kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование логоритмических приемов в практике учителя-дефектолога

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЛОЖЕНИЕ  О  ВНЕСЕНИИ  ПЕРЕДОВОГО  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОПЫТА   В  БАНК  ДАННЫХ  ГОРОДА  КРАСНОДАРА

ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ:

  1. Настоящее  положение  определяет  порядок  внесения  передового  педагогического  опыта  в  банк  данных  г. Краснодара.
  2. Банк  данных  передового  педагогического  опыта  системы  образования  формируется  в  Муниципальном  образовательном  учреждении  дополнительного  образования  (повышения  квалификации)  «Дошкольный  методический  центр».
  3. Цель  создания  городского  банка  данных  передового  педагогического  опыта -  популяризация  опыта педагогов на  основе  нового  профессионального  мышления,  внедрение  результатов  научно -  методической,  инновационной  работы  ДОУ в образовательное пространство.
  4. Автором  передового  педагогического  опыта  могут  выступать:

- педагогический  коллектив;

- творческие  профессиональные  объединения   педагогов;

-  руководитель,  заместитель  руководителя ДОУ;

- педагог ДОУ.

 

 

КРИТЕРИИ  ДЛЯ  САМООЦЕНКИ

 ПЕРЕДОВОГО  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ОПЫТА

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ.

Соответствие материалов педагогического опыта потребностям  дошкольного  образования  в  России,  социальному  заказу, тенденциям   общественного  развития,  региональной  и  федеральной  образовательной  политике.

2.2.  НОВИЗНА.

Может проявляться в:

-  комбинации  элементов  известных  методик  или  модификации  одной;

- рациональном  усовершенствовании  отдельных  сторон  педагогического  труда;

-  обновлении  образовательных  средств  и  правил  их  применения,  постановке  и  решении  новых  педагогических  задач.

2.3.  НАУЧНОСТЬ.

Соответствие  основополагающим  положениям  дошкольной  педагогики  и  психологии. 

2.4.  РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.

Достижение  более  высоких  результатов  при  экономной  затрате  сил  и  времени:

-  в  уровне  образования,  воспитания, развития  воспитанников.

-  в  совершенствовании  методической  работы  и  управленческой  деятельности.

2.5.  СТАБИЛЬНОСТЬ.

Достижение  устойчивых  положительных  результатов  на  протяжении  ряда  лет.

2.6.  ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЗНАЧИМОСТЬ.

Возможность  использования  опыта  в  массовой  практике;  возможность  творческого  применения   опыта.

ТРЕБОВАНИЯ  К  ОФОРМЛЕНИЮ  ПЕРЕДОВОГО  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ОПЫТА

1. ТРЕБОВАНИЯ  К  ЭЛЕКТРОННЫМ  НОСИТЕЛЯМ:

  -   Необходимо  подписать  все  диски  полным  именем  автора, указать  район (город),  название  ДОУ.

  -  Не   представлять  документацию  в  архивируемом  виде.

-  Для  текстовых  файлов  необходимо  использовать  шрифт  Times  New  Roman,  12 размер,  межстрочный  интервал – одинарный,  поля:  верхние,  нижние – 2 см,  левое – 3 см,  правое – 1,5 см.

2. ТРЕБОВАНИЯ  К  БУМАЖНЫМ  НОСИТЕЛЯМ:

  Все  бумажные  носители  представляются  в  папке  со  скоросшивателем  в  отдельных  файлах  в  единственном  экземпляре.

  -  В  текстах  не  допускаются  сокращения  названий  и  именований.

  -  Все  страницы  должны  быть  пронумерованы.

  - Объем  целостного  описания  опыта  не  более  15  страниц,  объем  приложения   не  регламентируется.

3.   ПРАВИЛА    ОФОРМЛЕНИЯ  ТИТУЛЬНОГО  ЛИСТА.

  Первая  страница печатного  варианта  обобщения  передового  опыта – титульный  лист.  Нумерация  целостного  опыта  начинается  с  титульного  листа,  но  цифра «1»  на  титульном  листе  не  ставится.

  Если  опыт  обобщается  на  уровне  образовательного  учреждения,  вверху  по  центру  размещается  название  образовательного  учреждения  по  печати. Если  опыт  обобщается  на  уровне  районного  (городского)  управления  образованием,  вверху  по  центру  размещается  название  районного  (городского)  управления  образованием.

    По  центру вверху печатается  фамилия,  имя,  отчество  автора  опыта, по центру внизу нумерация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование логоритмических приемов в практике учителя-дефектолога »

Рекомендации по формулировкам  заполнения речевых карт, представлений и индивидуальных маршрутов сопровождения для учителя-логопеда Презентацию подготовила учитель-логопед МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №30» Макарец Наталия Александровна

Рекомендации по формулировкам заполнения речевых карт, представлений и индивидуальных маршрутов сопровождения для учителя-логопеда

Презентацию подготовила

учитель-логопед МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №30»

Макарец Наталия Александровна

По материалам: Презентация «Многоуровневое логопедическое заключение» Г.А. Волкова «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие, 2012 Волкова Г.А. Рекомендации О.А. Бимеевой, О.Л. Кубановой к 2013-2014 уч.году  «Сборник примерных форм документов и методических материалов к организации логопедической работы в ДОУ» В.О. Йощенко  «Методические рекомендации по логопедической диагностике» Р.И.Лалаева «Проектирование рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения : метод. Рекомендации» А. В. Костюк. – Екатеринбург   «Документация учителя- логопеда ДОУ»Методическое пособие Л.А.Боровцова

По материалам:

  • Презентация «Многоуровневое логопедическое заключение» Г.А. Волкова
  • «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие, 2012 Волкова Г.А.
  • Рекомендации О.А. Бимеевой, О.Л. Кубановой к 2013-2014 уч.году
  • «Сборник примерных форм документов и методических материалов к организации логопедической работы в ДОУ» В.О. Йощенко
  • «Методические рекомендации по логопедической диагностике» Р.И.Лалаева
  • «Проектирование рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения : метод. Рекомендации» А. В. Костюк. – Екатеринбург  
  • «Документация учителя- логопеда ДОУ»Методическое пособие Л.А.Боровцова

Многоуровневое логопедическое заключение психолого-педагогическая клинико-педагогическая

Многоуровневое логопедическое заключение

психолого-педагогическая

клинико-педагогическая

Многоуровневое (мультидисциплинарное) логопедическое заключение Медицинский аспект Логопедический аспект Психологический аспект

Многоуровневое (мультидисциплинарное) логопедическое заключение

Медицинский аспект

Логопедический аспект

Психологический аспект

Многоуровневое логопедическое заключение  В логопедическом заключении , по мнению Г.А.Волковой, целесообразно отразить прежде всего, механизм речевого нарушения, а затем на его основе раскрывать симптоматику и определять методику логопедической работы.

