Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности»
«Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности»
Махиянова Е.К.
«Ребёнок не лотерейный билет,на который должен пасть выигрышв виде портрета в зале магистратурыили бюста в фойе театра.В каждом есть своя искра, которая может зажигать костры счастьяи истины,и в каком-нибудь десятом поколении» быть может, заполыхает он пожаром гения и спалит свой род,одарив человечество светом нового солнца»
Януш Корчак
В программных документах Министерства образования РФ
(Закон «Об образовании», «Концепция дошкольного воспитания», «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» и других)утверждается право ребёнка на самореализацию и творческий поиск .
В«Концепции дошкольного воспитания»подчеркивается, что при формировании базиса личностной культуры рождаются и развиваются такие главные образующие личности, как воображение и основанное на нем творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность ребёнка активно действовать в мире.
Воображение - основа активного участия ребёнка в разных видах деятельности:
предметно-практической,игровой,коммуникативной,эстетической и т.д.
предметно-практической,
игровой,
коммуникативной,
эстетической и т.д.
Творческие способности-это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода .
Способности–
не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности.
Шаги развития творческих способностей:1 шаг- раннее физическое развитиеребёнка.2 шаг-создание обстановки, опережающейразвитиедетей.3 шаг -предоставлении ребенку большойсвободы в выборе деятельности, вчередовании дел, впродолжительностизанятий однимкаким-либо делом, ввыбореспособов и т.д.4 шаг-тёплая дружелюбная атмосфера всемье и детском коллективе.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Инновационные технологии- это система методов, способов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.
«Сказкотерапия в работе с дошкольниками» Молодняковой А.В.,
«Развивающая сказкотерапия для дошкольников» Капской А.Ю.
В ДОУ широко используются технологии:
исследовательского обучения С. Кейплан
Т.А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов»
ТРИЗ, Г.С. Альтшуллера
моделирования JI.A. Венгера и т.д.
На протяжении трех лет наше учреждение работает по теме:«Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности».
Пособия по ручному труду,конструированию избумаги:- Т.Н. Давыдова«Бумагапластика»- Н.Г. Пищикова«Работа с бумагой в нетрадиционной технике».
Работа с бумагой по «Программе «От рождения до школы »под редакцией
Н. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой
начинается со второй младшей группы.
Картины из бумаги
Техникабумагокручения и бумагопластики
- способствует развитию образного мышления детей, развивает эстетический вкус и художественно-творческие способности дошкольников т.е. умение передавать форму и строение предмета, цвет и сочетание цветов, пропорциональность частей композиции, использовать разные способы работы с бумагой для решения замысла.
Техникабумагокручения и бумагопластики
Развитие полноценной творческой личности невозможно без изобразительной деятельности, она создает благоприятные условия для эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. На этой основе развивается художественный вкус.
Пластилинография
методика Г.Н. ДавыдовойПонятие «пластилинография» имеет два смысловых корня:«пластилин»подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.«графия»- создавать, изображать.
Пластилинография
Лепка из соленого теста
Этапы развития детских изобразительных способностей:
Доизобразительный
начинается с того момента, когда в руки ребенка попадает изобразительный материал: бумага, карандаш, кусок пластилина, мелок.
Это период 1 года до 3 лет.
Изобразительный
появляется с началом сознательного изображения предметов. Деятельность детей на этом этапе приобретает творческий характер. Первые изображения предметов в рисунке, лепке очень просты, в них обычно отсутствуют не только детали, но и часть основных признаков(дети 3 лет).
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач:
во-первых,необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
во-вторых,сформировать у них изобразительные навыки и умение
Нетрадиционные техники рисования
Младший дошкольный возраст:
рисование пальчиками и ладошками
Нетрадиционные техники рисования
оттиск печатки из картофеля
Нетрадиционные техники рисования
тычок жесткой полусухой кистью
Нетрадиционные техники рисования
средний дошкольный возраст
оттиск поролоном
Нетрадиционные техники рисования
оттиск печатками из ластика
Нетрадиционные техники рисования
свеча + акварель
восковые мелки + акварель
Нетрадиционные техники рисования
отпечатки листьев
Нетрадиционные техники рисования
Старший дошкольный возраст
кляксография
обычная
кляксография
с трубочкой
Нетрадиционные техники рисования
монотипия пейзажная
монотипия предметная
Нетрадиционные техники рисования
печать по трафарету
Нетрадиционные техники рисования
Кляксография с ниточкой»
Нетрадиционные техники рисования
Черно-белый граттаж Цветной граттаж
Технологии развития творческих способностей :
Для развитиятворческих способностейдетей в изобразительной деятельности используются технологии Т.Дороновой, Б. Неменского, Р. Чумичевой.
Для развитиятворческих ритмических способностейиспользуется технология Бурениной, а в слушании музыки - Радыновой.
методы проблемного обучения
метод проектов
Технологии развития творческих способностей :
В работе над развитием художественного литературного творчества у дошкольников - это сочинение сказок, рассказов, стихов, воспитатели используют технологию Ткаченко Т.А.
В старшем дошкольном возрасте активно используется технология моделирования, разработанная JI.A. Венгером.
В старшем дошкольном возрасте используем метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой.
технологии составления сравнений, составления загадок А.А. Нестеренко
ТРИЗ
технологии развивающего обучения с дошкольниками В. Воскобовича.
Говоря о проблеме развития творческих способностей детей, можно с уверенностью сказать, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны педагогов, так и со стороны семьи. Поэтому активными участниками педагогического процесса должны являтся родители.