Просмотр содержимого документа
«Формирование социально-личностных качеств у дошкольников»
Каташук Н.Н.,
учитель первой
квалификационной категории
МБОУ СОШ № 120
« Воспитание ребёнка в действительности означает воспитание жизни в ребёнке. Учитель должен воспитывать не ребёнка, а жизнь в ребёнке».
(Ш. Амонашвили.)
Нормативно-правовая база:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
Конституции РФ и законодательства РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.
В нормативно-правовых документах, обозначивших новые цели и задачи в дошкольном и начальном общем образовании, подчеркивается особая роль социально-личностного развития детей, как основного условия формирования социальной позиции, опыта социально-общественных отношений. Решение задач, обеспечивающих развитие у детей социально-личностных качеств на ступенях дошкольного и начального образования, является продуктивным при условии непрерывности и преемственности данного процесса. В ФГТ одним из основных направлений является социализация, обеспечивающая достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Стандарт направлен на решение следующихзадач:
1) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
2) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Стандарт направлен на решение следующих задач:
3) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
4) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
ФГТ в сфере дошкольного образования
Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Являясь приоритетным, социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка.
ФГОС НОО подчеркивает, что начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении.
Основные понятия
Личность- это человек, который достиг определённого, достаточно высокого уровня своего психического развития ( Л.И. Божович).
Развитие личности- последовательность и поступательность изменений, которые происходят в сознании и поведении личности.
Социализация— процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
Социально-личностное развитие-процесс и результат двух взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов: социализации и интериоризации, которые направлены на вхождение ребёнка в социокультурную среду.
Социально - личностная готовность к школе включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учителям и учебной деятельности. Эта готовность включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями, с одноклассниками. Ребёнку важно уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям школьной жизни. Социально - личностная готовность к школе включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учителям и учебной деятельности. Эта готовность включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями, с одноклассниками. Ребёнку важно уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям школьной жизни.
Социально - личностная готовность включает:
Социальная позиция
Права и обязанности
Отношение к школе, учителям, учебной деятельности
Мотивация
Коммуникативные качества
Умение общаться с учителями, одноклассниками
Включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учителям и учебной деятельности. Эта готовность включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями, с одноклассниками. Ребёнку важно уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям школьной жизни.
Особенности, которые приводят к изменению общего уровня психологической готовности к школе:
сокращается время, используемое для традиционных игр (сюжетно-ролевые, с правилами, развивающие);
традиционные игры замещаются компьютерными играми и просмотром телепередач
родители стремятся начать систематическое обучение ребенка как можно раньше;
наблюдается уподобление обучения дошкольников обучению младших школьнико в.
создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
обучение умению слушать и слышать другого;
развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
.
Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будетуспешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий
воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
формирование чувства симпатии между участниками общения;
объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;
обучение умению детей владеть собой;
развитие умения анализировать ситуацию;
целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.
Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий
Как сделать так, чтобы первокласснику в школе было комфортно, чтобы его первые неудачи не омрачили всю дальнейшую школьную жизнь?
Поступление ребёнка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. Чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, ребёнок должен быть готов к новым формам сотрудничества.
Как сложится обучение ребенка в первом классе, во многом зависит от наших с вами усилий.
Как встретится ребенок со школой, во многом будет зависеть от того, какое отношение к школе у него сложится, какие ожидания будут сформированы.
Серьезное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться на
стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать и многому научиться;
воспитании в детях самостоятельности, интереса к школе;
воспитании доброжелательного отношения к окружающим, уверенности в себе,
отсутствии боязни высказывать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами.
Чем же характеризуется самостоятельный ребёно к?
Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать, в готовности искать ответы на возникающие вопросы.
Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества.
Самостоятельный ребенок - это, прежде всего, ребенок, который в результате опыта успешной деятельности, подкрепленной одобрением окружающих, чувствует себя уверенно. Вся ситуация школьного обучения (новые требования к поведению и деятельности ученика, новые права, обязанности, отношения) основывается на том, что за годы дошкольного детства у ребенка сформировались основы самостоятельности, элементы саморегуляции, организованности. Умение относительно самостоятельно решать доступные задачи составляет предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе.
Трудности при отсутствии самостоятельности:
серьезные нервно-психические перегрузки;
чувство тревоги и неуверенности в себе;
беспомощность при выполнении заданий.
Первоклассник, у которого не развита самостоятельность испытывает в школе серьезные нервно-психические перегрузки. Новая обстановка, новые требования вызывают у него чувство тревоги и неуверенности в себе.
