Использование педагогической системы Марии Монтессори в интеллектуальном развитии дошкольников
Использование педагогической системы Марии Монтессори в интеллектуальном развитии дошкольников
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. Педагогическая система Марии Монтессори предполагает саморазвитие ребенка в специально подготовленной среде.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование педагогической системы Марии Монтессори в интеллектуальном развитии дошкольников»
Использование технологии Марии Монтессори в интеллектуальном развитии дошкольников
Актуальность
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью.
Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.
Идеалом Марии Монтессори являлось естественное, радостное обучение и развитие в нужный для каждого ребенка период, в соответствии с его индивидуальными особенностями, а не раннее развитие.
Монтессори – группа – это не группа по присмотру и уходу за детьми и не игровая группа. Это самостоятельная система, максимально использующая уникальные возможности ребенка, когда он может впитывать информацию из насыщенной и упорядоченной подготовленной среды .
Ребенок, который получил первые навыки счета и чтения таким простым и естественным путем, имеет огромное преимущество: он начинает свое образование без скуки, зубрежки, тяжелых усилий и разочарований. Удовлетворяя свои собственные интересы, ребенок в Монтессори – группе приобретает страсть к познанию и обучению.
" Наша цель –не просто заставитьребенка понять, и еще в меньшей степени заставить его запомнить, но обратиться к его воображению, чтобы привести его в восторг до глубины души ."
Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в Италии, а умерла в 1952 году в Голландии. Она была первой женщиной-врачом в Италии, работала ассистентом в психиатрической клинике, преподавала в Римском университете и, только получив степень доктора философии, основала в одном из бедных кварталов Рима «Дом ребенка».
Метод МАРИИ Монтессори
Основным отличием метода Монтессори от традиционных детских садов является отношение к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира.
Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду , имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка.
Задачей же воспитателя, или наставника, как его называют в системе Монтессори, является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти своим собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал.
Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность!
СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНО ПОДГОТОВЛЕННОЙ СРЕДЫ МОНТЕССОРИ
Дети учатся:
- быть самостоятельными,
- уметь взаимодействовать с людьми,
- систематизировать и классифицировать, анализировать увиденное,
- утончают чувственное восприятие мира,
считать, складывать и вычитать,
умножать и делить,
- расширяют словарный запас
познают окружающий мир и еще многое,
многое другое.
Именно для этого создается особая учебная
обстановка - специально оборудованная
развивающая среда.
специально оборудованная развивающая среда
Среда имеет точную логику построения и до мелочей продуманное содержание, она рассчитана на разновозрастную группу детей от 3 до 6 лет.
Первое, что обращает на себя внимание, это абсолютная доступность всех пособий для детей.
Весь материал располагается на открытых полках на уровне не выше 1 метра от пола,
что обеспечивает ребенку свободу
выбора.
Каждый материал представлен
в одном экземпляре.
Самим расположением полок
среда разделена на несколько зон.
Саморазвитие ребенка осуществляется
посредством дифференцированной системы
материалов, относящихся к следующим направлениям:
- предметно-практическая жизнедеятельность;
- сенсорное воспитание;
- элементарные математические представления;
- развитие речи; обучение чтению и письму;
- космическое воспитание.
Зона практической жизни
Упражнения данного раздела развивают
не только память, внимание, волю, но не
менее важны упражнения в практической
жизни для социального развития ребенка
и в первую очередь формирования у него
навыков социального поведения ,
ознакомления с культурой поведения в
обществе, обучения навыкам повседневной
деятельности и личной гигиены.
Все предметы, которыми пользуется
ребенок, не игрушечные, а настоящие.
Реальная деятельность
позволяет ребенку сделать первые шаги
на пути к настоящей свободе.
Зона сенсорного воспитания
Под сенсорным воспитанием ребенка понимается развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предмета окружающего мира: об их форме, размерах, цвете, положений в пространстве, а также вкусе, запахе, звучании, температуре. Эта зона предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств. Она оборудована классическим сенсорным Монтессори-материалом, который тоже разделен на несколько групп:
- для развития зрения,
- для различения форм и размеров,
- для развития зрительной памяти,
- для развития цветового зрения,
- для развития логического мышления на основе зрительного восприятия,
- для различения температуры и теплопроводности,
- для развития барического чувства (различения веса),
- для развития вкуса, обоняния, слуха, осязания,
- для развития мускульной памяти.
В этой зоне развивается внутреннее внимание,
память, воображение, мышление (анализ, синтез,
классификация и другие мыслительные операции),
мелкая моторика, обогащается словарный запас,
происходит подготовка к последующему обучению.
Математическая зона
М.Монтессори создала
необыкновенный материал
для обучения математике.
Все четко продумано и
структурировано. Удивительно
красивый и интересный материал
так и манит выучить числа,
считать любые количества
(в пределах 10 тысяч), заниматься
операциями с большими числами,
узнавать состав числа, прибавлять,
отнимать, делить и умножать и, даже,
оперировать дробями!
Зона языка
Зона языка подразумевает обучение письму, чтению, расширению словарного запаса, начала грамматики. Письмо в методике Монтессори предшествует чтению. Чтение всегда с пониманием и контролем прочитанного.
Расширение словарного запаса подразумевает обучение ребенка строить системы понятий, классифицировать, обобщать, вычленять главное и т.д. Развитие речи в системе Монтессори происходит на всех направлениях системы Монтессори, но одной из основных форм является – беседы в кругу, где дети обсуждают различные темы. Это и жизнь экзотических животных, это и правила поведения в общественных местах, это и праздники нашей Родины, это и проблемы, которые на данный момент беспокоят ребят. Дети могут рассказать ситуацию, которая сложилась с ним и остальные дети помогут найти выход из нее. Такие беседы не только развивают речь детей, но и носят воспитательный характер. Также в кругу разыгрываются разные ситуации, которые помогают детям находить решения определенных проблем. Развитие речи происходит и через систематизацию полученной информации ребенком.