Многоуровневое логопедическое заключение

В логопедическом заключении , по мнению Г.А.Волковой, целесообразно отразить прежде всего, механизм речевого нарушения, а затем на его основе раскрывать симптоматику и определять методику логопедической работы.

Примеры формулировок

Примеры формулировок

Анамнестические данные В данной графе указываются следующие общие данные, полученные в процессе обследования: Наследственные, нервно-психические, соматические, хронические заболевания родителей : данные: со слов; по документам (подчеркнуть); данных нет; наследственность отягощена нервно-психическими заболеваниями (конкретизировать): неврозы, психозы, логоневрозы и др.; наследственность отягощена хроническими заболеваниями (конкретизировать): сердечнососудистые, эндокринные и другие заболевания; наследственность отягощена соматическими заболеваниями (КОНкретизировать); наличие алкоголизма у родителей; характерологические особенности матери и отца. Речевая среда  (5-ый, 6-ой г.ж.): благополучная; ускоренный темп речи у родителей или близких родственников; задержка речевого развития у родителей; заикание у родителей, сестер, братьев; Контакты с лицами, имеющими речевые нарушения ; нарушение звукопроизношения у родителей или близких родственников; Наличие в семье двуязычия (билингвизм); язык, преобладающий в общении.

Анамнестические данные

В данной графе указываются следующие общие данные, полученные в процессе обследования:

Наследственные, нервно-психические, соматические, хронические заболевания родителей : данные: со слов; по документам (подчеркнуть); данных нет; наследственность отягощена нервно-психическими заболеваниями (конкретизировать): неврозы, психозы, логоневрозы и др.; наследственность отягощена хроническими заболеваниями (конкретизировать): сердечнососудистые, эндокринные и другие заболевания; наследственность отягощена соматическими заболеваниями (КОНкретизировать); наличие алкоголизма у родителей; характерологические особенности матери и отца.

Речевая среда (5-ый, 6-ой г.ж.): благополучная; ускоренный темп речи у родителей или близких родственников; задержка речевого развития у родителей; заикание у родителей, сестер, братьев; Контакты с лицами, имеющими речевые нарушения ; нарушение звукопроизношения у родителей или близких родственников; Наличие в семье двуязычия (билингвизм); язык, преобладающий в общении.

  • Характер протекания беременности: от которой по счету беременности ребенок; исход предыдущей (-их) беременности (-ей); токсикоз (1-й, 2-й половины беременности); хронические заболевания матери (заболевания почек, печени, сердечно-сосудистые, эндокринные и др.); простудные и инфекционные заболевания (1-я, 2-я половина беременности); психические и физические травмы матери (1-я, 2-я половина беременности): падения, ушибы, сотрясения, психозы и др.; применение медикаментозных средств (антибиотики, гормональные препараты и их синтетические аналоги, жаропонижающие, седативные средства, противосудорожные, антипаразитические); влияние химических веществ, широко применяющихся в промышленности и быту (бензин, формальдегид, фенолы, кислоты, ядохимикаты и др.); повышенный фон радиационного излучения; употребление алкоголя, никотина, наркотиков.

Характер протекания родов: нормальные, быстрые, стремительные, затяжные (обезвоженные), досрочные, срочные, недоношенность; слабость родовой деятельности матери; применение средств родовспоможения (механическая, химическая, электростимуляция; наложение щипцов; кесарево сечение); травмы во время родов (переломы, кровоизлияния, черепно-мозговые травмы, родовая опухоль); наличие асфиксий (белая, синяя); резус-фактор (отрицательный, совместимость, несовместимость резус-фактора матери и ребенка); вес и рост ребенка при рождении.

Когда закричал ребенок (сразу, не сразу; характер крика - слабый, монотонный, немодулированный, громкий, модулированный).

Ранний постнатальный период: характер грудного вскармливания (когда принесли кормить, отказ от груди, активное сосание, трудность удержания соска, засыпание во время кормления, быстро наступающая утомляемость, частые поперхивания, обильные срыгивания, до какого времени осуществлялось грудное вскармливание, последующее вскармливание (смешанное, искусственное); характер «жизненного» ритма ребенка (особенности сна, бодрствования); без особенностей, чрезмерное двигательное беспокойство, отмечаем длительность и глубину сна, нарушение засыпания и пробуждения, постоянный и беспричинный плач, стойкое нарушение сна. Для изучения анамнестических данных проводится анкетирование родителей.

Раннее психомоторное развитие: с какого времени ребенок начал держать голову( N к 2 мес.), сидеть ( N к 6 мес.), стоять с помощью опоры( N к 8—9 мес.), ходить( N к 1 году) ,время появления первых зубов и их количество к году.

Нервно-психическое, соматическое состояние, состояние слуха и зрения ребенка (в соответствии с данными медицинской карты отметить отклонения от нормы).

Характер раннего речевого развития ребенка время появления гуления ( N в 2—3 мес.), время появления лепета ( N в 5—6 мес.), характер лепета (активный, многообразие звуковых комплексов, бедность звуковых комплексов, назализованность гласных); первые слова (в норме около года); первые фразы (в норме от 1,5 до 2 лет); фразовая речь ( N к 3 годам); характер первых слов и фраз (наличие нарушений слоговой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопроизношение). Выводы : Речевое развитие по возрасту; без особенностей; доречевое развитие с задержкой; раннее психомоторное развитие протекало с задержкой; в раннем возрасте перенес пневмонию, диатез и т.п. ; поздно начал говорить; до школы проводилась коррекция звукопроизношения в условиях поликлиники, детского сада; ранее психомоторное развитие с задержкой; фразовая речь – с 3 лет.

Характер раннего речевого развития ребенка

время появления гуления ( N в 2—3 мес.),

время появления лепета ( N в 5—6 мес.), характер лепета (активный, многообразие звуковых комплексов, бедность звуковых комплексов, назализованность гласных);

первые слова (в норме около года);

первые фразы (в норме от 1,5 до 2 лет); фразовая речь ( N к 3 годам); характер первых слов и фраз (наличие нарушений слоговой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопроизношение).

Выводы : Речевое развитие по возрасту; без особенностей; доречевое развитие с задержкой; раннее психомоторное развитие протекало с задержкой; в раннем возрасте перенес пневмонию, диатез и т.п. ; поздно начал говорить; до школы проводилась коррекция звукопроизношения в условиях поликлиники, детского сада; ранее психомоторное развитие с задержкой; фразовая речь – с 3 лет.

Неречевые психические функции

В данной графе указываются следующие общие данные, полученные в процессе обследования:

  • Общительность : легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, избирательное общение, избирательный негативизм.
  • Характер игровой деятельности : для детей от 2 до 4 лет: манипулятивная, предметная, процессуальная, с элементом замысла, сюжетная, ролевая.

