Просмотр содержимого документа
«Использование игровой технологии для ознакомления дошкольников с профессией.»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 35»
Использование игровых технологийв организации работы по ознакомлению дошкольников с профессиями
Подготовила: воспитатель 1 мл.гр.
Трофимова Е.В.
«Детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть капитаном, врачом и т.п.».
Александр Григорьевич Асмолов
По ФГОС игровая деятельность является основной в дошкольных образовательных учреждениях, поэтому ребенку легче усвоить материал в виде игры. Игровые технологии позволяют ребенку почувствовать себя в той или иной профессии, потрогать и испробовать на себе орудие труда, костюму, правила общения, также учит детей выполнять роли заказчика и исполнителя услуг. В групповых помещениях дети осуществляют знакомство с профессиями (сюжетно-ролевая игра) с помощью игровых центров (семья, больница, кухня, парикмахерская, магазин, также ознакомление с профессиями проходит с использованием дидактических игр, настольно-печатных пособий. Полученная информация закрепляется художественной литературой.
Виды игр по ознакомлению
дошкольников с профессиями
Сюжетно-ролевая
Настольно-печатные
Дидактические
Театрализованная
Одним из основных видов игры является
сюжетно-ролевая игра . Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда.
В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры
В младших группах происходит знакомство с трудом близких взрослых, понятными им профессиями людей, которые детей окружают: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра (врач), повар, продавец.
В средних группах: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра (врач), повар, продавец шофер, почтальон, врач и знание о профессиях родителей
В старших группах детям показывают результаты труда, его общественную значимость, добавляются профессии учителя, работников сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, мастеров народно-прикладного искусства, результатами их труда. Дети играют в магазин, аптеку, поликлинику. Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, пожарного, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). В играх дети стараются изобразить профессии родителей.
Детей седьмого года жизни продолжают знакомить с профессиями родного города. В сюжетно-ролевых играх изображают работу членов семьи, быт, труд людей, героическое прошлое и настоящее нашей Родины. Расширяются представления о разных специальностях (на самолете летают пилоты, на пароходе есть капитан, штурман, матрос, кок и т.д.).
Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные игры (представления), где дети являются и актерами и зрителями. Такая форма работы позволяет задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал. Такие игры помогают проникнуть в удивительный мир театра, познакомиться с профессией режиссера, костюмера, декоратора, актера. … «Играем в театр», театрализованная игра «Профессии людей». Сценка-инсценировка «Кем быть?». «Все профессии важны, все профессии нужны», игры-пантомимы и т.д
Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют дидактические игры . Содержание игр формируют и углубляют знания о людях разных профессий.
моделируют структуру трудового процесса:
цель и мотив труда,
предмет труда,
инструменты и оборудование,
трудовые действия,
результат труда.
Например, такие дидактические игры упражнения - «Кому что нужно для работы?»; «Кто, что дает?», «Профессии», «Что будет, если…» и т.д..
В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:
игры с предметами;
настольно-печатные игры;
словесные игры.
Особым вниманием пользуются у воспитанников настольно-печатные игры : «Кому что нужно?», «Чего не хватает?», «Вкладыши», где самая простая задача - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых; постепенно задача усложняется - воспитанник должен объединить картинки не только по внешним признакам, но и по содержанию. В играх «Что нужно врачу?», «Что есть в магазине?», «Что нужно банкиру?», воспитанники подбирают картинки по общему признаку и устанавливают связь между предметами .
Игры с предметами:
«Собери набор повара»,
«Кто здесь был и что забыл»,
«Оденем куклу на работу»,
«Соберём ящик с инструментами». и т. д.
Ребёнку важен предмет, который натолкнёт его на игру: бинокль, руль, сумочка, шапочка и т.п.
Также воспитанники взаимодействуют с куклами , на которых одежда людей разных профессий. Играя с ними, анализируют и делают выводы: для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид одежды. Например: зачем строителю каска?, зачем шахтеру каска с фонариком?, зачем повару фартук и колпак ?, зачем космонавту скафандр и т.д.
Настольно-печатные игры:
подбор картинок по парам «Найди два одинаковых инструмента»;
подбор картинок по общему признаку: «Что нужно доктору», «Что есть в магазине»;
«Четвёртый лишний», «Отгадай профессию по описанию», «Цепочка слов» , «Подскажи словечко», «Угадай кто это», «Кто больше расскажет о профессии», «Угадайте, что я делаю», «Что сначала, что потом», «Где можно это купить», «Что расскажет предмет». «Угадай, кем я хочу быть?», «Назови женскую профессию», «Закончи пословицу».
Игры – квесты
Помогают организовать целенаправленный досуг и расширить кругозор в области существующих профессий увлекательной форме закрепить знания о профессиях: «В стране профессий», «Путешествие в мир профессий»…
Интерактивные игры – презентации
расширяют и закрепляют знания и представления детей о разнообразном мире профессий.
«Знакомимся с профессиями», «Угадай профессию», игра-раскраска "Мир профессий", "Профессии", «Что нужно для работы?», «Четвертый лишний» и т.д.