Привычка к постоянной опеке взрослого, исполнительская модель поведения, сложившаяся у такого ребенка в дошкольном детстве, мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его беспомощным при выполнении заданий.
создание ситуации успеха;
помнить о развитии речи во всех видах деятельности;
не оставлять без внимания ни одного ответа детей;
развитие у детей инициативы, самостоятельности, самоконтроля;
развитие способности к творческому осмыслению жизненных ситуаций, способности к самостоятельному нравственному выбору.
Общение с детьми начинается с вопросов: «С каким настроением вы пришли на занятия?», «Чем бы хотели заняться?», «С кем из детей и педагогов хотели бы пообщаться сегодня?».
Заканчивается подведением итогов: «Что из того, что планировалось и хотелось, удалось, а что - нет, и почему?»
В большей степени стимулируем различные формы их полезной активности, особенно имеющей общественно направленный характер.
Проводим работу с родителями будущих школьников по организации режима дня детей, благоприятного для их предстоящего обучения, информируем родителей о максимально допустимых нагрузках ребёнка, способствуем формированию здорового образа жизни семьи .
Программа социально – личностного развития дошкольников «Познаю себя» является одним из компонентов комплексной программы развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100». Большое влияние на формирование образа мира дошкольника, обогащение представлений о собственном «Я» как субъекта деятельности и отношений оказывает среда, окружающая ребёнка.
Образовательная система «Школа 2100»
во-первых, является системой развивающего образования, готовящей школьника нового типа - внутренне свободного, любящего и умеющего творчески относиться к действительности, к другим людям;
во-вторых, доступна массовой школе;
в-третьих, разработана как целостная система;
в-четвёртых, является системой непрерывного образования .
Компоненты развивающей среды:
1. Среда, созданная для ребёнка взрослыми.
2. Среда как часть «Я» ребёнка («то, что меня согревает»). Содержание её определяется предметами и игрушками, которые ребёнок приносит из дома. Они являются для дошкольника носителями эмоционального благополучия, так как напоминают ему о близких людях, когда он испытывает грусть или одиночество.
3. Среда как компонент детской субкультуры отражает стремление и потребности детей в динамичном характере среды, её преобразовании в соответствии с требованиями игровой, психоэмоциональной ситуации. При этом преобразования, вносимые детьми в содержание среды, могут коренным образом отличаться от планов взрослых.
В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познаёт его, а вместе с тем познаёт и себя.
Основой построения программы является её ориентация на природную любознательность дошкольника, в том числе на интерес ребёнка к себе, восприятие его сверстниками и взрослыми, поиск своего места в системе социальных отношений, окружающем мире.
Программа состоит из трёх разделов:
В первом разделе – «Я среди других» - решается задача познания ребёнком себя через отношения с другими. Дошкольнику важно понять, насколько он похож на тех, кто его окружает, в чём проявляется это сходство и хорошо ли быть похожим на окружающих. Однако, вступая в игры со сверстниками, общаясь со взрослыми, дошкольник делает для себя новое открытие: он не такой, как все. Эти различия он видит не только в половой принадлежности, но и в особенностях своей внешности , отношении к окружающему миру. Надёжным союзником в этом непростом деле – постижении себя – должен стать для ребёнка взрослый. Во втором разделе – «Что я могу» - представлены игры, занятия и тренинговые упражнения, которые помогут ребёнку познать внутренний мир чувств и состояний, научиться анализировать их и управлять ими. В третьем разделе – «Я и другие» - совместная деятельность педагога и детей направлена на поиск ребёнком своего места в обществе сверстников.
Результаты работы:
1. Дети стали более общительными, дружелюбными, они научились устанавливать и поддерживать контакты, избегать конфликтных ситуаций.
2. Дети научились на занятиях слушать друг друга, стали более организованными, дисциплинированными, внимательными, наблюдательными.
3. Улучшились коммуникативные навыки и умения.
4. Снизилось количество негативных эмоций и конфликтных ситуаций.
5. Дети научились умению договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к мнению товарищей.
6. Дети стали более сплоченными.
Выявлен уровень заинтересованности родителей в предшкольной подготовке.
Ясно видна необходимость повышения уровня социально-личностной готовности к школе.
Выводы:
проблема эффективной всесторонней подготовки детей к школе приобрела особую актуальность в связи с модернизацией образования;
приоритетным направлением ФГОС ДО, является развитие потенциала личности ребенка;
от того на сколько сформированы у ребенка социально - личностные качества, во многом зависят его будущие школьные успехи.