Нормы: манипуляция с предметами - до 2 лет; процессуальные игровые действия - с 2-х лет (одевает и раздевает куклу; возит машину); процессуальная игра с элементами замысла- от 2 - 3 лет (катает куклу; нагружает машину кубиками); сюжетная игра - к 3 годам.

Анализ уровня развития игры : использование игрушек (адекватное, неадекватное, неспецифические манипуляции с игрушками; предметы-заменители, любимые игрушки; не использует); замысел игр (с помощью взрослого, самостоятельно, с участием речи); характер замыслов (разнообразный, однообразный); характер игровых действий с игрушками (разнообразные, однообразные, использование речи при этом); взаимодействие в игре (вступает, не вступает; характер речевых реакций в ходе взаимодействия); длительность взаимодействия (кратковременное, длительное).

Индивидуальные особенности ребенка:

особенности эмоционально-волевой сферы :

Фон настроения - нормальный, сниженный, устойчивый аффективный, эйфоричный, депрессивный, контрастирующий; беспричинный смех, крик, плач.

Эмоциональная лабильность ; снижение волевой активности; повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность;

преобладающее настроение на занятиях (в быту): жизнерадостное, подавленное, без особых свойств; настроение устойчивое (резкие колебания настроения в течение дня); личностно-характерологические особенности (без заметных отклонений; спокойный, беспокойный; легко вступает в контакт со всеми; конфликтный; проявляет негативизм; немотивированное упрямство, раздражительность; склонность к аффектам; агрессивность; обидчивость; впечатлительность; замкнутость; стремление к одиночеству;

Некоторые типологические особенности (активный, подвижный /инертный, медлительный; спокойный, уравновешенный /возбудимый, неуравновешенный;

Быстрота реакции на словесные раздражители (задания, инструкции, просьбы и т.д.): быстрая, замедленная, требуется неоднократное подкрепление).

Особенности внимания:  объем, устойчивость, распределение, умственная работоспособность, переключение. Анализ : повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации внимания); генерализация внимания (зависимость внимания от внешних раздражителей); застревание внимания (нарушение переключаемости), слабая способность переходить с одного объекта на другой; ограниченный объем внимания (неспособность воспринимать в данный момент нужный объем информации). Выводы : внимание устойчивое (неустойчивое); взгляд фиксирует (не фиксирует); переключаемость с одного объекта на другой легкая (замедленная, быстрая, затрудненная, застревание); с явлениями генерализации; общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту; низкий; не сформировано); слабая концентрация внимания; общий уровень произвольного внимания (соответст­вует возрасту, низкий; произвольное внимание не сформировано).  Особенности мышления
  • Особенности внимания:

объем, устойчивость, распределение, умственная работоспособность, переключение.

Анализ : повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации внимания); генерализация внимания (зависимость внимания от внешних раздражителей); застревание внимания (нарушение переключаемости), слабая способность переходить с одного объекта на другой; ограниченный объем внимания (неспособность воспринимать в данный момент нужный объем информации).

Выводы : внимание устойчивое (неустойчивое); взгляд фиксирует (не фиксирует); переключаемость с одного объекта на другой легкая (замедленная, быстрая, затрудненная, застревание); с явлениями генерализации; общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту; низкий; не сформировано); слабая концентрация внимания; общий уровень произвольного внимания (соответст­вует возрасту, низкий; произвольное внимание не сформировано).

  • Особенности мышления : уровень познавательной активности - высокий, снижен, низкий, требует развития; сформированность умственных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, причинно-следственные связи, абстрагирование) - сформированы, недостаточно сформированы, трудности в формировании, требуют коррекции); преобладание формы мышления - наглядно-действенное мышление, наглядно-образное, логическое, словесно-логическое.
Особенности памяти:  запоминание произвольное / непроизвольное; быстрое запоминание /медленное, с трудом; снижение объема памяти /ограничение; длительное запоминание /быстрое забывание; трудности в запоминании (новых слов, словосочетаний, синтаксических конструкций, текстового материала); непрочное сохранение; неточное воспроизведение (точное). Работоспособность на занятиях:
  • Особенности памяти:

запоминание произвольное / непроизвольное; быстрое запоминание /медленное, с

трудом; снижение объема памяти /ограничение; длительное запоминание /быстрое

забывание; трудности в запоминании (новых слов, словосочетаний, синтаксических

конструкций, текстового материала); непрочное сохранение; неточное воспроизведение

(точное).

  • Работоспособность на занятиях:

быстро или медленно включается в работу; переключение с одного вида работы на другой

(легко или с трудом); сосредоточен или часто отвлекается; темп работы (задания выполняет

быстро, в среднем темпе, медленно); причины замедленного темпа работы (обдумывание,

тщательность выполнения, снижение психической активности: вялость, заторможенность,

отвлекаемость и др.); продуктивность работы (быстрая утомляемость); в чем проявляется

утомление (замедление темпа, ухудшение качества, полное прекращение работы);

субъективные и объективные признаки утомления (жалобы на усталость, плохое

самочувствие; вялость, сонливость, отвлекаемость и др.); когда отмечается спад

работоспособности (середина занятия, конец занятия).

Понимание речи Выводы : Речь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта; понимание речи затруднено; выполняет задания по словесной инструкции; нуждается в неоднократном повторении задания; с опозданием реагирует на обращение учителя; речь окружающих выполняет выборочно, с неточностями; понимание речи связано с незнанием русского языка.

Понимание речи

Выводы : Речь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта; понимание речи затруднено; выполняет задания по словесной инструкции; нуждается в неоднократном повторении задания; с опозданием реагирует на обращение учителя; речь окружающих выполняет выборочно, с неточностями; понимание речи связано с незнанием русского языка.

Состояние мотор ики В данной графе указываются следующие общие данные, полученные в процессе обследования: Состояние произвольной мимической моторики : отмечаются особенности естественной мимики: мимика живая, выразительная, отражающая эмоциональное состояние ребенка; мимика невыразительная; лицо гипомимичное, «маскообразное», отмечается неврологическая симптоматика в лицевой мускулатуре. Исследуем : способность к удержанию мимической позы; способность к переключению (с одного движения на другое); равномерность работы мышц; объем движений; тонус мышц (во время движения и при удержании позы); темп движения; точность движения; дифференциация движения; двигательные замены; синкенезии. Выводы : состояние тонуса лицевой мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма; гипомимия (недостаточность мимической моторики); сглаженность носогубных складок; оральные синкинезии; асимметрия лица; гиперкинезы лица; сохранность функции.

