kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование социально компетентной личности ребенка через активные методы развития экологической культуры дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мой опыт работы по формированию экологических заний дошкольников с помощью активных методов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование социально компетентной личности ребенка через активные методы развития экологической культуры дошкольников.»

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО КОМПЕТЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ.


Никифорова Татьяна


Формирование социально компетентной личности ребенка через активные методы развития экологической культуры детей дошкольного возраста.

Я работаю с детьми дошкольного возраста. Большое внимание я уделяю экологическому воспитанию детей. На современном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую остроту. Экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.

Для организации образовательного процесса я, в первую очередь, составила перспективный план работы, куда включила разнообразные виды деятельности: художественно-эстетическую, трудовую, экскурсии, выставки, конкурсы, викторины, разработала цикл бесед с детьми на разную тематику, подобрала и систематизировала дидактические игры экологического направления. Начала свою работу с подбора программ, методик по экологическому образованию. Программно-методическое обеспечение постоянно пополняла, создала картотеку новинок литературы, оформила подборку статей из журналов «Дошкольное воспитание», «Дошкольное образование», изучила и использовала учебно-методическое пособие Л.И.Греховой «В союзе с природой» программу экологического образования дошкольников «Мы» С.Н.Николаевой.

Изучение литературы помогло мне составить классификацию активных методов:


активные методы обучения

неимитационные

имитационные


игровые

неигровые

проблемная лекция,

лекция вдвоём,

лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция;

эвристическая беседа;

поисковая лабораторная дента;

учебная дискуссия;

самостоятельная работа с литературой;

семинары;

дискуссии

деловая игра;

педагогические ситуации;

педагогические задачи;

ситуация – нсценирование различной деятельности

коллективная мыслительная деятельность;

ТРИЗ работа.


В процессе отбора методов обучения особое внимание уделяла включению разнообразных приемов, таких как оживления, эмпатии, агглютинации, гиперболизации и др.

Прием оживления – предлагала оживить неживые объекты, предметы природы и представить, что за этим последует: Давайте оживим ветер! Кто его мама? Кто его друзья? и т.п.

Прием эмпатии - дети представляют себя на месте наблюдаемого: А что если ты превратишься в кустик? О чем ты мечтаешь? Кого ты боишься? О чем шепчут твои листочки? и т. д.

Изменение законов природы. Что будет, если за летом придет зима, а не осень? Что произойдет с животными? растениями? и т.д.

Агглютинация предполагает «склеивание» различных несоединимых в повседневной жизни частей, качеств, свойств (деревья с ногами, корова с крыльями и т.д.).

Гиперболизация - процесс преувеличения и преуменьшения отдельных элементов впечатлений: Что будет, если дерево вырастет до неба? Что на нем будет расти? и т. д.

Для закрепления представлений о среде обитания растений использовала экологические кубики, которые несут информацию о факторах среды (температуре, освещенности, влажности), картинки с изображением растений или животных и рисунок среды обитания большого формата (влажные тропические леса, субтропики, пустыни). Бросая кубики, дети подбирали по полученным параметрам соответствующий тип сообщества и находили картинки с растениями или животными, обитающими в таких абиотических условиях среды.

Для уточнения знаний об экологических группах растений и животных использовала настольную имитационную игру, которая проводилась группами по 8-10 человек. Для ее проведения использовала карточки трех цветов: красные обозначали температуру, синие - воду, желтые - солнце. Каждый ребенок - это растение (животное, насекомое и т.д.), карточки на столе - это факторы, необходимые живому организму для жизни. Участники игры задумывали какой-то фактор, как наиболее необходимый для каждого из них в данный момент, выбирали соответствующую карточку и объясняли, какой у них фактор среды, и как он влияет на жизнь организма. Дети отгадывали, какое он растение (животное).

Для того, чтобы дети правильно называли растения и животных, их признаки, внимательно наблюдали процессы, происходящие с ними, я использовала сюжетные мини-игры, которые формировали умения принимать воображаемую ситуацию, действовать в рамках необычности, нереальности. Наиболее важным условием для успешной мини-игры явилось умение представить себя в конкретной роли, когда ребенок рассказывал от лица описываемого растения или животного, не называя его, а остальные отгадывали. Рассказ выстраивался по определенной логике: повествование шло от первого лица, описывались характерные особенности, в основе которых лежали внешние признаки объекта (форма, цвет, размер), вводились элементы очеловечивания. В результате такой игры дети не равнодушно, а эмоционально воспринимали растения и животных, что выражалось в радостных возгласах, желании их потрогать, погладить понюхать. Кроме того, использовались следующие дидактические игры: поиск нелепиц и ошибок в рассказах; загадки, кроссворды. Ценность кроссвордов в том, что они заставляют ребенка отобрать из своего опыта самое существенное, отвечающее заданию и решить речевую задачу.

Таким образом, овладение экологическими понятиями, осознание их содержания происходило на основе накопления достаточных знаний о характерных признаках живых организмов.

Для закрепления знаний об экологических группах я использовала дидактическую игру «Рассели животных (растения) на карте» в зависимости от местообитания. Дети с большим интересом выполняли подобные задания. Я пришла к выводу, что дошкольники способны разобраться в той информации, которая закодирована в условных знаках. Это позволило говорить об умении детей рассуждать об объектах, опираясь на графические знаки, выделяя и устанавливая реальные отношения, существующие между элементами карты.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Никифорова Татьяна Григорьевна

Дата: 04.04.2019

Номер свидетельства: 505991


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства