kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование социально-личностных качеств у дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование социально-личностных качеств у детей в контексте требований ФГОС в рамках подготовки к школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование социально-личностных качеств у дошкольников»

Каташук Н.Н., учитель первой квалификационной категории МБОУ СОШ № 120

Каташук Н.Н.,

учитель первой

квалификационной категории

МБОУ СОШ № 120

« Воспитание ребёнка в действительности означает воспитание жизни в ребёнке. Учитель должен воспитывать не ребёнка, а жизнь в ребёнке».  (Ш. Амонашвили.)

« Воспитание ребёнка в действительности означает воспитание жизни в ребёнке. Учитель должен воспитывать не ребёнка, а жизнь в ребёнке».

(Ш. Амонашвили.)

Нормативно-правовая база:   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; Конституции РФ и законодательства РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.    В нормативно-правовых документах, обозначивших новые цели и задачи в дошкольном и начальном общем образовании, подчеркивается особая роль социально-личностного развития детей, как основного условия формирования социальной позиции, опыта социально-общественных отношений. Решение задач, обеспечивающих развитие у детей социально-личностных качеств на ступенях дошкольного и начального образования, является продуктивным при условии непрерывности и преемственности данного процесса. В ФГТ одним из основных направлений является социализация, обеспечивающая достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений.

Нормативно-правовая база:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
  • Конституции РФ и законодательства РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.

 

В нормативно-правовых документах, обозначивших новые цели и задачи в дошкольном и начальном общем образовании, подчеркивается особая роль социально-личностного развития детей, как основного условия формирования социальной позиции, опыта социально-общественных отношений. Решение задач, обеспечивающих развитие у детей социально-личностных качеств на ступенях дошкольного и начального образования, является продуктивным при условии непрерывности и преемственности данного процесса. В ФГТ одним из основных направлений является социализация, обеспечивающая достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Стандарт направлен на решение следующих  задач: 1) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 2) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

2) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Стандарт направлен на решение следующих задач: 3) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности; 4) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Стандарт направлен на решение следующих задач:

3) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

4) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

ФГТ в сфере дошкольного образования Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.  Являясь приоритетным, социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка.  ФГОС НОО подчеркивает, что начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении.

ФГТ в сфере дошкольного образования

  • Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

  • Являясь приоритетным, социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка.

ФГОС НОО подчеркивает, что начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении.

Основные понятия

  • Личность - это человек, который достиг определённого, достаточно высокого уровня  своего психического развития ( Л.И. Божович).
  • Развитие личност и- последовательность и поступательность изменений, которые происходят в сознании и поведении личности.
  • Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
  • Социально-личностное развитие - процесс и результат двух взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов: социализации и интериоризации, которые направлены на вхождение ребёнка в социокультурную среду.

Социально - личностная готовность к школе включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учителям и учебной деятельности. Эта готовность включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями, с одноклассниками. Ребёнку важно уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям школьной жизни. Социально - личностная готовность к школе включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учителям и учебной деятельности. Эта готовность включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями, с одноклассниками. Ребёнку важно уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям школьной жизни.

Социально - личностная готовность включает: Социальная позиция Права и обязанности Отношение к школе, учителям, учебной деятельности Мотивация Коммуникативные качества Умение общаться с учителями, одноклассниками Включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учителям и учебной деятельности. Эта готовность включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями, с одноклассниками. Ребёнку важно уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям школьной жизни.

Социально - личностная готовность включает:

Социальная позиция

Права и обязанности

Отношение к школе, учителям, учебной деятельности

Мотивация

Коммуникативные качества

Умение общаться с учителями, одноклассниками

Включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учителям и учебной деятельности. Эта готовность включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями, с одноклассниками. Ребёнку важно уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям школьной жизни.

Особенности, которые приводят к изменению общего уровня психологической готовности к школе:

Особенности, которые приводят к изменению общего уровня психологической готовности к школе:

  • сокращается время, используемое для традиционных игр (сюжетно-ролевые, с правилами, развивающие);
  • традиционные игры замещаются компьютерными играми и просмотром телепередач
  • родители стремятся начать систематическое обучение ребенка как можно раньше;
  • наблюдается уподобление обучения дошкольников обучению младших школьнико в.
   создание   атмосферы  доброжелательности, взаимопонимания и любви; обучение   умению  слушать и слышать другого; развитие  умения  использовать мимику, пантомимику и голос в общении;  развитие  у детей навыков общения в различных  жизненных ситуациях; обучение  умению  использовать  формулы речевого этикета адресовано и мотивировано; .   Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет   успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий

 

  • создание   атмосферы  доброжелательности, взаимопонимания и любви;
  • обучение   умению  слушать и слышать другого;
  • развитие  умения  использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
  • развитие  у детей навыков общения в различных  жизненных ситуациях;
  • обучение  умению  использовать  формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

.

 

Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет   успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий

   воспитание  доброжелательного  отношения  к сверстникам; формирование  чувства симпатии между участниками общения;  объяснение  детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие; обучение  умению детей владеть собой; развитие  умения  анализировать ситуацию; целенаправленное  формирование  у детей коммуникативных  навыков.   Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий

 

  • воспитание  доброжелательного  отношения  к сверстникам;
  • формирование  чувства симпатии между участниками общения;
  • объяснение  детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;
  • обучение  умению детей владеть собой;
  • развитие  умения  анализировать ситуацию;
  • целенаправленное  формирование  у детей коммуникативных  навыков.

 

Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий

Как сделать так, чтобы первокласснику в школе было комфортно, чтобы его первые неудачи не омрачили всю дальнейшую школьную жизнь?    Поступление ребёнка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. Чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, ребёнок должен быть готов к новым формам сотрудничества.

Как сделать так, чтобы первокласснику в школе было комфортно, чтобы его первые неудачи не омрачили всю дальнейшую школьную жизнь?

Поступление ребёнка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. Чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, ребёнок должен быть готов к новым формам сотрудничества.

Как сложится обучение ребенка в первом классе, во многом зависит от наших с вами усилий. Как встретится ребенок со школой, во многом будет зависеть от того, какое отношение к школе у него сложится, какие ожидания будут сформированы.
  • Как сложится обучение ребенка в первом классе, во многом зависит от наших с вами усилий.
  • Как встретится ребенок со школой, во многом будет зависеть от того, какое отношение к школе у него сложится, какие ожидания будут сформированы.
Серьезное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться на

Серьезное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться на

  • стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать и многому научиться;
  • воспитании в детях самостоятельности, интереса к школе;
  • воспитании доброжелательного отношения к окружающим, уверенности в себе,
  • отсутствии боязни высказывать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами.
Чем же характеризуется самостоятельный ребёно к? Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать, в готовности искать ответы на возникающие вопросы.   Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества. Самостоятельный ребенок - это, прежде всего, ребенок, который в результате опыта успешной деятельности, подкрепленной одобрением окружающих, чувствует себя уверенно. Вся ситуация школьного обучения (новые требования к поведению и деятельности ученика, новые права, обязанности, отношения) основывается на том, что за годы дошкольного детства у ребенка сформировались основы самостоятельности, элементы саморегуляции, организованности. Умение относительно самостоятельно решать доступные задачи составляет предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе.

Чем же характеризуется самостоятельный ребёно к?

Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать, в готовности искать ответы на возникающие вопросы.

Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества.

Самостоятельный ребенок - это, прежде всего, ребенок, который в результате опыта успешной деятельности, подкрепленной одобрением окружающих, чувствует себя уверенно. Вся ситуация школьного обучения (новые требования к поведению и деятельности ученика, новые права, обязанности, отношения) основывается на том, что за годы дошкольного детства у ребенка сформировались основы самостоятельности, элементы саморегуляции, организованности. Умение относительно самостоятельно решать доступные задачи составляет предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе.

Трудности при отсутствии самостоятельности: серьезные нервно-психические перегрузки; чувство тревоги и неуверенности в себе; беспомощность при выполнении заданий. Первоклассник, у которого не развита самостоятельность испытывает в школе серьезные нервно-психические перегрузки. Новая обстановка, новые требования вызывают у него чувство тревоги и неуверенности в себе. Привычка к постоянной опеке взрослого, исполнительская модель поведения, сложившаяся у такого ребенка в дошкольном детстве, мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его беспомощным при выполнении заданий.

