Использование макетов для развития познавательной активности детей с задержкой психического развития
Использование макетов для развития познавательной активности детей с задержкой психического развития
Одним из перспективных способов развития интеллекта у дошкольников является макетирование. Макет служит как объектом и средством деятельности ребенка, так и представляет возможность формировать познавательный интерес, эстетические чувства и творческие способности. Макет многофункционален и его применение в работе носит разноплановый характер, что дает возможность решать многие задачи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представление о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Познавательное развитие в соответствии с ФГОС ДО предполагает (далее по слайду).
Приоритетным направлением любого педагога является использование нетрадиционного подхода, способствующего решению многих задач. Одним из перспективных способов развития познавательной активности у детей является макетирование.
Изучая литературу по использованию нетрадиционных методов (в частности Короткова Н.Н. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста»), мое внимание и интерес привлекли макеты. Одним из перспективных способов развития интеллекта у дошкольников является макетирование. Его применение открывает ряд дополнительных возможностей в работе с детьми.
Виды макетов
Макет- это современное средство познания окружающего мира, содержащее в себе признаки наглядности и моделирования.
МАКЕТ
(по Н.А.Коротковой)
М акет служит как объектом и средством деятельности ребенка, так и представляет возможность формировать познавательный интерес, эстетические чувства и творческие способности.
Макет многофункционален и его применение в работе носит разноплановый характер, что дает возможность решать многие задачи.
Макет - модель
Макет - карта
Цель– создание условий для развития познавательной активности дошкольников и эффективного проведения коррекционно-образовательного процесса на макетной основе, как одного из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника.
Общие задачи решаемые с помощью макета:
Частные задачирешаемые в коррекционной работе:
Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т.д.).
Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации).
Развитие пространственного мышления ребенка.
Закрепление и обобщение знаний детей по определенной теме.
Активизация лексического словаря.
Развитие монологической и связной речи.
Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии.
Развитие общей и мелкой моторики рук.
Развитие коммуникативных навыков.
Этапы работы по созданию макета
I этап– предварительная работа
Обогащение личного опыта детей (проведение бесед, рассматривание картин, иллюстраций, прогулки и экскурсии, чтение худ.литературы и т.д.)
Подготовка и сбор материала для создания макета
(привлекать родителей)
Макет должен максимально правильно отражать реальный мир, на основе качественного, реалистичного макета воспитанники могут изучать характерные особенности какой-либо среды, развивать свой кругозор и познавательную деятельность. Детали для любого макета играют очень важную роль, на основе деталей, создается характерный образ, сущность макета, именно это привлекает детей. Так же, макет действует как демонстрационный материал, педагог в начале занятия на его основе может продемонстрировать варианты выполнения заданий, или разыграть какой-либо сюжет или действие.
В своей работе использую макеты для ознакомления детей с лексической темой, и тем самым расширяю их знания об окружающем мире. Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета.
II этап– изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом
III этап– активизация игры с макетами
Дидактические игры и задания
«Что изменилось?»
«Где что стоит?»
«Что ближе, что дальше?»
«Расставь по плану, по памяти»
«Расскажи, где ты сейчас находишься, или где твой дом, как будет двигаться твоя машина?»
«Что на макете самое маленькое, высокое и т.п.?»
«Загадай нам объект на макете, а мы отгадаем» (загадка-описание)
«Размести предмет (дается новый объект, соответствующей теме) на макете, объясни, почему именно здесь он должен находиться?»
«Что лишнее на макете? Объясни почему?»
Макет «День Защитника Отечества»
Главное, в создании макета, это то, что при размещении объектов природы, предметов окружающего мира на макете, а в дальнейшем в процессе деятельности по его использованию, ребенок применяет полученные знания, обобщает информацию, полученную раннее, общается с педагогом или с другими детьми в совместной деятельности, таким образом, происходит не только развитие связной речи ребенка, закрепление имеющихся знаний, но и получение новой информации в необычной для ребенка форме.
Макет «Здравствуй, масленица!»
Используемые макеты помогают формировать у детей целостное представление о мире, способствуют пониманию у детей о взаимосвязи в природе, в жизни людей, вызывающий у них огромный интерес.
Макет «Озеро Байкал»
Макет «Весна»
Макет «Космос»
Эффективность использования макетов в работе с детьми
позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию дошкольника;
облегчает и ускоряет процесс запоминания, формируя приёмы работы с памятью;
дает возможность осознать вспомогательную роль изображений, объектов для удержания в памяти словесного материала;
развивает слуховые и зрительные анализаторы;
развивает мелкую моторику;
формирует речевую компетентность;
повышает наблюдательность, дает возможность заметить особенности окружающего мира, дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая развитие их мышления.
Таким образом, исходя из выше сказанного, можно сделать следующий вывод : использование макетов дают положительные результаты, а именно: (по слайду)