Просмотр содержимого документа
«Инициатива родителей в жизни детского сада - за-лог успеха гармоничного развития дошкольников.»
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по социально-
личностному развитию детей №17 «Светлячок».
Инициатива родителей в жизни детского сада - залог успеха гармоничного развития дошкольников.
Выполнила:
Музыкальный руководитель Арнаутова Т.Е.
ВВЕДЕНИЕ
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.
В соответствии с Законом «Об образовании» и «Типовым положением о ДОУ», одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Проблема взаимодействия детского сада и семьи в настоящее время является одной из самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия.
Поэтому необходим единый курс на создание единого образовательного пространства, как в семье, так и ДОУ.
Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. И как бы серьезно не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокой ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.
Всю работу с родителями в детском саду можно свести к следующему:
- Изучение потребности родителей в образовательных услугах,
- Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогическойкультуры.
Основная цель и задачи
Взаимосвязь семьи и детского сада - один из важнейших факторов повышения воспитания подрастающего поколения.
Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими знаниями по вопросам воспитания и развития детей, но применить на практике свои знания не всегда умеют. Здесь и важна помощь педагога, который поможет родителям теоретические знания преобразовать в практику радостного общения с ребенком. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух составляющих – семьи и ДОУ.
Моя работа с семьями дошкольников организуется на основе следующих принципов:
- параллельности воздействия детского сада и семьи на детей,
- взаимодополнения воздействия детского сада и семьи на детей,
- организации совместной деятельности взрослых и детей в детском саду исемье.
Цель работы:раскрыть актуальные формы и методы взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательно-образовательного процесса.
Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
- Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников
- Установить доверительные партнерские отношения с семьей каждого воспитанника,
- Разработать интерактивные формы работы с родителями,
- Объединить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей.
Этапы работы по этой теме:
Изучение литературы по данному вопросу,
Знакомство с современными подходами и формами взаимодействия семьи и ДОУ,
Разработка новых интерактивных форм работы с родителями.
Анкетирование родителей.
Анализ результатов работы.
Особенности взаимодействия между педагогом и семьей
«Взаимодействие - философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие - универсальная формадвижения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы».
Большой Энциклопедический словарь. 2000.
По мнению Т.А.Куликовой, взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих.
Как отмечает Т.А.Куликова, главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и учреждения. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей.
По мнению авторов: Агавелян М.Г., Даниловой Е.Ю., Чечулиной О.Г., в повседневном общении педагоги и родители часто упускают из вида положительные особенности ребёнка и сосредоточиваются в основном на его отрицательных проявлениях.
Т.А.Куликова предостерегает педагогов от такой типичной ошибки, как сообщение родителям о негативных особенностях воспитанника, которая может спровоцировать недоверие к педагогу, на фоне которого дальнейшие совместные действия взрослых будут невозможны. Скорее всего, родители начнут жалеть своего ребёнка, вынужденного общаться с таким «плохим» педагогом.
Поэтому внешняя цель первого этапа взаимодействия педагога с родителями — «перестановка акцентов», а внутренняя — установление доверительных отношений с родителями.
Второй и третий этапы установления доверительно-деловых контактов с родителями показывают, насколько условным является выделение интерактивной, коммуникативной и перцептивной сторон общения. Вступление в контакт, установление взаимоотношений, налаживание взаимодействия невозможно без обмена информацией, т.е. интерактивная сторона тесно переплетается с коммуникативной.
На втором этапе установления доверительно-деловых контактов педагог может передать родителям те неожиданные или интересные знания о ребенке, которые не могли быть ими получены в семье (например данные, которые формируются у ребенка на занятиях, при участии в индивидуальных видах деятельности со сверстниками и педагогом). При этом педагог доверительно сообщает родителям о своих затруднениях и советуется с ними, как поступить. Помимо внешней цели - знакомства родителей с особенностями ребенка, проявляющимися в отличающейся от семьи социальной среде, — существует внутренняя цель:сформировать уродителей установку на сотрудничество.
На третьем этапе взрослые меняются ролями. Педагог знакомится с проблемами семьи, возникающими в ходе воспитания ребенка. В этом случае у них возникнет потребность поделиться сведениями о проявлении не только положительных, но и отрицательных сторон индивидуальности ребенка. Внешней целью этого этапа является предоставление возможности родителям проявить свою готовность к сотрудничеству, внутренней — вызвать потребность в исследовании ребенка.