Трудности при отсутствии самостоятельности:

  • серьезные нервно-психические перегрузки;
  • чувство тревоги и неуверенности в себе;
  • беспомощность при выполнении заданий.

Первоклассник, у которого не развита самостоятельность испытывает в школе серьезные нервно-психические перегрузки. Новая обстановка, новые требования вызывают у него чувство тревоги и неуверенности в себе.

Привычка к постоянной опеке взрослого, исполнительская модель поведения, сложившаяся у такого ребенка в дошкольном детстве, мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его беспомощным при выполнении заданий.

создание ситуации успеха; помнить о развитии речи во всех видах деятельности; не оставлять без внимания ни одного ответа детей; развитие у детей инициативы, самостоятельности, самоконтроля; развитие способности к творческому осмыслению жизненных ситуаций, способности к самостоятельному нравственному выбору.   Общение с детьми начинается с вопросов: «С каким настроением вы пришли на занятия?», «Чем бы хотели заняться?», «С кем из детей и педагогов хотели бы пообщаться сегодня?». Заканчивается подведением итогов: «Что из того, что планировалось и хотелось, удалось, а что - нет, и почему?» В большей степени стимулируем различные формы их полезной активности, особенно имеющей общественно направленный характер. Проводим работу с родителями будущих школьников по организации режима дня детей, благоприятного для их предстоящего обучения, информируем родителей о максимально допустимых нагрузках ребёнка, способствуем формированию здорового образа жизни семьи .
  • создание ситуации успеха;
  • помнить о развитии речи во всех видах деятельности;
  • не оставлять без внимания ни одного ответа детей;
  • развитие у детей инициативы, самостоятельности, самоконтроля;
  • развитие способности к творческому осмыслению жизненных ситуаций, способности к самостоятельному нравственному выбору.

Общение с детьми начинается с вопросов: «С каким настроением вы пришли на занятия?», «Чем бы хотели заняться?», «С кем из детей и педагогов хотели бы пообщаться сегодня?».

Заканчивается подведением итогов: «Что из того, что планировалось и хотелось, удалось, а что - нет, и почему?»

  • В большей степени стимулируем различные формы их полезной активности, особенно имеющей общественно направленный характер.
  • Проводим работу с родителями будущих школьников по организации режима дня детей, благоприятного для их предстоящего обучения, информируем родителей о максимально допустимых нагрузках ребёнка, способствуем формированию здорового образа жизни семьи .

Программа социально – личностного развития дошкольников «Познаю себя» является одним из компонентов комплексной программы развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100». Большое влияние на формирование образа мира дошкольника, обогащение представлений о собственном «Я» как субъекта деятельности и отношений оказывает среда, окружающая ребёнка. Образовательная система «Школа 2100» во-первых, является системой развивающего образования, готовящей школьника нового типа - внутренне свободного, любящего и умеющего творчески относиться к действительности, к другим людям;  во-вторых, доступна массовой школе; в-третьих, разработана как целостная система; в-четвёртых, является системой непрерывного образования .

Программа социально – личностного развития дошкольников «Познаю себя» является одним из компонентов комплексной программы развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100». Большое влияние на формирование образа мира дошкольника, обогащение представлений о собственном «Я» как субъекта деятельности и отношений оказывает среда, окружающая ребёнка.

Образовательная система «Школа 2100»

  • во-первых, является системой развивающего образования, готовящей школьника нового типа - внутренне свободного, любящего и умеющего творчески относиться к действительности, к другим людям;
  • во-вторых, доступна массовой школе;
  • в-третьих, разработана как целостная система;
  • в-четвёртых, является системой непрерывного образования .

Компоненты развивающей среды:

1. Среда, созданная для ребёнка взрослыми.

2. Среда как часть «Я» ребёнка («то, что меня согревает»). Содержание её определяется предметами и игрушками, которые ребёнок приносит из дома. Они являются для дошкольника носителями эмоционального благополучия, так как напоминают ему о близких людях, когда он испытывает грусть или одиночество.