Состояние мотор ики

В данной графе указываются следующие общие данные, полученные в процессе обследования:

  • Состояние произвольной мимической моторики :

отмечаются особенности естественной мимики: мимика живая, выразительная,

отражающая эмоциональное состояние ребенка; мимика невыразительная; лицо

гипомимичное, «маскообразное», отмечается неврологическая симптоматика в лицевой

мускулатуре.

Исследуем : способность к удержанию мимической позы; способность к переключению (с одного движения на другое); равномерность работы мышц; объем движений; тонус мышц (во время движения и при удержании позы); темп движения; точность движения; дифференциация движения; двигательные замены; синкенезии.

Выводы : состояние тонуса лицевой мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма; гипомимия (недостаточность мимической моторики); сглаженность носогубных складок; оральные синкинезии; асимметрия лица; гиперкинезы лица; сохранность функции.

Состояния артикуляционной моторики

отмечаются особенности артикуляции :

артикуляция четкая, движения активные, точные, дифференцированные, воспроизводятся в полном объеме; артикуляция «смазанная», сжатая, нечеткая, страдают дифференциация и точность движения, которые воспроизводятся не в полном объеме, отмечается снижение амплитуды движения артикуляционных органов, а также слабовыраженная неврологическая симптоматика; артикуляция грубо нарушена, объем и амплитуда движения артикуляционных органов строго ограничены, отмечается достаточно выраженная неврологическая симптоматика в артикуляционных органах.

Исследуем : способность к удержанию артикуляционной позы; способность к пере­ключению (с одного движения на другое); равномерность работы мышц; объем движений; тонус мышц (во время движений и при удержании позы); темп движе­ния; точность движения; дифференциация движения; двигательные замены; синкинезии.

Выводы : сохранность функции; состояние тонуса мышц органов артикуляции (норма, дистония, гипотония, спастичность); подвижность артикуляционных орга­нов (норма, недостаточна, строго ограничена); неврологический синдром в артикуляционной моторике (отсутствует, спастический парез, тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности, гиперкинезы, атаксия, апраксия); состояние глоточного и небного рефлексов (норма, повышен, понижен); наличие/отсутствие патологических рефлексов орального автоматизма (гиперсаливация, слюноотделение в норме; усиливается при определенных условиях; постоянная):

  • Подвижность нижней челюсти (строго ограничена; недостаточная, объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отмечается наличие смещения нижней челюсти в состоянии покоя, при закрытом рте и сомкнутых челюстях, при широко открытом рте в движении.
Движения и тонус язычной мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма), подвижность (строго ограничена; недостаточна - объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отмечается наличие гиперкинезов, тремора, девиации (отклонения в сторону) языка. Тонуса мягкого неба (спастичность, гипотония, дистония, норма) и подвижности (строго ограниченная, недостаточная, норма), отмечается наличие отклонения всего мягкого неба или его язычка в сторону, отсутствие или недостаточное смыкание мягкого неба с задней стенкой глотки. Состояние общей произвольной моторики
  • Движения и тонус язычной мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма), подвижность (строго ограничена; недостаточна - объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отмечается наличие гиперкинезов, тремора, девиации (отклонения в сторону) языка.
  • Тонуса мягкого неба (спастичность, гипотония, дистония, норма) и подвижности (строго ограниченная, недостаточная, норма), отмечается наличие отклонения всего мягкого неба или его язычка в сторону, отсутствие или недостаточное смыкание мягкого неба с задней стенкой глотки.
  • Состояние общей произвольной моторики : объем движений (полный / неполный); точность выполнения (неточные / точные); самостоятельность выполнения движений (полная / неполная / с помощью взрослых); координация движений (нормальная / некоординированность / отсутствует); темп выполнения движений (нормальный / быстрый / медленный); активность (нормальная / заторможенность / двигательное беспокойство / повышенная двигательная активность / расторможенность); качество движений (моторная напряженность, скованность); переключаемость (низкая / застревания / переключение с лишними движениями (сопутствующими). Отмечаем особенности общей произвольной моторики: навязчивые движения (персеверации - стереотипное повторение действий); неловкость; моторная неуклюжесть; плохая ориентировка; наличие лишних движений, застревания, соскальзывания.

Выводы:

Статическая координ ация - позу удерживает хорошо (с трудом, не удерживает, балансирует, раскачивается, ищет опору); пробу на статическую координацию выполняет с 2 (3) попытки.

Динамическая координация - пробу выполняет с (…) попытки или без нее; переключаемость движений низкая, отмечаются синкинезии (движения рукой сопровождают движения мышц лица); двигательная память удовлетворительная; ориентировка в пространстве слабая (достаточная).

Выводы : Анатомическое строение без аномалий; не удерживает позу закрытого рта;

может достаточное время удерживать артикуляторное положение; движение языка

замедленные, с затруднениями; основные движения языком, губами выполняет; губы

толстые, малоподвижные; наблюдается замена движений и синкенезии; язык вялый,

массивный, объем движений неполный; переключаемость движений нарушена; тонус

нормальный, активность движений достаточная; кончик языка малоактивный; при

артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается; прикус – прогения;

отмечается повышенная соливация; твердое небо – высокое, имеет готическую форму;

точность выполнения движений сохранна; зубы мелкие, крупные, редкие, частые, имеется

наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда; мягкое небо подвижное, неподвижное,

длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы.

Состояние ручной моторики

определяется кинетическая и кинестетическая основа движений (сохранность функций; недостаточность мелкой моторики; моторная ограниченность).

Исследуем: объем, координацию, точность, темп, синхронность движений правой и левой руки, переключаемость от одного движения к другому, активность.

Выводы: объем движений (полный, неполный), координация (нормальная, некоординированность), наличие синкинезиий в общескелетной, мимической, артикуляционной мускулатуре, темп (медленный, быстрый, нормальный), переключение от одного движения к другому (низкое, недостаточное, нормальное), активность (нормальная, двигательное беспокойство, заторможенность), персеверации (повторение) на истощении: выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах); дезавтоматизация движений на истощении. Движение рук неточное; пробы Хеда выполняет выборочно; с трудом овладевает навыками самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шарфа и т.д) , навыками самообслуживания не владеет; недостаточно развита моторика мелких мышц рук; произвольная моторика не сформирована; все движения выполняет правильно; мышечный тонус повышен; неправильно держит карандаш; моторная неловкость при работе с пластилином; испытывает трудности при овладении графическими навыками; наблюдается замедленный темп письма;

Ведущая рука
  • Ведущая рука : графическое функциональное превосходство (графический правша, графический левша), бытовое функциональное превосходство (бытовой левша, бытовой правша), ребенок - амбидекстр (одинаково хорошо владеет и правой, и левой рукой в бытовых и графических действиях) ; ведущая рука - правая; предпочитает работать левой рукой.

