети были хорошо знакомы (цвет, форма, размер, части и т.д.). В последующем процессе работы дети сами моделировали символы, например, такое понятие как – хищник дети обозначали, как лапу с когтями; символом для кухонной посуды – стала кастрюля; символом информационных электроприборов (телевизор, компьютер) – стал конверт (письмо) дети мотивировали свой выбор, тем что мы получаем информацию, как получаем письмо. В процессе создания «карта помощница», так мы её называем с детьми, размещается на магнитной доске, и сразу мы не приклеивали символы к основе, а крепили их магнитами, когда все основные понятия, признаки, свойства темы обозначены, мы считали символы и делили основу на то количество секторов сколько моделей – символов у нас получилось. Количество секторов, на разных картах, было разным, с учетом полного раскрытия темы. Сектора первое время мы просто делили цветными линиями, а в последствии весь сектор закрашивали цветом. |
| Информация размещалась и считывалась по кругу, начиная от правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Знакомя детей с данной методикой, составляя первые карты, мы готовили для детей раздаточный материал, который был своего рода «подсказкой» и помогал им и на этапе «мозгового штурма» и при заполнении секторов. Следующим этапом была работа в парах. Она в большей степени была направлена на закрепление навыков составления «карты помощницы». Мы составили буквально 2-3 карты. |
| И перешли к индивидуальному составлению, усложнив задачу перед детьми тем что на этапе «мозгового штурма» убрали раздаточный материал, дети остались без «подсказок», они сами должны были изобразить «центральное понятие», определить модели – символы составляющих понятий, и наполнить сектора элементами, (Нарисовать) |
| Для систематизации знаний теме «Времена года» возникла необходимость создания интеллект-карты. В настоящее время эта карта является частью уголка природы и применяется как наглядно-дидактическое пособие. Карту мы с ребятами создавали не одну неделю, и по ней видно как шло освоение технологии, переход от написания «главных слов» к обозначению их символами, и замена картинок на детские рисунки. |
| Готовясь к смотру патриотических уголков, мы создали интеллект-карту «Моя страна Россия», которая дает общее представление о нашей стране: ее символике, народах, достопримечательностях и т. п. Эта карта является важным элементом в групповом патриотическом уголке. |
| В заключении хочу могу сказать, что в результате систематического использования технологии создания интеллектуальных карт мною была отмечена возросшая детская активность, инициативность, самостоятельность в проявлении любознательности и познавательного поиска. Дети приобрели определенные умения по созданию интеллект-карт, зачатки планирования, которые они проявляют в самостоятельной и совместной деятельности, в повседневной жизни. Интеллектуальная карта стимулирует детей к общению. Совершенствуются их коммуникативные и речевые навыки. Дети стали четче формулировать свои мысли, не отвлекаются от обсуждения темы, легче воспринимают и усваивают инструкцию взрослого. У детей формируются аналитические предпосылки, они не только воспринимают информацию, но и устанавливают причинно-следственные связи. Улучшилась общая психологическая атмосфера в группе, хотя такой задачи и не ставилось – дети стали дружнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций, они научились договариваться. В воспитании и обучении современного ребёнка невозможно применять только традиционные подходы и методы. Залог успеха современного педагога – личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении, владение современными инновационными технологиями. |