Зона «космоса»
Ещё одна зона в среде посвящена
«космическому» воспитанию. Она помогает
ребенку создать для себя целостную картину мира.
Целью «космического воспитания» является формирование у ребенка представлений об окружающем мире. У ребенка необходимо воспитывать чувство ответственности перед окружающей природой и бережного отношения друг к другу.
Главный метод «космического воспитания» — «от общего к частному», «от целого к деталям». Он предполагает направить движение мысли ребенка по пути, аналогичному пути развития систем: от простой градации к последующей дифференциации понятий и построению в сознании более сложной системы понятий и представлений о мире.
Детей знакомят с обобщенными представлениями об окружающем мире.
Социальное развитие детей происходит через соблюдение правил поведения в природе, развитие нравственных норм, знакомство с историей и культурой народов, с их традициями.
Материалы этого раздела нужны для освоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.
ЗНАМЕНИТЫЙ КРУГ МОНТЕССОРИ
Занятие начинается, все входят в группу и садятся в первый круг. Это первое организационное групповое - занятие, которое настраивает детей на работу, заинтересовывает чем-либо, позволяет всем пообщаться.
Круг закончился, наступает основная часть Монтессори-занятий – работа в среде. Дети встают, осматривают комнату, чтобы выбрать материал, работу по душе. В это время проходят индивидуальные, микрогрупповые занятия, самостоятельная работа детей. Она длится от 1,5 до 3 часов.
Педагог помогает детям развивать навыки самостоятельной работы, показывает, как работать с материалом, чтобы научиться чему-либо, проводит занятия по развитию коммуникативных навыков, при необходимости. В конце занятий – завершающий круг. Со звуками музыки или по звону колокольчика все дети подтягиваются в круг. Кто еще не закончил работу, не будут прерывать, отнесутся с уважением. На этом групповом занятии дети делятся своими успехами, делают сообщения, доклады, показывают свои работы, прощаются.
Так же в Монтессори-группе проводятся групповые занятия, главное их не должно много и дети имеют право выбрать: участвовать в них или нет.
Монтессори – группа – это не группа по присмотру и уходу за детьми и не игровая группа. Это самостоятельная система, максимально использующая уникальные возможности ребенка, когда он может впитывать информацию из насыщенной и упорядоченной подготовленной среды.
Презентация Материала
Педагог показывает ребенку рациональный
способ работы с материалом, дает образец
действий с ним, направленных на
раскрытие свойств и отношений,
заключенных в материале. Подобный показ
называется презентацией материала, демонстрируя ход работы с материалом, или, другими словами, основной алгоритм действия с ним.
Предотвращение использования материала не по назначению. Если ребенок применяет материал не по назначению — делает из длинных штанг ружья, строит башню из цилиндрических коробочек, издающих шумы различной громкости, бросает кубы из золотого материала, надевает на голову рамку с застежкой и т.д. — педагогу следует вмешаться и прекратить подобные действия, проявляя при этом достаточно такта и в то же время настойчивости.
Содействие самостоятельной деятельности ребенка
Только в том случае, если материал применяется в соответствии с его назначением — даже если способ действия ребенка с ним несколько отличается от показанного педагогом образца, что может происходить на первых порах овладения новым способом действия, в процессе дальнейших упражнений-модификаций — и объективно становится средством обучения и развития ребенка, педагог позволяет последнему заниматься так долго, как тот захочет.
Более того, работу ребенка не прерывают
ни для исправления его «мелких ошибок»,
ни из боязни, что он будет утомлен,
способствуя тем самым его
сосредоточению на целесообразной
деятельности, и не снижая мотивации к ней.
Контроль и коррекция ошибок
Особенность материалов Монтессори состоит в том,
что они допускают возможность самоконтроля.
Можно выделить ряд способов самоконтроля.
Простейший изних — механический, доступный уже
Для самых маленьких детей. Например, понимание,
что если цилиндры-вкладыши имеют разные размеры, то каждый
цилиндр подходит только для одного отверстия.
Еще один способ самоконтроля, особенно актуальный при изучении математики, — посредством контрольных карт. К карточкам с примерами и заданиями прилагаются карточки с ответами. Возможен и контроль с помощью специальных меток, таких, как цветные точки, наклеенные на дно коробочек с запахами по правилу, одинаковый запах — одинаковый цвет.
Имеются также другие способы самоконтроля. Так, например, педагог обращает внимание ребенка на пролитые капли воды и показывает, как их удалить посредством губки. В дальнейшем ребенок сам заметит подобную ошибку и исправит ее.
Индивидуальная работа, работа в малых группах
Заметим сразу: неверно, что в системе Монтессори детям разрешается заниматься с материалом только в одиночку. Ребенок имеет свободу выбора партнера, и, если материал позволяет, дети могут заниматься с таким материалом вместе. Существует масса материалов — в особенности сенсорных и математических, а также предназначенных для изучения географии, биологии, истории, — заниматься с которыми полезнее всего в малых группах из двух—четырех и более детей.
«Упражнения в тишине», ходьба по линии, беседа о правилах поведения в общественных местах, все это проводится в малых группах.
Мария Монтессори:
«Мы не способны создавать гениев. Мы можем только дать каждому ребенку шанс реализовать свои потенциальные способности стать независимой, уверенной, уравновешенной личностью».