Возможные варианты: ярко выраженный бытовой левша, но графический амбидекстр; ярко выраженный бытовой правша, но графический амбидекстр).

Состояние общей моторики Выводы : двигательно неловок, медлителен; ограничен объем активных движений; отстает в темпе, ритме, переключаемости движений; испытывает трудности при имитации движений “как идет солдат, летит птица, как режут хлеб” и т.д.; мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках; отмечаются трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений; замен движений и синкенезий не наблюдается;

Состояние общей моторики

Выводы : двигательно неловок, медлителен; ограничен объем активных движений; отстает в темпе, ритме, переключаемости движений; испытывает трудности при имитации движений “как идет солдат, летит птица, как режут хлеб” и т.д.; мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках; отмечаются трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений; замен движений и синкенезий не наблюдается;

Анатомическое строение органов артикуляц ии  В графе обследования отмечается наличие аномалий в строении:

Анатомическое строение органов артикуляц ии

В графе обследования отмечается наличие аномалий в строении:

  • Прикуса : окклюзии, т.е. особенности соотношения и смыкания верхней и нижней челюстей; прямой, глубокий, передний открытый, боковой открытый , перекрестный, прогения, прогнатия.
  • Челюстей : особенности размера и формы, наличие сужения и расширения верхней и нижней челюсти; наличие или отсутствие смещения нижней челюсти в состоянии покоя или при движении; направление смещения: вперед, назад, вбок - левостороннее или правостороннее смещение.
  • Зубов : особенности строения, форма, размер и местоположения зубов в зубных рядах, при этом отмечается их наклон и поворот вокруг своей оси: например, двойной ряд зубов; редкие, очень мелкие зубы - макрогнатия; неправильные форма и расположение зубов, зубы вне зубной дуги; сверхкомплектные зубы, отсутствие зубов в соответствии с возрастной нормой - адентия; диастемы, тремы и т.д.
  • Языка : нормальное строение и размеры языка, складчатый, раздвоенный кончик, макроглоссия, микроглоссия.
Подъязычной связки  : нормальная длина и строение уздечки языка, короткая, укороченная, толстая, утолщенная подъязычная связка; наличие послеоперационного узла. Твердого неба  : нормальное, куполообразное; высокое, «готическое»; низкое, плоское; наличие расщелин и их характер: расщелина сквозная/несквозная, односторонняя/двусторонняя, полная/неполная, сумбукозная. Мягкого неба  : нормальное или укороченное; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения мягкого нёба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; срастание мягкого неба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки. Носоглотки, ротовой полости и глотки  : носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; гипертрофия носовых раковин; увеличение парной небной миндалины, непарной язычной миндалины, непарной глоточной миндалины и т.д. Губ
  • Подъязычной связки : нормальная длина и строение уздечки языка, короткая, укороченная, толстая, утолщенная подъязычная связка; наличие послеоперационного узла.
  • Твердого неба : нормальное, куполообразное; высокое, «готическое»; низкое, плоское; наличие расщелин и их характер: расщелина сквозная/несквозная, односторонняя/двусторонняя, полная/неполная, сумбукозная.
  • Мягкого неба : нормальное или укороченное; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения мягкого нёба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; срастание мягкого неба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки.
  • Носоглотки, ротовой полости и глотки : носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; гипертрофия носовых раковин; увеличение парной небной миндалины, непарной язычной миндалины, непарной глоточной миндалины и т.д.
  • Губ : нормальное строение, тонкие, утолщенные; укорочение верхней губы, расщелина верхней губы: частичная/полная, односторонняя/двусторонняя; наличие послеоперационных рубцов; короткая/укороченная уздечка верхней/нижней губы, наличие послеоперационного узла после проведения пластики уздечки губы.

Состояние звукопроизношения

указывается характер нарушения:

  • Фонетического строя : фонетический строй сформирован достаточно/ изолированно, произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи / фонетические (антропофонические)

дефекты звукопроизношения - искажения: усредненность гласных; недостаток произношения свистящих; недостаток произношения шипящих; недостаток произношения сонорных; недостаток произношения губно-губных; недостаток произношения губно-зубных; недостаток произношения средненебных; недостаток произношения заднеязычных; недостаток произношения твердых согласных; недостаток произношения звонких согласных / фонологические дефекты (нарушение дифференциации звуков) - их замены.

  • Степень разборчивости речи : разборчивость речи не нарушена; разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая; речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих.

Выводы: имеются недостатки произношения; нарушено произношение звуков …; дефектно произносит оппозиционные звуки; недостатки произношения звонких согласных (оглушение); изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи; отсутствие, замена, искажение, смешение звуков; полиморфное нарушение звукопроизношения характера стертой формы дизартрии.

Состояние дыхательной функции, процессов жевания и глотания 1 . Указывая характер дыхательной функции , мы отмечаем: характер и возможности физиологического дыхания (носовой тип дыхания; ротовой тип - характерно несмыкание губ, отвисание нижней челюсти, «аденоидный» тип лица (широкая спинка носа, сглаженность носогубных складок, вялые крылья носа, апатичный взгляд, слегка опущенное, принужденное положение головы; причины: носовые полипы, аденоиды, опухоли носовой полости, искривление носовой перегородки, гипертрофия носовых раковин, увеличение парной небной миндалины, непарной язычной миндалины, непарной глоточной миндалины, деформация верхней челюсти и «готическое» небо, что уменьшает объем полости носа, смешанный тип дыхания).

Состояние дыхательной функции, процессов жевания и глотания

1 . Указывая характер дыхательной функции , мы отмечаем: характер и возможности физиологического дыхания (носовой тип дыхания; ротовой тип - характерно несмыкание губ, отвисание нижней челюсти, «аденоидный» тип лица (широкая спинка носа, сглаженность носогубных складок, вялые крылья носа, апатичный взгляд, слегка опущенное, принужденное положение головы; причины: носовые полипы, аденоиды, опухоли носовой полости, искривление носовой перегородки, гипертрофия носовых раковин, увеличение парной небной миндалины, непарной язычной миндалины, непарной глоточной миндалины, деформация верхней челюсти и «готическое» небо, что уменьшает объем полости носа, смешанный тип дыхания).

  • Тип физиологического дыхания : носовое; ротовое; смешанное.
  • Вид физиологического дыхания : ключичное/верхнегрудное; диафрагмальное; брюшное / нижнереберное; смешанное.
  • Нарушения дыхания : отсутствуют, дыхание свободное ( N ); затрудненное; поверхностное; неровное, неритмичное.
  • Дифференциация ротового и носового выдоха : сохранна ( N ); нарушена; ротовой выдох укорочен, вдох неглубокий.
  • Речевое дыхание : объем речевого выдоха (нормальный; недостаточный); длительность и интенсивность (норма; недостаточная); ритмичность (сохранна; нарушена);синхронность (сохранна; нарушена); плавность (сохранна; нарушена).