Четвертый этап установления доверительно-деловых контактов с родителями состоит в совместных исследованиях личности ребенка, выработке согласованного взгляда на его воспитание, коррекции всеми взрослыми своих воспитательных позиций, на основании чего реализуется единое педагогическое воздействие. При этом внешняя и внутренняя цели совпадают и состоят в изучении и формировании личности ребенка на основе пересмотра существующих стереотипов воспитания и достижения в нем единства всех воспитывающих взрослых
Т.А. Куликова отмечает, что доверие родителей к педагогу должно основываться на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).
Таким образом, я пришла к выводу, что отношения педагога с родителями должны осуществляться на основе сотрудничества и доверительных отношений друг к другу.
Для успешного осуществления деятельности взаимодействия педагога и родителей я выделяю основные требования к себе лично:
-анализ
-планирование
-постановка задач
-мотивация
Управление всеми процессами предполагает:
-грамотность подачи информации
-инициатива
-авторитет, как система влияния
-мнение каждого из родителей (даётся возможность высказаться)
-позиция педагога (отторжение любого предложения в виде навязывания, конструктивно организовывать обсуждение, подводить итог, корректно добавляя свою логику).
Качественное управление процессом взаимодействия с родителями приводит к конструктивному суждению и на удовлетворённость всех сторон, а также желание родителей приходить, общаться и участвовать в жизни образовательного учреждения.
Условия, необходимые для организации взаимодействия детского сада и семьи
1. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.
2.Это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу и иметь возможность в удобное для них время прийти в доу, понаблюдать, чем занят ребенок.
3.Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии.
Формы общения педагога с родителями в детском саду
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях педагогов, родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому педагоги должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.
Презентация дошкольного учреждения
Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.
В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами: (психологом, муз. руководителем, физ. инструктором и т.д.).
Анкетирование родителей.
Анкета.
1. Часто ли, на Ваш взгляд, болеет Ваш ребенок?
а) Да
б) Нет
в) Если есть заболевание, на которое нужно обратить внимание, укажите
его ________________________________________________________
2. Какие кружки в других учреждениях города посещает Ваш ребенок?
7. Участие детей в городских мероприятиях, например: «Серебристый дождик», предполагает внесение посильной родительской платы на приобретение костюма для выступления. Готовы ли Вы к этому?
а) Да
б) Нет
От эффективности нашей совместной деятельности зависит успешное музыкальное развитие Вашего ребёнка.
Спасибо за ответы на вопросы.
Музыкальный руководитель Арнаутова Т.Е.
Анкетирование родителей.
Консультации для родителей.
Семинар для родителей.
Круглый стол по формированию готовности к школе.
Праздники для родителей.
День матери (сред. гр.).
Перед спектаклем.
Оформление для кукольного театра.
Смотрим кукольный театр.
Играем.
Встречаем клоуна.
Рядом с мамой.
Задание для мам.
Готовимся к чаепитию.
Мама, папа, я – спортивная семья.
Масленица.
Масленица.
День защитника отечества (сред. гр).
С родителями танцуем и играем на муз. инструментах.
День защитника отечества (стар. гр). День защитника отечества (разновозраст. гр).
День защитника отечества (подг. гр). 8 марта (разновозраст. гр.) Выпускники в гостях. Развлечения. ПДД (сред. гр.) ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детский сад играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает знания, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями». Хотя второе является составной часть первого. Взаимодействие обязательно подразумевает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь.
Смысл работы с родителями с помощью интерактивных методов не только в установлении контактов с родителями, но и в том, что благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве родители лучше воспринимают советы педагога, становятся более открытыми для восприятия новой информации.
На сегодняшний день можно сказать, что в нашем доу сложилась система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч, создана атмосфера взаимоуважения.
Анализ результативности опыта показал следующее:
- у родителей появился интерес к содержанию образовательного процесса с детьми,
- родители стали стремится к индивидуальным контактам,
- возникают дискуссии по инициативе родителей, повысилась их активность при анализе педагогических ситуаций, также родители стали размышлять о правильности использования тех или иных методов воспитания;
- родители стали проявлять больше участия в совместной творческой деятельности с детьми.
Эффективность проделанной работы подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы родителей в жизни детского сада.
Библиография
1. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. – с. 23-35.
2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
3. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис — пресс, 2006. - 128с. - (Дошкольное воспитание и развитие)
4. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 112с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).
5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с)
5. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть II. – М.: ООО Издательство «Скрипторий», 2008.
6. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: Метод.пособие. – 5-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004г.
8. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 64с.
9. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 56с.
10. Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, № 9.
По теме: методические разработки, презентации и конспек