Просмотр содержимого документа
«Использование элементов библиотерапии в коррекции имеющихся нарушений у детей с ОНР»
Использование элементов библиотерапии в коррекции имеющихся нарушений у детей с ОНР
Библиотерапияпредполагает психокоррекционное воздействие на детей с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации и оптимизации их психического состояния. Библиотерапия отличается своей направленностью на те или иные состояния, свойства личности.
Библиотерапияу детей с нарушениями речи проводится с учетом степени доступности изложения, которая зависит от понимания текста и уровня речевого развития детей; сходства ситуаций в книге с ситуациями, в которых находится ребенок.
Методикубиблиотерапииможно разделить на несколько этапов:
1. Самоподготовка психокорректора
2. Ориентировка в возможностях библиотерапии и ее жанров
3. Составление списка
4. Выработка системы чтения
Для того, чтобыбиблиотерапевтический эффектбыл достигнут, необходим учет следующих принципов:
адекватность содержания книги характеру проблемы, целям психокоррекционного воздействия;
доступность содержания и изложения произведения;
максимальное сходство с ситуацией, которая описана в книге с психотравмирующей ситуацией ребенка
позитивное завершение сюжета, показывающее выход из сложной ситуации и обеспечивающее позитивную поддержку, укрепление веры ребенка в себя.
Используются произведения следующих жанров и стилей:
рассказы;
стихи;
сказки;
пословицы;
поговорки.
В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии –сказкотерапия, в основе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения – сказки.
Этот вид библиотерапии более приемлемым для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Сказкотерапия– это «лечение сказками», это процесс поиска смыслов, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
Сказкотерапия– метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
По содержанию выделяют:
- бытовые («Лиса и журавль»);
- сказки – загадки (истории на сообразительность);
- сказки – басни;
- сказки о животных;
- притчи (истории о мудрых людях, ситуациях);
- мифологические сюжеты;
- волшебные сказки с превращениями (крошечка – хаврошечка и др.).
Основные приемы работы со сказкой
(Т. Д. Зинкевич–Евстигнеева):
Анализ сказок.
Рассказывание сказок.
Переписывание сказок.
Постановка сказок с помощью кукол.
Сочинение сказок.
Психологи считают, что использованиебиблиотерапиинаиболее эффективно в работе с детьми, не владеющими элементарными навыками общения; замкнутыми, пассивными; с неконтролируемой агрессией; с завышенной самооценкой; страдающими фобиями.