2. Указывая характер процессов жевания , мы отмечаем:

  • Откусывание (не нарушено - при нормальном смыкании зубов во фронтальном отделе ребенок откусывает резцами и отрывает кусок клыками, задействован фронтальный отдел; нарушено - при отсутствии нормального смыкания зубов во фронтальном отделе не откусывает, а как бы отрывает кусок пищи либо производит откусывание боковыми зубами с наиболее удобной для него стороны).
  • Собственно процесс жевания (отмечается преимущественное разжевывание пищи на одной стороне, активность жевательных движений, скорость пережевывания пищи, возможность ее размельчения: при нормальном (ортогнатическом) прикусе ядро ореха пережевывают в среднем за 14 с; при аномалиях зубочелюстной системы, характеризующихся уменьшением площадей жевательных поверхностей коронок зубов, контактирующих во время жевания, удлиняется время пережевывания пищи и затрудняется ее измельчение).

3 . Указывая характер процессов глотания , мы отмечаем: при нормальном глотании губы и зубы сомкнуты, мышцы лица не напряжены, время нормального глотания жидкой пищи - 0,2 с, твердой - 0,5 с; при затруднении глотания возникает компенсаторное напряжение мимических мышц в области углов рта, подбородка, могут дрожать и смыкаться веки, вытягиваться шея и наклоняться голова; заметно характерное напряжение мимических мышц- точечные углубления на коже в области углов рта, подбородка (симптом наперстка), всасывание губ, щек, нередко видны толчки кончиком языка и последующее выбухание губы; при грубом нарушении глотания (часто наблюдающемся при неврологической симптоматике) возникает поперхивание и захлебывание при глотании

Состояние голосовой функции В данной графе  отмечаются основные голосовые характеристики:

Состояние голосовой функции

В данной графе отмечаются основные голосовые характеристики:

  • Голос : сильный, звонкий; нормальный; чрезмерно громкий; чрезмерно тихий; с носовым оттенком; гнусавый; глухой; монотонный.
  • Способность модулировать голос : по высоте - высокий / низкий; по силе - глухой; сдавленный; хриплый; резкий; фальцет на фоне грудного регистра; назализованный; напряженный; дрожащий.
  • Атака голоса : твердая, мягкая.
  • Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции : сохранна ( N ); нарушена.

Состояние просодической организации звукового потока

В графе просодика отмечаются ее следующие характеристики:

  • Мелодико-интонационная сторона речи : не нарушена; слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, маломодулированный); отсутствие голосовых модуляций (голос не модулированный); нарушение интонационного оформления речи.
  • Темп речи : нормальный ( N ); ускоренный (тахилалия); замедленный (брадилалия); запинки; заикание.
  • Ритм речи : нормальный ( N ); дисритмия; растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов.
  • Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке) : правильная; нарушенная (деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки; излишне частая паузация, излишне редкая).
  • Выразительность : тембр (эмоциональная окраска высказывания); интонирование (способность употреблять основные виды интонации: повествовательную, воскли­цательную, вопросительную); употребление ударения (словесного, логического).

Выводы: речь неразборчивая, маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих; звуки произносятся нечетко; голос сильный, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый; дыхание свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное); темп и ритм речи в пределах нормы; словесное ударение употребляет правильно; интонационная речь недостаточно выразительна.

Фонематические процессы

В данной графе отмечается :

  • Фонематическое восприятие : способность различать и опознавать на слух фонемы- сохранена / нарушена; слухопроизносительная дифференциация звуков речи: не смешиваемых в произношении, смешиваемых в произношении - сохранена / нарушена; слуховая дифференциация правильно и искаженно произнесенных звуков - сохранена / нарушена.
  • Фонематический анализ (сформирован; недостаточен; не сформирован): определение места ударного гласного в слове (в начале, в середине, в конце); выделение ударного гласного в начале слова; определение места заданного согласного звука в слове (в начале, в середине: между гласными или в стечении согласных, в конце); определение согласного звука в слове (в начале: перед гласными или в стечении согласных; в середине: между гласными или в стечении согласных; в конце: после гласных или в стечении согласных); определение согласного звука по отношению к другим звукам.
  • Фонематический синтез (сформирован; недостаточен; не сформирован): составление слов из последовательно предъявляемых звуков.

Выводы: навыки звуко-буквенного анализа и синтеза недостаточно сформированы; допускает ошибки при определении количества звуков в слове; имеются затруднения в определении количества и последовательности звуков; определение места звука в слове сформировано; место звука по отношению к другим звукам определяет не всегда верно; имеются затруднения при определении количества и последовательности звуков на более сложном речевом материале.

Фонематические представления
  • Фонематические представления (сформированы; недостаточны; не сформированы): нахождение картинки или предмета, в названии которых есть заданный звук; подбор слов с заданным звуком; составление предложения, все слова которого начинаются на заданный звук; определение звука, преобладающего в словах предъявляемой фразы (предложения, текста);

Выводы: фонематический анализ и синтез сформированы, правильно производит слова из последовательно названных звуков; фонематические представления сформированы, правильно придумывает слова на заданные звуки, отбирает картинки; затрудняется придумать слово на заданный звук; слабо дифференцирует оппозиционные фонемы; неправильно дифференцирует слова: бочка – почка, малина – Марина; фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы; при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности.

В графе состояния слоговой структуры слова отмечается степень и уровень нарушения слоговой структуры слова:

В графе состояния слоговой структуры слова отмечается степень и уровень нарушения слоговой структуры слова:

  • Воспроизведение слоговой структуры слова , его звуконаполняемости: парафазии (замены звуков, слогов), элизии (пропуски звуков, слогов), итерации (повторения звуков, слогов), контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого), персеверации (отсроченное повторение), перестановки звуков, слогов, антиципации (замены предшествующих звуков последующими).
  • Ритмический рисунок слова : воспроизводит правильно / воспроизводит с ошибками; не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных; количество слогов в многосложных словах определяет неправильно; слова сложного звукового состава воспроизводит правильно.
Словарный запас  В данной графе отмечаем : объем словарного запаса; соотношение пассивного и активного словаря; наличие в словаре различных частей речи (глаголов, наречий, местоимений, прилагательных и др.); точность употребления слов; характер трудностей.

Словарный запас

В данной графе отмечаем : объем словарного запаса; соотношение пассивного и активного словаря; наличие в словаре различных частей речи (глаголов, наречий, местоимений, прилагательных и др.); точность употребления слов; характер трудностей.