3. Среда как компонент детской субкультуры отражает стремление и потребности детей в динамичном характере среды, её преобразовании в соответствии с требованиями игровой, психоэмоциональной ситуации. При этом преобразования, вносимые детьми в содержание среды, могут коренным образом отличаться от планов взрослых.

В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познаёт его, а вместе с тем познаёт и себя.

Основой построения программы является её ориентация на природную любознательность дошкольника, в том числе на интерес ребёнка к себе, восприятие его сверстниками и взрослыми, поиск своего места в системе социальных отношений, окружающем мире.

Программа состоит из трёх разделов:  В первом разделе – «Я среди других» - решается задача познания ребёнком себя через отношения с другими. Дошкольнику важно понять, насколько он похож на тех, кто его окружает, в чём проявляется это сходство и хорошо ли быть похожим на окружающих. Однако, вступая в игры со сверстниками, общаясь со взрослыми, дошкольник делает для себя новое открытие: он не такой, как все. Эти различия он видит не только в половой принадлежности, но и в особенностях своей внешности , отношении к окружающему миру. Надёжным союзником в этом непростом деле – постижении себя – должен стать для ребёнка взрослый. Во втором разделе – «Что я могу» - представлены игры, занятия и тренинговые упражнения, которые помогут ребёнку познать внутренний мир чувств и состояний, научиться анализировать их и управлять ими. В третьем разделе – «Я и другие» - совместная деятельность педагога и детей направлена на поиск ребёнком своего места в обществе сверстников.

Программа состоит из трёх разделов:

В первом разделе – «Я среди других» - решается задача познания ребёнком себя через отношения с другими. Дошкольнику важно понять, насколько он похож на тех, кто его окружает, в чём проявляется это сходство и хорошо ли быть похожим на окружающих. Однако, вступая в игры со сверстниками, общаясь со взрослыми, дошкольник делает для себя новое открытие: он не такой, как все. Эти различия он видит не только в половой принадлежности, но и в особенностях своей внешности , отношении к окружающему миру. Надёжным союзником в этом непростом деле – постижении себя – должен стать для ребёнка взрослый. Во втором разделе – «Что я могу» - представлены игры, занятия и тренинговые упражнения, которые помогут ребёнку познать внутренний мир чувств и состояний, научиться анализировать их и управлять ими. В третьем разделе – «Я и другие» - совместная деятельность педагога и детей направлена на поиск ребёнком своего места в обществе сверстников.

Результаты работы: 1. Дети стали более общительными, дружелюбными, они научились устанавливать и поддерживать контакты, избегать конфликтных ситуаций. 2. Дети научились на занятиях слушать друг друга, стали более организованными, дисциплинированными, внимательными, наблюдательными. 3. Улучшились коммуникативные навыки и умения. 4. Снизилось количество негативных эмоций и конфликтных ситуаций. 5. Дети научились умению договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к мнению товарищей. 6. Дети стали более сплоченными. Выявлен уровень заинтересованности родителей в предшкольной подготовке. Ясно видна необходимость повышения уровня социально-личностной готовности к школе.

Результаты работы:

1. Дети стали более общительными, дружелюбными, они научились устанавливать и поддерживать контакты, избегать конфликтных ситуаций.

2. Дети научились на занятиях слушать друг друга, стали более организованными, дисциплинированными, внимательными, наблюдательными.

3. Улучшились коммуникативные навыки и умения.

4. Снизилось количество негативных эмоций и конфликтных ситуаций.

5. Дети научились умению договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к мнению товарищей.

6. Дети стали более сплоченными.

Выявлен уровень заинтересованности родителей в предшкольной подготовке.

Ясно видна необходимость повышения уровня социально-личностной готовности к школе.

Выводы:

Выводы:

  • проблема эффективной всесторонней подготовки детей к школе приобрела особую актуальность в связи с модернизацией образования; 
  • приоритетным направлением ФГОС ДО, является развитие потенциала личности ребенка;
  • от того на сколько сформированы у ребенка социально - личностные качества, во многом зависят его будущие школьные успехи.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование социально-личностных качеств у дошкольников

Автор: Каташук Надежда Николаевна

Дата: 01.11.2019

Номер свидетельства: 525205


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства