Просмотр содержимого документа
«Инновационный проект « Развитие эмоционального интеллекта как средства профилактики эмоционального выгорания педагогов.»»
Инновационный проект« Развитие эмоциональногоинтеллекта как средства профилактики эмоционального выгорания педагогов.»
.
Содержание
Паспорт проекта.
Актуальность.
Целевые ориентиры.
Ожидаемые результаты.
Теоретические основы.
Основные понятия.
Основные направления работы.
Этапы проекта.
Список литературы.
Паспорт проекта
Тип проекта: исследовательский (инновационный)
Участники: проект направлен на работу с детьми и педагогами.
Паспорт проекта
Идея проекта: организовать работу по созданию инновационного продукта.
« Развитие эмоциональногоинтеллекта педагога ДОУ как средства профилактики эмоционального выгорания педагогов.»
Актуальность проекта
Актуальность темы исследования состоит не только в теоретическом и экспериментальном обосновании возможности рассмотрения эмоционального интеллекта как фактора профилактики эмоционального выгорания педагога, но и возможной разработке на этой основе психологических программ профилактики и коррекции синдрома выгорания у педагогических работников.
Целевые ориентиры
Цель : рассмотреть влияние эмоционального интеллекта как фактора профилактики синдрома выгорания.
В соответствии с целью исследования были поставлены и решены следующие задачи :
- Дать теоретический анализ научной литературы по теме исследования и уточнить понятийный аппарат.
- Определить основные направления работы по развитию эмоционального интеллекта педагога.
- Разработать систему занятий и упражнений по развитию эмоционального интеллекта педагогов в форме электронного пособия с помощью программы Autoplay.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты: инновационная система работы по организации развития эмоционального интеллекта педагогов.
Целевая аудитория использования результата продукта проекта:
Проблема эмоционального выгорания личности далеко не новая научная проблема, берущая своё начало в зарубежной психологии и педагогикев конце XX в. (X. Дж. Freudenberger, 1974; К. Маслач, 1982; В. Pelman, Е. Harman,1982; Н. Kuunarpuu, 1984; К. Kondo, 1991 и др.), проблема эмоционального выгорания получила своё развитие в трудах и исследованиях отечественных психологов (В.В. Бойко, Т.В. Форманюк, Т. И. Ронгинская, Н. В. Гришина, JI.M. Митина, В. Е. Орёл).
Особо следует отметить работы О.А. Конопкина (1995), В.И. Моросановой (1998), исследующих проблему эмоционального выгорания в контексте саморегуляции личности, Р.П. Мильруда — в контексте эмоциональной регуляции личности, а также работы Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой, М.В. Борисовой, посвящённые проблеме эмоционального выгорания педагога.
Основные понятия
Инновация – это введение чего-либо нового; нововведенная вещь; модернизация; реформа (Комлев Н.Г., Словарь иностранных слов. - М., 2006).
Педагогическая инновация – это нововведение в педагогической деятельности, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания (В.Н. Иванченко, Инновации в образовании., Ростов н/Д – Феникс 2011).
Основные понятия
Эмоциональное выгорание– это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Эмоциональный интеллект- группа ментальных способностей, которые участвуют в осознании и понимании собственных эмоций и эмоций окружающих. Он включает в себя - самосознание и контроль, настойчивость, энтузиазм и мотивацию, эмпатию (сочувствие), социальную адаптивность.
Основные направления работы
Работа с педагогами Работа со специалистами ДОУ
Этапы проекта1 этап
изучение литературы по теме проекта;
подбор диагностического материала;
выбор и конкретизация направлений работы;
2 этап
Работа с педагогическим коллективом.
Проведение диагностирования педагогов по выбранным методикам.
Психодиагностика:
методика оценки EQ Н. Холла
Семинар-практикум:
Игровые педагогические технологии для развития эмоциональной сферы.
Тренинги:
« Тренинг развития эмоциональной гибкости педагога»
«Профилактика СЭВ у педагогов».
Разработать систему занятий и упражнений по развитию эмоционального интеллекта педагогов в форме электронного пособия с помощью программы Autoplay
3 этап
Заключительный
Провести повторное диагностирование педагогов.
Провести круглый стол по итогам реализации проекта и дальнейшего его развития.
Подготовить публикацию материалов в СМИ
Список литературы
Гоулман Дэниел, Эмоциональный интеллект ; пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. - 478с.
Загвоздкин В.К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания// Управление ДОУ. 2008. № 4.
Орме Г . Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М., 2003.