  • Выводы : объем словаря (ограниченность, бедность, соответствие словаря возрастной норме); резкое расхождение объема пассивного и активного словаря; неточность употребления слов, многочисленные вербальные парафазии (смешения слов по родовидовым отношениям, замена обобщающих понятий словами конкретного значения); несформированность семантических полей; трудности актуализации слов (особенно предикативного -глаголов, прилагательных); трудности классификации слов на основе семантических признаков (семантически далеких и близких); словарь беден, неточен, ограничен обиходно – бытовой тематикой; не всегда точно использует слова; испытывает трудности при подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов; в речи чаще применяет имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные, наречия; не понимает значения многих слов и допускает многочисленные ошибки в их употреблении; часто использует слова не по назначению; допускает смешение слов по смыслу и по акустическому сходству; страдает понимание и употребление обобщающих понятий.
Состояние грамматического строя речи В данной графе отмечаем:

Состояние грамматического строя речи

В данной графе отмечаем:

  • Состояние функции словоизменения : изменение имен существительных по числам; изменение имен существительных по падежам; употребление формы родительного падежа множественного числа (с 5 лет); употребление предлогов (простых и сложных) на материале картинок или демонстрации действий; согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода (называние цвета - с 3 лет); согласование имен существительных с числительными два и пять.
  • Состояние функции словообразования : образование названий детенышей животных; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование относительных прилагательных от существительных; образование притяжательных прилагательных (с 6 лет); образование приставочных глаголов.
  • Выводы: морфологические и синтаксические аграмматизмы; владение синтаксическими конструкциями не соответствует возрастной норме; ограничены понимание и передача в самостоятельной речи смысловой связи слов; нарушения в овладении морфологическими и синтаксическими единицами (пропуск членов предложения; нарушение порядка слов в предложении; нарушение грамматических связей между словами; трудности в словообразовании; трудности в словоизменении); своеобразное употребление грамматических категорий (замены окончаний; их нерегулярное использование; неправильное воспроизведение фонетического состава грамматических морфем). ГСР недостаточно сформирован для данного возраста; в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции; допускает многочисленные ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций; имеется несогласование слов во фразе, аграмматизмы; не правильно употребляет предлоги, падежи; имеются ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число; в спонтанной речи аграмматизмы не выявлены; допускает ошибки в употреблении сложных предлогов; имеются ошибки в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах (семь карандашов, на зелеными деревьев); допускает ошибки в согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах; есть аграммматизмы при образовании прилагательных от существительных (сливочное варенье, волчачий хвост); присутствуют аграмматизмы при словоизменении и словообразовании.

В графе импрессивной речи отмечается понимание ребенком речи на уровне диалога

Оценивается : умеет слушать и понимать обращенную речь / невнимателен; легко входит в контакт / контакт затруднен; участвует в общении по инициативе других; пользуется невербальными средствами общения (конкретизировать), вербальными средствами (анализ состояния речи); активность в общении / активен; малоактивен.

Вывод: ребенок малоактивен; малоразговорчив; дополняет речь невербальными средствами; контакт затруднен; понимание речи сохранено.

В графе экспрессивная речь

1. Отмечаем состояние диалогической речи , т.е. коммуникативную функцию речи и способы реализации речевых средств в процессе диалога:

Анализ и оценка речевого поведения детей : умение участвовать в разговоре; умение отвечать на вопросы кратко или распространенно, точно следуя содержанию вопроса; умение свободно пользоваться речью; умение выслушать, вовремя вступить в разговор; умение самого задавать вопросы; разнообразие и точность словаря; характеристика синтаксической стороны речи; связность и логичность высказывания; аргументированность ответов; грамматическое и фонетическое оформление фраз; способы реализации речевых средств.

Выводы : высокий уровень речевой коммуникации (ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь; строит общение с учетом ситуации; легко входит в контакт с детьми и педагогом; ясно и последовательно выражает свои мысли; умеет пользоваться формами речевого этикета); средний уровень речевой коммуникации (ребенок умеет слушать и понимать речь; участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое); низкий уровень речевой коммуникации (ребенок малоактивен и малоразговорчив с детьми и педагогом; невнимателен; редко пользуется формами речевого этикета; не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание; дополняет речь невербальными средствами).

2. Отмечаем состояние монологической речи:

  • Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам : способность к самостоятельному употреблению смысловых предикативных отношений; умение передать их в виде соответствующей по структуре фразы, при отсутствии фразового ответа задается второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на изображенное действие («Что делает мальчик?»); особенности составления фраз (смысловое соответствие, грамматическая правильность, наличие пауз, характер наблюдаемого аграмматизма).
  • Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок: полнота рассказа; точность отражения в рассказе основных свойств предмета; наличие логикосмысловой организации сообщения; последовательность в описании признаков и деталей предмета; использование языковых средств словесной характеристики.

Выводы: высокий уровень (самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображённый сюжет; соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами; рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учётом возраста детей); удовлетворительный уровень (рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку); достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображённому сюжету); отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз); недостаточный уровень (рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или её конкретную деталь; нарушена связность повествования; отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия); низкий уровень (рассказ составлен с помощью наводящих вопросов; его связность резко нарушена; отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображённому сюжету; встречаются смысловые ошибки; рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках).

Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа):
  • Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа): полнота передачи содержания текста; наличие смысловых пропусков, повторов; соблюдение логической последовательности изложения; наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа; связность рассказывания; соответствие грамматического оформления высказывания языковым нормам.

Выводы : высокий уровень (пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения; употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения; пересказ составлен без нарушений грамматических и лексических норм); средний уровень (пересказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие во­просы, побуждения); содержание текста передается полностью; пересказ не содержит аграмматизмов; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, стереотипность оформления высказываний; единичные нарушения структуры предложений); низкий уровень (пересказ составлен по вопросам; связность изложения значительно нарушена; отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки; нарушается последовательность изложения; отмечаются бедность и однообразие употребляемых языковых средств; аграмматизмы); задание не выполнено (пересказ даже по вопросам недоступен).

Составление рассказа-описания:

высокий уровень (в рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение; соблюдается определённая логическая последовательность в описании признаков предмета (например, от описания основных свойств - к второстепенным и др.); соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа (микротемами), используются различные средства словесной характеристики предмета (определения, сравнения и др.);

удовлетворительный уровень (рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершённостью, в нём отражена большая часть основных свойств и качеств предмета; отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков (перестановка или смешение рядов последовательности), смысловая незавершённость одной - двух микротем, отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказываний);

недостаточный уровень (рассказ составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен – в нём не отражены некоторые (2 - 3) существенные признаки предмета; отмечаются: незавершённость ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; отображение признаков предмета в большей части рассказа носит неупорядоченный характер; выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений);

низкий уровень (рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета; описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков; не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-сообщения: простое перечисление отдельных признаков и деталей предмета имеет хаотичный характер; отмечаются выраженные лексико -грамматические нарушения; ребёнок не в состоянии составить рассказ- описание самостоятельно).

Логопедическое заключение

В данной графе рекомендуется указать характер нарушений речи на основе психолого-педагогической и клинико-педагогической классификаций, поскольку:

Симптомологическая (психолого - педагогическая) классификация учитывает , какие компоненты речи

нарушены и в какой степени.

В данной классификации присутствуют следующие группы нарушений речи:

фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения от дельных звуков (НПОЗ).

При ФНР нарушены фонетическая сторона речи] (звукопроизношение, звукослоговая структура слова,

просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например,

только звукопроизношение или звукопроизношение и звукослоговая структура слова).

Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР). При ФФНР наряду с нарушением фонетической

стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия

(слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;

нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР),

При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы

(чаще всего в результате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный

запас, нарушение грамматического строя речи.

Общее недоразвитие речи (ОНР I , II и III уровня), а также нерезко выраженное общее

недоразвитие речи (НОНР).

При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая

сторона речи, лексика, грамматический строй.

Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР; недоразвитие фонематического слуха и

фонематического восприятия; полиморфное нарушение звукопроизношения, дислексия и дисграфия; сложная

форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза);

имеется нерезко выраженная дисграфия; аграмматическая дислексия и дисграфия; фонематическая дислексия,

дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза;

Клинико-педагогическая классификация  раскрывает механизмы, формы и виды речевых расстройств. При этом учитываются следующие формы речевых расстройств (медицинский диагноз) : дислалия, дизартрия или стертая форма дизартрии, ринолалия, расстройства голоса, моторная, сенсорная алалия, детская афазия, задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи при задержке психического развития (ЗПР), ОНР невыясненного патогенеза, заикание, тахилалия, спотыкание (полтерн).

Клинико-педагогическая классификация раскрывает механизмы, формы и виды речевых расстройств.

При этом учитываются следующие формы речевых расстройств (медицинский диагноз) :

дислалия, дизартрия или стертая форма дизартрии, ринолалия, расстройства голоса,

моторная, сенсорная алалия, детская афазия, задержка речевого развития (ЗРР), общее

недоразвитие речи при задержке психического развития (ЗПР), ОНР невыясненного

патогенеза, заикание, тахилалия, спотыкание (полтерн).

Варианты пересечения двух классификаций   Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ): дислалия, дизартрия или стертая дизартрия, нарушения голоса, ринолалия. Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР): дислалия, дизартрия или стертая дизартрия, ринолалия. Недоразвитие лексико-грамматического строя речи (ЛГНР): выход из моторной (сенсорной) алалии, по типу задержки речевого развития, при ЗПР, невыясненного патогенеза. Общее недоразвитие речи (ОНР I , II , III уровня, НОНР): моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия, дизартрия или стертая дизартрия, по типу задержки речевого развития, при ЗПР, невыясненного патогенеза. •  Нарушение темпа и ритма речи:

Варианты пересечения двух классификаций

Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ):

  • дислалия,
  • дизартрия или стертая дизартрия,
  • нарушения голоса,
  • ринолалия.

Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР):

  • дислалия,
  • дизартрия или стертая дизартрия,
  • ринолалия.

Недоразвитие лексико-грамматического строя речи (ЛГНР):

  • выход из моторной (сенсорной) алалии,
  • по типу задержки речевого развития,
  • при ЗПР,
  • невыясненного патогенеза.

Общее недоразвитие речи (ОНР I , II , III уровня, НОНР):

  • моторная алалия,
  • сенсорная алалия,
  • сенсомоторная алалия,
  • дизартрия или стертая дизартрия,
  • по типу задержки речевого развития,
  • при ЗПР,
  • невыясненного патогенеза.

• Нарушение темпа и ритма речи:

  • -заикание,

Примерные формулировки логопедических характеристик:

  • Полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10 - 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и двухсловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи;
  • Полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несфомированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1-2 предложения вместо пересказа);
  • Полиморфное нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий .

 

Основные причины трудностей усвоения учебного материала

Основные причины трудностей усвоения учебного материала

  • Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью или вследствие соматической ослабленности;
  • трудности адаптации в школьном учреждении;
  • нарушение моторики в виде недостаточной координации движений;
  • незрелость эмоционально – волевой сферы;
  • педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий ребенка;
  • гиперопека родителей;
  • недостатки внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля;
  • двигательная расторможенность, гиперактивность;
  • ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире и т.д.;
  • трудности начались со второго полугодия, после болезни;
  • недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций педагогов;
  • трудности овладения учебными терминами, понятиями;
  • слабо развито словесно-логическое мышление;
  • недостаточное развитие связной речи;
  • трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в заданном темпе);
  • невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, энурез и т.д.)
Рекомендации

Рекомендации

  • Диагностическое обследование ребенка и сбор данных;
  • избегать интеллектуальные и психологические нагрузки;
  • ребенок нуждается в индивидуальном подходе и постоянном контроле со стороны взрослых;
  • перед объяснением нового материала проводить пропедевтические упражнения;
  • в целях компенсации и выравнивания недостатков физического, психического и речевого развития, избегая перегрузок, рекомендуется повторный курс обучения (или обучение в специальной коррекционной школе);
  • систематизировать, расширять и уточнять имеющиеся учебные знания и сведения об окружающем мире;
  • пополнение и уточнение имеющихся знаний;
  • систематизация умения и навыков;
  • рекомендуется консультация у специалистов…;
  • во избежание “школьной неуспешности” рекомендовано посещение школы с 7 летнего возраста;
  • рекомендован дополнительный отдых;
  • уменьшение интеллектуальной и эмоциональной нагрузки;
  • посещение занятий с психологом и логопедом;
  • устранение пробелов в имеющихся знаниях;
  • довести до необходимого уровня учебную деятельность;
  • стимулировать самооценку;
  • создание возможности выбора…;
  • повышение личной ответственности;
  • создание благоприятной обстановки в группе, дома и т. д.;
  • оказание помощи в обретении веры в свои силы;
  • рекомендован повторный курс обучения;
  • проведение дополнительного обследования с целью определения ребенка на дальнейшее обучение с учетом его уровня развития;
  • восполнение пробелов в имеющихся у него знаний;
  • ребенку необходим поэтапный контроль и частая смена видов деятельности;
  • для развития мотивации желательно использование занимательного материала, видов и приемов заданий, вызывающих интерес учащихся, создание ситуации “успеха”;
  • единство требований к ребенку логопеда, воспитателей, родителей и других специалистов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Использование логоритмических приемов в практике учителя-дефектолога

Автор: Царевская Екатерина Валерьевна

Дата: 13.03.2015

Номер свидетельства: 185724


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства